Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые средства обеспечения сохранности военного имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо того, что должен быть установлен факт наличия убытков воинской части и причастных к содеянному поступку лиц, действия или бездействия, которых стали причиной ущерба, необходимо также определить лицо, которое непосредственно несёт ответственность за материальное состояние данной собственности.
Порядок и сроки проведения расследования
Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:
- — установить основания для привлечения к ответственности;
- — определить причины возникновения нарушения законодательства;
- — выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.
Срок проведения расследования не может превышать один месяц со дня обнаружения проблемы. |
Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.
Как осуществляется удержание денежных средств?
Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.
Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.
При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.
Пределы полной материальной ответственности
Действительная законодательная база гласит, что работник несет материальную ответственность перед своим работодателем в тех пределах, которые установлены в соответствии с нормами ТК РФ и внутренним распорядком компании.
В той ситуации, если работник при оформлении на работу заключил соглашение о полной ответственности, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций он будет обязан в полной мере возместить работодателю все расходы, которые он понес в результате небрежного отношения сотрудника к рабочему процессу (ст. 242 ТК РФ). В ст. 243 ТК РФ указаны случаи полной материальной ответственности, когда на работника возлагают обязанность по полной компенсации расходов:
- когда сотрудник был уличен в умышленном нанесении вреда работодателю;
- при причинении материального ущерба в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- в случае недостачи материальных ценностей, которые сотрудник получил под расписку для выполнения служебной миссии;
- если работник нанес вред организации в результате преступных действий, которые были подтверждены и установлены в судебном порядке;
- материальный вред работодателю был нанесен в результате административного правонарушения со стороны работника;
- если работник стал причиной разглашения конфиденциальных сведений (государственного, служебного или коммерческого характера);
- если материальный ущерб был нанесен не во время исполнения служебных обязанностей.
Стоит отдельное внимание обратить на тот факт, что полная материальная ответственность наступает для работника в том случае, если он добровольно принял на себя обязательства и подписал соответствующее соглашение со своим работодателем.
Как определяется степень нанесённого военнослужащим вреда
В случае выявления наличия материального ущерба для собственности Вооружённых Сил, сумма денежной компенсации устанавливается, исходя из размера фактических потерь. Для этого учитываются цены на объекты собственности, ремонт или замена которых требуется, с учётом стоимости на день обнаружения убытков, для местности или страны, где дислоцируется воинская часть.
Если компенсация назначается за оружие или его составные части, военную технику, а также любые другие объекты собственности, поставки которых осуществляются централизованно для всех воинских формирований, для определения суммы ущерба формируется специальная комиссия от уполномоченного государственного органа.
Важно
! При установлении степени нанесённого убытка Вооружённым Силам учитывается уровень естественного износа данной собственности в ходе её постоянной эксплуатации. Амортизация рассчитывается на день обнаружения причинённых потерь, но сумма компенсации должна быть не ниже стоимости утилизации данного имущества.
Если материальный ущерб был нанесён командиром из-за неправомерного назначения на занимаемую должность лица, которое не соответствует установленным критериям, то убыток исчисляется из размера выплаченной заработной платы или денежного довольствия, которое начислялось такому лицо во время нахождения на посту. Также сумма компенсации может вычисляться из разницы между положенной и фактически занимаемой должностью.
Внимание
! Если в нанесении убытка воинской части были установлены виновными несколько служащих армии, то размер материальной ответственности для каждого из фигурантов определяется индивидуально, исходя из степени вины. Но общая сумма компенсации устанавливается из расчёта нанесённого ущерба, а не количества участников.
Если действия находящегося на службе лица привели к необходимости оказания лечения в военно-медицинских учреждениях пострадавшим от совершённых деяний, то все возникшие затраты подлежат возмещению виновником произошедшей ситуации.
По степени важности материальная ответственность военнослужащих делиться на два вида
:
-
Ограниченную
– взыскание компенсации осуществляется в размерах, не превышающих установленную норму (как правило, это не более трёх месячных окладов) и такое же количество надбавок за выслугу лет. В судебной практике данный вид ответственности применяется в случае неумышленной порчи имущества или ущерба в малых размерах. -
Полную
– принудительное возмещение убытков в полном размере без каких-либо ограничений. Применяется, как правило, при умышленном совершении неправомерного деяния, грубого нарушения устава и должностных инструкций, совершении действий, которыми был нанесён вред здоровью других военнослужащих и в случае ущерба в крупных масштабах.
Командир военной части обратился в гарнизонный военный суд с требованием взыскать с бывшего военнослужащего Н. материальный ущерб в сумме 170 000 рублей.
В заявлении истец указал, что ответчик пренебрёг своими должностными обязанностями в отношении проверки готовности к эксплуатации и исправности вверенного ему транспортного средства, в результате чего произошло возгорание.
Суд в удовлетворении данных требований отказал на основании того, что истец не предоставил достаточных доказательств ненадлежащего исполнения военнослужащим Н. своих прямых обязанностей. Согласно исковому заявлению, рядовой Б. нанёс младшему лейтенанту К. один удар кулаком в живот, повлёкший за собой разрыв печени с обширным кровоизлиянием в брюшную полость, т. е. причинил тяжкий вред здоровью. В результате потерпевший был госпитализирован, затраты на лечение составили 70 000 рублей.
Военный прокурор в исковой требовании просит признать рядового Б. виновным в причинении тяжкого вреда здоровью и взыскать с него компенсацию в размере 70 000 рублей, потраченных на лечение потерпевшего К.
Рассмотрим основные условия, при которых наступает данный вид матответственности:
- установленный факт действительного материального ущерба, т. е. утрата, хищение, порча и т. п. военного имущества;
- нахождение виновного в момент причинения вреда при исполнении военных обязанностей (военнослужащий, находившийся не при исполнении, несет материальную ответственность по гражданскому законодательству);
- ущерб причинен федеральной собственности (имущество военной части);
- размер потерь, причиненных военнослужащим, не имеет значения для привлечения к материальной ответственности;
- виновного можно привлечь как в административном, так и в судебном порядке;
- установлена одна санкция — обязанность осуществить денежное возмещение причиненного материального ущерба за счет личных средств;
- срок давности — 3 года со дня обнаружения потерь.
Как правильно привлечь военного к материальной ответственности
Командир части назначает приказом или распоряжением проведение административного расследования, устанавливает его срок, ответственных лиц и определяет факт, по которому будет осуществляться проверка. Второй вариант — резолюция на рапорте, которая станет основанием для проверки.
Алгоритм действий следующий:
- сбор комиссии для расследования;
- анализ ситуации;
- определение виновного лица, изучение его должностных обязанностей;
- выяснение обстоятельств совершения нарушения;
- анализ собранной информации, определение наличия или отсутствия умысла, расчет бухгалтером части размера причиненного ущерба;
- получение объяснений участвующих в деле лиц;
- к материалам проверки приложить акт о проверке, объяснения, рапорты, отчеты.
По факту нанесенного ущерба командир воинской части издает приказ об ответственности военнослужащего.
Установленная форма для данного вида приказа отсутствует, поэтому он оформляется в соответствии с общими требованиями.
Шапка приказа включает данные военной части, наименование, номер документа, место и дату составления.
Преамбула содержит обоснование его издания (обстоятельства, послужившие причиной создания) либо основание (прямая ссылка на конкретный документ или законодательный акт).
Основная часть содержит:
- непосредственно информацию о нарушении;
- указание на суммы возмещения в отношении виновного лица;
- указание финансовой службе на необходимость производить соответствующие удержания.
Закон о материальной ответственности военнослужащих
Основные принципы и нормативы, относящиеся к материальной ответственности военнослужащих (МОВ), закрепляет Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Последние изменения в него внесены совсем недавно – в июле 2017 года
Важно не путать с другим законом «О национальной платежной системе». Это отдельный закон, и сегодня речь не о нём
В законе имеются четыре главы.
Первая глава коротенькая – одна страничка. Первая статья рассказывает о том, где применяют ФЗ. Закон применяют в отношении служащих Вооружённых Сил России, плюс в отношении гражданских лиц, которые проходят военные сборы. Обе группы лиц в документе упоминаются как «военнослужащие».
Повреждения всего остального:
- федерального имущества, которое не является имуществом никакой воинской части;
- имущества субъекта Федерации или муниципального имущества;
- имущества предприятий всех форм собственности, принадлежащих государству, коллективным или индивидуальным собственникам;
- имущества частных лиц,
не описываются в этом законе. То есть, если во время плановых учений армейский танк наехал на муниципальную клумбу, то механик-водитель танка понесёт только дисциплинарную, а не материальную ответственность. Компенсировать муниципалитету ущерб будет (если будет) министерство обороны.
Когда предусмотрена материальная ответственность
Каждый случай наступления ответственности обязательно должен сопровождаться объективным расследованием. Наказанию подвергается военный не столько за факт причинения ущерба, сколько за сопутствующие противоправные действия. Первым делом необходимо выяснить, имелись ли в поступках гражданина смягчающие обстоятельства? В противном случае его действия или бездействие будет расценено, как нарушение закона.
После того, как было установлена доля вины военнослужащего, вступают в силу вышеуказанные нормативные акты. Согласно им устанавливается форма и размер компенсационной выплаты. Здесь необходимо отметить еще одну тонкость. Когда действия гражданина привели к порче военного имущества, но сам гражданин при этом на службе не состоял или не находился при исполнении, то в отношении него будут приняты меры по гражданским актам, также предусмотренным в российском законодательстве.
Виды материальной ответственности военнослужащих
Персонала за ущерб, причиненный государству
Военнослужащих и лиц гражданского
Материальная ответственность
Институт материальной ответственности на различных этапах строительства Вооруженных Сил не был постоянным, а изменялся в зависимости от международной и внутренней обстановки и тех задач, которые решали Вооруженные Силы.
Постоянным оставалось то, что правовые меры охраны военного имущества в армии и на флоте, как правило, отличались повышенными требованиями, ибо причинение материального ущерба в Вооруженных Силах по своим последствиям представляет большую опасность, чем в экономики, так как при этом подрывается материальное обеспечение боевой готовности.
В июне 1999 года принят Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих № 161 — ФЗ. Этот закон учитывает требования Гражданского законодательства и Закона «О статусе военнослужащих».
Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых Законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Основания для привлечения к ответственности военнослужащего
Законодателем установлено, что к военному имуществу относится вооружение вне зависимости от его видов, военная и иная техника воинской части, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество, имущество инженерное, а также иные предметы материального мира находящееся в ведении государства, вне зависимости от воинской организации, формирования и рода войск.
В законодательстве выделяют следующие основания для привлечения к военнослужащего к ответственности:
- Утрата военного имущества военнослужащим, т.е. выбывание из владения военнослужащего помимо его воли военного имущества ввиду непринятия должных мер для его сохранения;
- Повреждение и уничтожение имущества, причинение вреда военному имуществу, при котором оно потеряло свои полезный свойства полностью или частично, для определения степени ответственности в ходе разбирательство выясняется умышленно ли причинены повреждения или по неосторожности, данные обстоятельства выясняются командиром при проведении служебного разбирательства.
Если военнослужащий несогласен с решением о взыскании
Согласно закону, военнослужащий имеет право обжаловать приказ о возмещении причинённого ущерба, но это не отменяет взыскания денежных средств из его жалования.
Если суд признает данный приказ неправомерным, взысканные средства военнослужащего будут возвращены.
Помимо этого, лицо, признанное виновным в причинении ущерба, может обжаловать не
только приказ о его возмещении, но и материалы административного расследования, а также и то, и другое одновременно. В этом случае военнослужащему необходимо предоставить жалобу в Военный суд.
Если на момент подачи жалобы военнослужащий выступает в качестве ответчика в деле о взыскании материального ущерба в районном суде, данное делопроизводство должно быть приостановлено до рассмотрения жалобы, поскольку она имеет преюдициальное значение.
Узнайте все о доплатах и надбавках к заработной плате. Наш материал посвящен теме увольнения по собственному желанию.
Про последствия нарушения режима больничного вы прочтете здесь.
Порядок проведения инвентаризации
Перед началом инвентаризации всегда должен быть издан приказ командира на ее проведение. Так же приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, во главе с председателем этой комиссии. Допускается создания нескольких комиссий для проверки имущества разной номеннклатуры или при проверки разных подразделений.
Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Финансовый орган на обеспечении которого находится часть или подразделение, обязан выдать инвентаризационные описи (форма по ОКУД 0504087), в которых должно отражаться стоимость имущества подлежащего инвентаризационной проверке.
Материально ответственное лицо обязано написать расписку о сдаче в финансовый орган всех приходных и расходных первичных учетных документов по движению имущества и об отсутствии неоприходованного или списанного в расход имущества.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) подписываются всеми членами инвентаризационной (рабочей) комиссии и материально ответственными лицами. В конце инвентаризационной описи (сличительной ведомости) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) имущества на ответственное хранение.
- Описи могут заполнятся как с использованием печатающих устройств, так и заполнением ручным способом (приказ МО РФ № 1365 пункт 16).
- Операции по приему и отпуску материальных ценностей на время проведения инвентаризации приостанавливаются (приказ МО РФ № 1365 пункт 22).
После окончания инвентаризации, председатель комиссии предает все описи в финансовый орган, а финансово-экономический орган в свою очередь проверяет наличие расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества.
По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии докладывает командиру воинской части предложения по:
- отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета;
- оприходованию излишков;
- урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей против данных бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.
Порядок взыскания денежной суммы
При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:
- Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
- Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
- Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
- Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
- Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
- Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
- При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
- При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
- Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
- По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.
В составленном рапорте члены комиссии должны указать:
- Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
- Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
- Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.
После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.
Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;
- Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной службе и воинской обязанности»;
- воинским Уставом ВС РФ.
Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ.
Общие принципы ответственности
Призывник, принятый по контракту или мобилизованного из запаса, несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб любой государственной собственности, находящейся на балансе органов военного управления, где проходит несение службы.
Под ответственностью подразумевается возлагаемое обязательство безусловного возмещения в денежном эквиваленте нанесённого ущерба. При этом военный должен компенсировать убыток, не зависимо от того, привлекается ли за совершённое деяние или бездействие к другим видам ответственности, таким как административная, дисциплинарная и уголовная.
Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом №161-ФЗ от 12.07.1999 и другими подзаконными актами.
Вооружённые Силы представляют собой Государственную организацию Российской Федерации, деятельность которой направлена на физическую защиту территориальной целостности и других интересов РФ за её пределами. Для выполнения поставленных задач данная организация снабжается всеми необходимыми материально-техническими средствами за счёт государственного бюджета.
Согласно законодательству, к таковым относятся все виды:
- оружия;
- боеприпасов;
- топлива;
- техники;
- горюче-смазочных материалов;
- вещевого и продовольственного имущества;
- здания и сооружения;
- денежные средства и ценные бумаги;
- другие виды федеральной собственности, закрепленной за воинской частью.
Соответственно, любые материальные объекты, находящиеся в распоряжении Вооружённых Сил, являются государственной ценностью, для обеспечения сохранности которой, на законодательном уровне был определён порядок установления ответственности военнослужащих за материальную целостность государственного имущества.