Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятое постановление оговаривает, что оплата ремонта не освобождает страховую компанию от таких выплат потерпевшему, как возмещение в счет утраты товарной стоимости автомобиля, его эвакуации с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), хранения и прочих расходов вплоть до стоимости работ по восстановлению дорожного знака.

Ремонт с доплатой можно заменить на выплату

На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.

Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».

Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.

Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.

Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.

О финансовом уполномоченном

Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.

При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.

Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.

В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.

Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.

Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Читайте также:  Неоплачиваемый больничный внешнему совместителю в программах 1С

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Что делать, чтобы получить УТС при ОСАГО

Большинство страховых организаций стараются уклониться от выплаты УТС по автогражданке. Как правило, клиент сначала должен показать свою решимость, только потом он может получить возмещение. Например, он может подать претензию либо судебный иск. При правильной разработке досудебной претензии страховщик может удовлетворить её, чтобы не усугублять ситуацию. В итоге хозяин машины может не только получить оплату восстановительных работ, но и рассчитывать на компенсацию её потерянной стоимости.

Для получения компенсации по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году необходимо сделать следующее:

  • Рассчитать УТС по ОСАГО. Вычисления должна произвести независимая компания, которая предоставляет услуги по расчёту расходов на ремонтные работы. Для этого в неё следует направить заверенную копию бумаги, которая подтверждает затраты на восстановление, и акт осмотра транспортного средства, если страховая это делала. По итогам выполнения процедуры застрахованный получит акт расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.
  • Оформить заявление на получение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. К нему следует приложить акт расчёта УТС.
    Подождать, пока страховая рассмотрит предоставленные документы.
  • Получить финансовое возмещение. Если страховщик откажет в компенсации, нужно разработать и подать иск в суд. Он должен быть оформлен на имя страховщика, у которого был куплен полис ОСАГО. Если организация обанкротилась либо сумма выходит за рамки лимита, заявление о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО следует оформить на водителя, виновного в дорожном инциденте.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

Читайте также:  Куда можно поехать за границу 2023

Как подать заявление?

Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.

Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2022 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.

Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Единая методика расчёта УТС

Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Главная проблема возникает уже на первом этапе. Оценить УТС до того как проведен ремонт бывает сложно. Как показывает судебная практика, в деле может быть 3 и более экспертизы с разными оценочными стоимостями автомобиля после аварии. В связи с ростом числа требований о взыскании УТС в 2021 году страховые компании начали обращать внимание на разрабатываемую методику оценки этого вида ущерба. Если она будет принята, то на компенсацию смогут рассчитывать собственники автомобилей, у которых:

  • был «поведен» кузова или рама;
  • заменялись несъемные элементы кузова;
  • ремонтировались съемные или несъемные элементы, в том числе пластиковые и отопление.

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2021 году

В ФЗ №40 от 25 апреля 2021 года «Об ОСАГО» понятие не фигурирует. Ранее страховщики пользовались этим, отказывая в возмещении. Однако 26 декабря 2021 года Пленумом Верховного суда было вынесено постановление №58 «О применении закона об ОСАГО». В пункте 37 указывается, что уменьшение товарной стоимости является ущербом. Его необходимо возмещать. В результате УТС в 2021 году подлежит компенсации. Однако на практике к постановлению мало кто обращается. Поэтому многие страховщики даже не знают о его существовании.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

Утс по осаго 2021 судебная практика

В большинстве случаев практика осуществляется в апелляционных судебных инстанциях. В судопроизводстве обязательно учитываются Постановления Пленумов Верховного Суда (напр., Постановление от января 2021 года, п. 29). Обращаться должен не виновник аварии, а пострадавший, которому полагаются компенсационные выплаты от страховой организации. Мировой суд, учитывает повреждения автомобиля, определяет степень вины, тяжести причиненного ущерба. Это первая инстанция, которая выносит обычно меру наказания виновной стороне. Пакет необходимых документов Сразу следует отметить, что результаты независимых экспертных оценщиков приниматься во внимание уже не будут страховыми компаниям. Так определено после введения новых стандартов в закон РФ. Но такая экспертиза практикуется в тех случаях, когда страховщики дают сами одобрение на то, чтобы автовладелец обращался к тому или иному оценщику.

То же самое касается и страховых компаний, нежелающих платить компенсацию – они обращаются к юристам. Примеры из судебной практики по УТС по ОСАГО Чтобы ближе понимать, как на практике срабатывают все положения, которые были недавно внедрены в российское законодательство, следует рассмотреть несколько примеров судебных решений. По мнению специалистов правовой сферы, судебные инстанции решают в пользу водителей дела даже тогда, когда в договоре страхования ничего не было сказано о возмещении УТС. Но полис обязательно должен быть по обязательному автострахованию гражданской ответственности. В таких случаях судьи опираются больше на Гражданский Кодекс России и Постановления Верховного Суда. Пример 1 Сентябрьское постановление суда 2021 года, г.

Какими способами рассчитывается УТС

Разработано несколько методов для расчёта такой величины, как утрата товарной стоимости автомобиля. Наиболее часто используемый метод Минюста, им пользуются суды при рассмотрении дел о возмещении. Есть и другие способы, но они менее эффективные и точные.

Читайте также:  Пособие на оздоровление чернобыльцу

Не стоит самостоятельно проводит расчёты. Они не будут точными. Лучше обратиться к услуга профессионального оценщика. В своём отчёте он укажет точную сумму денежных средств, которая была потрачена собственником авто для его восстановления. Она будет рассчитана с учётом:

  • времени, которое детали, уцелевшие после происшествия, могут прослужить;
  • наличия или отсутствия повреждения защитного покрытия;
  • количества деталей, которые были восстановлены или полностью заменены при ремонте.

Проводя самостоятельные расчёты, владелец может получить только примерную сумму. Он может использовать следующие методы:

  • метод Минюста. Он применяется судами, является официальным и более точным;
  • метод руководящего документа – довольно сложный, но точный;
  • метод Хальбгевакса – довольно простой, его может использовать любой, но полученные цифры будут довольно приблизительными.

Готовя отчёт, оценщик обязательно укажет, какой метод он использовал, по какой причине, и приведёт все действия для получения итогового числа.

Закон об утрате товарной собственности

Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…». Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности. Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.

Мнение эксперта

Мария Мирная

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Однако, ВСРФ в постановлении №58 однозначно указывает на неправомерность подобного истолкования закона. Утрата товарной стоимости автомобиля Верховным судом приравнивается к реальному ущербу. Поэтому, потерпевшая сторона вправе требовать компенсации, в соответствии со ст.1064 и ст.1072 Гражданского законодательства.

Для того чтобы произвести расчет выплаты необходимо провести экспертизу автомобиля. То есть оценить насколько сильно он пострадал и перевести это в денежный эквивалент.

Есть специальное метод. рук-во по определению стоимости ТС с учетом естественного износа № РД 37.009.015-98. В п. 4.7.3. указана последовательность расчета УТС. Эти данные используются для выяснения того сколько именно машина потеряла.

Согласно ему для расчета УТС необходимо иметь следующие данные:

ССдо средняя стоимость до ДТП
Зр Затраты на ремонт
См стоимость материалов
К корректирующий коэффициент

О правовом определении понятия «утрата товарной стоимости»

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие «реальный ущерб» является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие «хозяйственное общество», охватывающее такие понятия, как «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью» и «общество с дополнительной ответственностью» и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия «хозяйственное общество» законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. «С понятием «вред», «ущерб» соприкасается понятие «убыток». Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток — это денежная оценка имущественного вреда» . «Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)» .

Примеры из судебной практики по УТС по ОСАГО

  1. Страховщик наотрез отказывается принять заявление автовладельца, где выражена просьба об УТС по ОСАГО.
  2. Компания приняла на рассмотрение заявление или претензию, но выполнять отказалась – ответ не присылает.
  3. После поданной претензии (или заявления) клиент получает необоснованный отказ.
  4. В ответ на претензию прислан обоснованный отказ, но страхователь-клиент с ним не соглашается.
  5. Страховщик недоплатил компенсационные суммы.
  6. Получено согласие после рассмотрения претензии, но наблюдается задержка в выплатах.
  7. Водителю вменяют вину, тогда как есть веские доказательства его невиновности в ДТП и что он, наоборот, является пострадавшей стороной.
  8. В сумме с иными видами сумм (ущербов) компенсация не превышает самую большую сумму выплат, который установлен по закону, но страховщик утверждает обратное.
  9. Машина не старая и не имела большого износа (более 50-60%), но страховая компания настаивает на обратном.
  10. Страховщик отказывается признавать законодательный постулат о том, что УТС – э то реальный ущерб, подлежащий восполнению в денежном выражении.
  • искривление геометрии кузова, которые легко определить даже невооруженным глазом;
  • поломки выявлены по результатам экспертизы и причиной тому установлено автодорожное происшествие, либо неправильно проведенного ремонта;
  • внешний вид автомобиля сильно ухудшен;
  • уровень эксплуатационных характеристик существенно снизился;
  • невозможность проведения ремонта без замены ключевой детали так, чтобы это не повлияло на работу всей машины в целом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *