Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

Общий тариф страховых взносов

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).

Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):

  • 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – свыше предельной величины.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

  • Фиксированный платеж, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 000 руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
  • Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа 26%. Таким образом, при условии, что предпринимателям, нотариусам и адвокатам, доход которых превышает 300 000 руб., за 2014 год в ПФР необходимо будет перечислить за себя не более 129 916 руб. 80 коп.
  • Размер дохода плательщика взносов определяется по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены новой ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
  • Согласно Закону № 237-ФЗ изменен и порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских фермерских хозяйств. Напомним, что в этом году они должны уплатить пенсионные взносы за себя и членов хозяйства, как и иные самозанятые лица, исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. За 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов будет определяться как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу. Данный размер не будет зависеть от величины доходов хозяйства. Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
  • Уплата может производиться как одной, так и несколькими суммами в течение года.
  • Данные о доходах граждан в Пенсионный фонд будут направлять сами налоговики в срок до 15 июня года, следующего за расчетным периодом.
  • Плательщикам взносов необходимо вовремя сообщать о том, заработанной сумме. Если доход не превышает 300 тысяч рублей, страховые взносы (как и раньше) должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года.
    C суммы дохода, превышающей 300 тысяч, — не позднее 1 апреля следующего года. Если эти сроки сдачи отчетности будут нарушены, то размер страховых взносов будет рассчитан по максимальной ставке, исходя не из одного, а из восьми МРОТ. Каким бы маленьким не был при этом размер дохода.
    Например, если, индивидуальный предприниматель, который должен платить страховой взнос, исходя из одного МРОТ (17 тысяч 328 руб. 48 коп) пропустит срок отчета о доходах (до 1 апреля каждого года, следующего за расчетным периодом), Сумма платежа превысит 138 тысяч рублей. А если уплата не последует, то будут начисляться. А это еще 40 процентов от 138 тысяч рублей. Таким образом, в год «страховому уклонисту» может набежать до 200 тысяч рублей. Эти деньги Пенсионный фонд вправе взыскать по суду.
Читайте также:  Чья дорога: определить принадлежность дороги можно на портале госсуслуг

О применении адвокатом налога на профессиональный доход

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее – НПД). Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона. При этом согласно п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, не вправе применять специальный налоговый режим НПД, если иное не предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона. Таким образом, не вправе применять специальный налоговый режим НПД лица, являющиеся поверенными, комиссионерами, агентами и осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе соответствующих договоров.

Частью 8 ст. 2 Федерального закона установлено, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Таким образом, в случае, если адвокат приобретает у плательщика НПД товары, работы и услуги, то он как налоговый агент (являющийся таковым в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ) не должен удерживать с него НДФЛ по этим договорам.[1]

Минфин разъяснял, что положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, не имеющих статуса адвоката, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона[2].

Согласно подп. 12) п. 2 ст. 6 для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы от адвокатской деятельности. Следовательно, эти доходы облагать НПД адвокат не вправе[3].

Однако это не означает, что адвокат не вправе облагать НПД иные доходы, не связанные с его адвокатской деятельностью. Например, адвокат, который получает доход от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения, может применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения[4].

Минфин пока не отвечал на вопрос о том, вправе ли адвокат применять режим НПД к доходам от научной и образовательной деятельности.

Представляется, что такое право у него имеется по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Эта деятельность по правилам ст. 2 ГК РФ не является предпринимательской, если не ведется систематически для целей извлечения прибыли.

Федеральный закон № 422-ФЗ не устанавливает ограничений для таких видов деятельности, если их осуществляют адвокаты не на условиях предпринимательства.

Пока не снятым остается вопрос о том, как адвокату в этом случае учитывать суммовые ограничения, установленные п. 8) ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ: распространять их на размер совокупных годовых доходов адвоката, или только на размер доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на профессиональный доход?

Если допустить, что суммовые ограничения, установленные п. 8) ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ, распространяются на размер совокупных годовых доходов адвоката, то в случае их превышения также неясно, каков порядок снятия налогоплательщика с налогового учета. Это может быть сделано налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ, либо налогоплательщиком в порядке, предусмотренным п. 12 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ.

Попытка ответить на эти вопросы самостоятельно с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ приводит к выводу о том, что предельный размер доходов для целей обложения НПД адвокату следует определять только от той деятельности, что является объектом обложения этим налогом.

В пользу этого вывода свидетельствует наличие законного допущения о возможности применения налогового режима НПД лицом, получающим доходы от разных видов деятельности (как облагаемых НПД, так и необлагаемых) и отсутствие в законе прямого указания, что суммовой порог установлен для выручки по всем видам деятельности этого лица.

Поскольку адвокат не обязан вести бухгалтерский и налоговый учеты выручки, облагаемой НПД (эту функцию за него осуществляет налоговый орган посредством мобильного приложения «Мой налог» – программного обеспечения федерального органа исполнительной власти), то и контроль за превышением размера такой выручки для целей своевременного снятия его с налогового учета по НПД налогоплательщик вести не обязан.

Следовательно, снятие налогоплательщика с налогового учета должно осуществляться налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ: в момент, когда выручка адвоката от деятельности, облагаемой НПД, достигнет предельного размера (2,4 млн руб. в год).

[1] См. Письмо Минфина РФ от 30 апреля 2019 г. N 03-11-06/32440.

[2] См.: Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. № 03-11-06/32440.

[3] На это положение закона ссылался Минфин России в письме от 6 сентября 2019 г. № 03-11-11/68813, отвечая на вопрос о применении НПД в отношении доходов от адвокатской деятельности.

[4] См.: Письмо Минфина России от 24 мая 2019 г. № 03-11-11/37596.

Что изменится в отношении страховых взносов в 2023 году?

Страховые взносы – это обязательные платежи, которые работодатели (юрлица и ИП) выплачивают из собственных средств на страхование сотрудников. Поэтому нанимателей и называют страхователями. Страховые платежи включают взносы на пенсионное и медицинское страхование, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. С 2023 года все страховые взносы будут уплачиваться в составе единого налогового платежа.

Читайте также:  Предельные сроки устранения неисправностей на МКД

С начала 2023 года планируется объединение ПФР и ФСС. Новая организация будет носить название СФР – Социальный Фонд России. В ведение этой инстанции перейдет обязанность выплаты гражданам всех существующих социальных выплат – пенсии, пособия в связи с материнством, больничные и т.д.

Реорганизация регламентирована законами «О внесении изменений…» от 14.07.2022 № 237-ФЗ и «О фонде пенсионного и социального страхования РФ» № 239-ФЗ от 14.07.2022. Данное преобразование повлечет за собой ряд изменений, касающихся, в том числе, исчисления и уплаты страховых взносов с 2023 года.

Утверждены ставки фиксированных взносов ИП на ближайшие три года

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

1 292 000

1 465 000

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

912 000

966 000

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

Появится новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

Читайте также:  Наличие статуса многодетная семья

В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

Какова величина единого тарифа страховых взносов?

Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ единый размер страховых взносов устанавливается в отношении взносов на:

  • обязательное пенсионное страхование;

  • обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ);

  • обязательное медицинское страхование.

С 2023 г. единый тариф страховых взносов составляет 30% в пределах установленной единой предельной величины расчетной базы и 15,1% сверх нее.

Другие единые тарифы страховых взносов установлены для прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета РФ:

В отношении кого применяются

Единый тариф страховых взносов

Примечание

Основание

В пределах расчетной базы Сверх расчетной базы

Прокуроры

2,9%

5,1%

Отсутствуют взносы на обязательное пенсионное страхование

п. 4 ст. 425 НК РФ

Сотрудники Следственного комитета РФ

Судья федеральных судов

Мировые судьи

Как объединение ПФР и ФСС в 2023 году повлияет на отчётность

Действующие формы отчётности по страховым взносам будут заменены всего двумя формами. Какими — смотрите в таблице.

Отчётность в 2022 году Отчётность с 2023 года
  1. СЗВ-ТД — до 15-го числа или на следующий рабочий день после приёма, увольнения
  2. ДСВ-3 — ежеквартально, до 20-го числа
  3. СЗВ-СТАЖ — ежегодно, до 1 марта
  4. СЗВ-М — ежемесячно, до 15-го числа
  5. 4-ФСС — ежеквартально, до 20-го в бумажном виде или до 25-го в электронном
  6. Расчёт по страховым взносам (РСВ) — ежеквартально, до 30-го числа
  1. Единая форма сведений в Фонд (ЕФС) — до 25-го числа
  2. Расчёт по страховым взносам в ФНС — ежеквартально

Единый тариф для страховых взносов.

Учитывая нововведения, которые вступят в силу с 1 января 2023 года страховые взносы по ОМС, ОПС, ОСС и ВНиМ будут установлены со следующей тарификацией:

  • в рамках единой предельной базы для исчисления страховых взносов размер 30%;
  • свыше размера единой предельной базы – 15,1%.

Существует некая недосказанность о размерах предельной величины базы взносов на медицинское страхование, но тут нужно понимать, что ее определение для расчетов необходимо, так как единый тариф зависит непосредственно от величины базы и одинаков для всех взносов.

Отметим, что законодательством предусмотрена отдельная тарифная сетка для следователей, прокуроров и судей. Существуют так называемые «нулевые» тарифы для обязательного пенсионного страхования и сниженные тарифы на ОСС (на основании п.10,ст.2 №239-ФЗ) для следующих категорий чиновников:

  • прокуроры;
  • федеральные и мировые судьи;
  • сотрудники Следственного комитета Российской Федерации.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *