Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Позитивные и негативные воздействия методов административного управления
Позитивные воздействия методов административного управления
1. Рост уровня регламентации управления:
- Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом к нему работников, четких должностных инструкций;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.
2. Эффективные виды распорядительных воздействий:
- четкие приказы, распоряжения, устные указания на всех уровнях управления;
- применение системы контроля исполнения документов в организации
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения:
- сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения разработка и мер по их устранению;
- исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников;
- эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты;
- использование японского правила — упущения записываются, достижения поощряются.
Негативные воздействия методов административного управления
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал:
- типовой устав организации, хранящийся за «семью печатями»;
- принятие формальных коллективных договоров;
- конфронтация с профсоюзами; -отсутствие должностных инструкций;
- пользование устаревшими положениями о подразделениях
2. Неэффективные виды распорядительных воздействий:
- противоречивые, расплывчатые приказы и распоряжения без четких мероприятий;
- отсутствие системы контроля исполнения документов в организации
3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения:
- рост текучести, отсутствие анализа причин увольнения;
- безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными подчиненными;
- частое и не всегда обоснованное использование методов наказания;
- отсутствие четких правил наказания и поощрения.
Понятие и виды мер административного принуждения
В данной статье рассмотрены понятие и вид мер административного принуждения. В частности, дано понятие мер административного принуждения, произведена их классификация и рассмотрены меры административного пресечения.
Ключевые слова: административное право, административное принуждение, меры административного принуждения, меры административного пресечения, административное задержание
Нормы административного права содержат широкий спектр мер принудительного воздействия, которые применяются публичной администрацией с целью обеспечения правопорядка. Данный вид принуждения охраняет как административно-правовые нормы, так и нормы иных отраслей права (трудового, гражданского, земельного и т. д.), реализацию которых обеспечивают субъекты публичной исполнительной власти.
В связи с тем, что административно-правовое принуждение является одним из видов правового принуждения, то ему характерны признаки последнего. Однако, административно-правовое принуждение обладает и рядом особенностей, которые присущи только ему. К таким особенностям относят:
- а. применение мер административно-правового принуждения происходит в связи с антиобщественными деяниями, которыми, как правило, являются административными правонарушениями;
- б. осуществление административно-правового принуждения происходит в рамках внеслужебного подчинения, то есть между сторонами правоотношения отсутствует организационное и линейное подчинение;
- в. разнообразие и множественность субъектов, которые осуществляют административную юрисдикцию;
г. административному воздействию могут быть подвержены как физические лица, так и коллективные субъекты.
д. административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, порядок и основания их применения [3].
Административно-правовое принуждение, являясь особым видом правового принуждения, заключается в применении субъектами публичной функциональной власти принудительных мер, которые установлены нормами административного права, в связи с неправомерными действиями. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка и в профилактике правонарушений.
Административно-правовое принуждение обладает большим количеством средств пресечения (например: запрещение эксплуатации механизмов или задержание граждан). Их использование прекращает антиобщественные действия и предотвращает наступление общественно вредных последствий.
Зачастую административно-принудительные средства применяются к лицам, которые впервые, случайно совершили правонарушения.
В этом случае они оказывают огромное воспитательное воздействие, являясь звеном системы профилактики преступлений.
Безнаказанность мелких нарушений, которая выражается в непринятии мер административно-правового принуждения к виновным, может привести к совершению лицом новых правонарушений, в том числе и преступлений.
В состав административно-принудительных мер входят и такие меры, которые считаются самостоятельными. Это административные санкции. Применение таких мер предполагает решение вопроса по существу.
Кроме того, имеются процессуальные меры (например: задержание или досмотр вещей). Они создают условия для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.
Такие меры называют обеспечительными.
Применение принуждения осуществляется с целью охраны правопорядка. Данная цель может достигаться несколькими способами. Во-первых, это пресечение нарушений.
Во-вторых, возмещение причиненного вреда, и, в-третьих, наложение наказания.
В связи с этим, в зависимости от цели, для достижения которой используются средства принуждения, выделяют меры пресечения, восстановительные меры и меры наказания.
Административное принуждение, по сути, должно обеспечивать исполнение правил поведения, выражение которых происходит в административно-правовых нормах.
В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что применение мер административного принуждения происходит для обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а лишь тех, которые формулируют правила поведения, не имеющие ведомственных границ, в сфере государственного управления, то есть являющихся общеобязательными. К ним можно отнести правила дорожного движения, обеспечение санитарной и пожарной безопасности и т. д.
Для принудительных мер характерен в основном административный (внесудебный) порядок их применения.
В большинстве случаев использование таких мер отнесено к полномочиям органов исполнительной власти и их должностных лиц, при этом, не всех без исключения, а только тех, которые наделены соответствующими полномочиями.
Как правило, меры административного принуждения применяются органами, которые осуществляют правоохранительные функции. К таким органам можно отнести таможенные органы, полицию и различные надзорные органы. Круг субъектов, которые наделены таким правом, достаточно широк.
Реализация мер административного принуждения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время, некоторые меры административного принуждения могут быть применены только судьями.
К таким случаям относятся назначение наказаний в виде административного ареста, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, админ��стративного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д. Порядок рассмотрения правонарушений, предусматривающих применение за их совершение, видов наказания назначаемых исключительно судом закреплен в КРФоАП.
Следовательно, все меры административного принуждения условно можно разделить на применяемые во внесудебном порядке, и на применяемые только в судебном порядке.
Использование мер административного принуждения ограничивает права и свободы граждан, поэтому особую актуальность принимает вопрос об административно-правовых нормах, которые регулируют применение мер административного принуждения.
В то же время, при применении мер административного принуждения, ограничение прав и свобод не выходит за границы конституционных положений.
Таким образом, условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, меры, допустимые к использованию в определенных случаях, органами, уполномоченные на их применение, определяется исключительно нормами федеральных законов [5].
- По целевому назначению меры административного принуждения можно разделить на три группы:
- 1) административно-предупредительные меры;
- 2) меры административного пресечения;
- 3) меры административной ответственности.
- Все меры административного принуждения, в зависимости от способа и целей обеспечения правопорядка, которые определяются объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на них, можно разделить на четыре группы:
- − административно-предупредительные меры;
- − меры административного пресечения;
- − меры административной ответственности;
- − меры административно-процессуального обеспечения.
Любой коллектив имеет общие интересы и цели. В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями. Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты, правительства и т.д.), которые поддерживают порядок и оберегают общество от распада через законы.
Реализация законов и принципов управления происходит благодаря применению различных методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей.
Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.
Нюансы выполнения задач
Следует обратить внимание читателя на тот факт, что часть функций носит постоянный характер, тогда как другие представлены в виде разовых задач. Но несмотря на это, обо всем этом следует помнить и при необходимости обсуждать с сотрудниками. Ведь может быть и такое, что возникнет потребность в выполнении пусть и разовой, но глобальной задачи, вроде организации переезда. И в таком случае вопросов с тем «а кто будет все это выполнять» быть не должно. Специалист административно-хозяйственной деятельности должен хорошо понимать, что его основное предназначение – это обеспечение комфортной и бесперебойной работы всех служб компании. Главная задача – это помочь остальным подразделениям выполнить производственный план, несмотря ни на что. Поэтому рассмотренный выше список функций может как сокращаться, так и расширяться. Все зависит от конкретной ситуации.
Но только этим ограничиваться не стоит. Например, при взаимодействии с сотрудниками можно завести журнал заявок. В него тогда регистрируются поступающие объяснения и затем передаются на выполнение конкретному исполнителю. При этом необходимо периодически просматривать и контролировать статус выполнения. Также может быть актуальным стимулирование работников к качеству и скорости обработки заявок. Если есть обоснованное нарекание на то, что кто-то из сотрудников некачественно выполняет свои обязанности, то это должно заканчиваться наказанием исполнителя. Для обеспечения справедливости очень желательно устанавливать нормы. В таком случае необходимо составить полный перечень возможных заявок с пополнением при возникновении прецедентов. А затем для каждого пункта разрабатывается своя норма. Хотя очень часто типовых норм не предусматривают. Поэтому компании устанавливают свои собственные значения исходя из специфики их деятельности и текущих задач. Например, если поступило сообщение, что перегорела лампочка освещения, то на устранение этой проблемы выделяется один рабочий день.
В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.
С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.
К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.
Психологические методы включают:
- формирование подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников;
- создание комфортного климата в коллективе;
- анализ личной мотивации сотрудников исходя из философии компании;
- решение межличностных конфликтов;
- разработку моделей профессионального развития сотрудников;
- развитие навыков и уровня квалификации персонала;
- формирование корпоративной культуры.
В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу.
Методы прямого и косвенного административного воздействия
Сущность названных методов властного воздействия отражают лозунги: «Делай как приказано» и «Делай как лучше». Для первых характерны следующие признаки:
а) прямое воздействие на волю;
б) директивность, приказной характер;
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
г) широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
д) наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, за лояльность;
ж) широкое использование внеэкономического принуждения.
Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (в армии, на транспорте, например). Но возможность получить быстрый тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа, директивы — важная причина необоснованно широкого администрирования. Продразверстка, тотальное планирование хозяйственной деятельности, единые для всех вузов страны учебные планы и многие другие факты из нашей истории подтверждают это.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
а) руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности, исполнителей;
б) акты власти управомочивают на определенные действия;
в) у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
д) наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Способы административного воздействия.
Организационные воздействия: 1) штатное расписание; 2) положение о подразделениях; 3) должностные инструкции; 4) организация рабочего места; 5) коллективный договор; 6) правила трудового распорядка; 7) организационная структура управления; 8) Устав предприятия.
Эти документа (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия.
На предприятии, где имеется высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандартов предприятия и регламентов управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те предприятия, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.
С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией. Сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.
Работник российского предприятия рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда дремлет бдительного око начальства. Как следствие, – многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.
1. Распорядительные воздействия: 1) приказы; 2) распоряжения; 3) указания; 4) инструктирование; 5) наставления; 6) целевое планирование; 7) нормирование труда; 8) координация работ; 9) контроль исполнения.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.
Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия – приказ. Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
2. Материальная ответственность и взыскания: 1) ответственность за задержку трудовой книжки; 2) добровольное возмещение ущерба предприятию; 3) удержания из заработной платы; 4) депремирование; 5) полная материальная ответственность; 6) коллективная материальная ответственность.
3. Дисциплинарная ответственность и взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в должности; 5) увольнение.
4. Административная ответственность: 1) предупреждения; 2) штрафы; 3) возмездное изъятие предметов; 4) административный арест; 5) исправительные работы.
Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, а то и малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе (если грамотно составить устав, детально расписать должностные инструкции, донести ценности компании до персонала), они помогут запустить бизнес даже без опыта, а после — сделать его успешным. Кроме того, особенности таких методов следует знать ещё и для того, чтобы использовать их в работе параллельно с другими.
Позитивные воздействия методов административного управления
1. Рост уровня регламентации управления:
- Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом к нему работников, четких должностных инструкций;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.
2. Эффективные виды распорядительных воздействий:
- четкие приказы, распоряжения, устные указания на всех уровнях управления;
- применение системы контроля исполнения документов в организации
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения:
- сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения разработка и мер по их устранению;
- исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников;
- эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты;
- использование японского правила — упущения записываются, достижения поощряются.
Негативные воздействия методов административного управления
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал:
- типовой устав организации, хранящийся за «семью печатями»;
- принятие формальных коллективных договоров;
- конфронтация с профсоюзами; -отсутствие должностных инструкций;
- пользование устаревшими положениями о подразделениях
2. Неэффективные виды распорядительных воздействий:
- противоречивые, расплывчатые приказы и распоряжения без четких мероприятий;
- отсутствие системы контроля исполнения документов в организации
3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения:
- рост текучести, отсутствие анализа причин увольнения;
- безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными подчиненными;
- частое и не всегда обоснованное использование методов наказания;
- отсутствие четких правил наказания и поощрения.
Преимущества административных методов:
- наиболее эффективны в простых ситуациях;
- устанавливают строгую дисциплину;
- обеспечивают выполнение технологии.
Недостатки административных методов управления:
- не способствуют творческому отношению к труду;
- приводят к концентрации власти;
- обязательное оформление решений затягивает время их реализации;
- не всегда позитивно оцениваются персоналом.
Методологическая организация системы методов административно-правового воздействия может быть проведена с учетом того, что они предопределены имеющимися у государственной администрации функциями, а выделение их видовых и родовых признаков позволяет провести диалектическое противопоставление отдельных приемов воздействия или их групп.
Последовательное административно-правовое воздействие включает следующие элементы: «1. Государство устанавливает нормы права. 2. Они определяют права и обязанности субъектов и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации. 3. В случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний включается механизм принудительной реализации, то есть возникает административное принуждение»[119]. Данная схема, несмотря на неполноту, позволяет вывести элементы механизма административно-правового регулирования, заключающиеся в стабилизации общественных отношений (1), их динамизации в результате позитивной оперативно-исполнительной и правоприменительной деятельности государственной администрации (2), применении мер административно-правового обеспечения прав и законных интересов субъектов (3).
Административно-правовое регулирование, направленное на стабилизацию социальных отношений, связано с установлением стандартов поведения и определением субъектно-объектных предпосылок деятельности.