Разница между учителем и преподавателем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между учителем и преподавателем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Должностные обязанности

Основными функциональными обязанностями учителя являются следующие положения:

  • В работе он подчиняется непосредственно директору учебного заведения и его заместителям.
  • Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с основными законами государства.
  • Учитель обучает и воспитывает детей в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В обязанности также входит способствование социализации воспитанников, положительное воздействие на становление их личности, формирование у детей общей культуры и общечеловеческих ценностей.
  • Учитель должен создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся во время УВП.

Квалификационные категории педагогическим работникам по новым правилам

15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, утвердивший новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге «Аттестация педработников – новый порядок» «Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности»). ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил «Комментарий к порядку проведения аттестации педагогических работников» (далее — Комментарий) (см. Информационный бюллетень ЦС №6. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Москва, июнь 2014 г.), в котором даны разъяснения отдельных положений Порядка аттестации.

О квалификационных категориях

Согласно новому Порядку аттестации квалификационные категории, ранее установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Педработник может аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории. Аттестация на квалификационную категорию осуществляется по личному желанию педработника.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 (см. в блоге Мониторинг в образовании);
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Читайте также:  Обязанности пешеходов и пассажиров

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Учитель, педагог или преподаватель

Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».

Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.

Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.

Отличие учителя от преподавателя

Это общее определение для человека, который что-то преподает. Образовано от глагола преподавать. В основе — корень «давать». Употребляется в смысле «давать какие-то систематические знания или умения». Отсюда преподаватель – тот, кто преподает знания, умения, навыки. Слово преподаватель употребляется главным образом как сотрудник учебного заведения, безотносительно к уровню самого заведения. Преподаватели преподают знания в школе, училище, колледже, институте, университете, академии или военном учебном заведении.

Общее определение для человека, который чему-то учит. Учитель боле широкое определение, чем преподаватель. Хотя в нашем представлении учитель, как правило, преподаватель. Но в отличие от последнего, не обязательно на систематической основе, и не обязательно в учебном заведении. Учителем часто называют того, кто учит каким-то жизненным принципам на собственном примере. Про таких говорят: «мой учитель по жизни».

Учитель проводит уроки и воспитательные мероприятия по утвержденным в соответствии с образовательными программами планам. Он может использовать в работе различные методики, повышающие результативность обучения предмету. Основные инструменты управления учебным процессом для учителя – эффективные технологии преподавания и контроль за усвоением изучаемого материала.

Педагог владеет глубокими гуманитарными знаниями в области возрастной психологии, социологии, философии, педагогической науки и применяет эти знания во всех видах непосредственной работы с детскими коллективами. Он постоянно совершенствует преподавательское мастерство, занимается научно-методической и общественно-воспитательной работой.

От научно-теоретической деятельности выдающихся педагогов зависит разработка образовательных доктрин и формирование тенденций культурного развития общества. Теория «естественного воспитания» Жан-Жака Руссо, «демократическая педагогика» известного швейцарского гуманиста И.Г. Песталоцци, принцип систематического обучения К.Д. Ушинского стали основой современных педагогических методик и практик.

В деятельности учителя конкретизируется педагогическая теория. Кроме того, учительская специализация связана с предметом преподавания. Можно говорить о работе учителя математики или физики, но трудно представить себе педагога литературы или истории.

Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать

Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр

Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой

У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым

Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил

Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.

Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны

Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке

Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.

Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам боевых действий

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Сущность работы преподавателя

В своей профессиональной деятельности преподаватели имеют дело с более взрослым контингентом обучающихся. Поэтому в обязанности такого специалиста не входит обучение предмету как таковое. Его работа заключается в преподавании, преподнесении материала студентам. Согласно возрастной психологии, особенностью юношеского возраста является приставка «само-» к глаголам — самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Поэтому и большую часть знаний, которые такой специалист преподносит на своих занятиях, студенты должны выучить самостоятельно.

Преподаватель высшего учебного заведения

Скажу честно, преподаватель вуза – это «небожитель», причем и в прямом, и в переносном смыслах. В любом вузе придерживаются таких правил:

  • Если студент не готов к занятию – это проблема студента;
  • Если студент не понял материала лекции и практического занятия – зачем ему вообще учиться в этом вузе;
  • Если студент выяснял с преподавателем отношения, писал на него жалобы, регулярно не готовился к занятиям – преподаватель просто не поставит ему оценку, а без этой оценки студента, с легкостью, отчислят из вуза;
  • Преподаватель всегда может обратиться к коллегам, чтобы попросить их не оценивать «проблемного» студента. И наоборот, оценить его лучше или хуже – по необходимости. Причем, это негласное правило соблюдают абсолютно все педагоги данного вуза. Ведь, если сегодня обидели одного преподавателя – завтра, возможно, оскорбят и другого.

В моей практике также встречались студенты, отчисленные из вуза после конфликта с преподавателем. Были и те, кому из-за «мести» педагогов пришлось перевестись на заочное отделение, просто для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.

Известно, что быть учителем это очень непростое дело. Но работа воспитателя намного сложнее. В отличие от «чистой» работы учителя, воспитатель должен копаться в грязи…

Предлагаем вам второй урок по трактату Ребе РАЯЦ «Правила воспитания и обучения», который несет важнейшую информацию для каждого хасида, который занимается воспитанием («хинух»).

После того, как мы разобрали стоящие перед нами шесть целей, поговорим о том, чего мы хотим получить от ребенка. Мы, разумеется, хотим, чтобы ребенок вырос умным и полным знаний, но еще важнее, чтобы он был воспитанным, с хорошими душевными свойствами, чтобы он знал, как победить злое начало и отрицательные животные наклонности. В этом заключается цель воспитания.

На первый взгляд, работа воспитателя и учителя одинаковы, ведь обе они занимаются духовной сферой. Но на самом деле они различаются коренным образом.

Задача учителя состоит в том, чтобы развить ум ученика. Это достигается посредством правильной оценки уровня и понимания ученика в соответствии с его разумом, пока ученик не сможет учиться и развивать свои идеи самостоятельно (а не только повторять то, что написано в книге). Учитель объясняет ученику интеллектуальные идеи с помощью метафор и примеров. Он также развивает чувства ученика: его воображение, способность понять пример и объяснить его, а также способствует достижения учеником четкого и уравновешенного знания. Учитель сосредотачивается только на интеллектуальных вещах и если он не достигнет успеха, то хотя бы ничего не испортит.

Известно, что быть учителем это очень непростое дело. Но работа воспитателя намного сложнее. Очень тяжело и ответственно постичь характер воспитанника и его внутреннюю борьбу. В отличие от «чистой» работы учителя, воспитатель должен копаться в грязи… Особенно это актуально в начале воспитательного процесса. Ведь ребенок привыкает к животным привычкам и стремится к материальным благам и тому, что выглядит красиво. Нужно искоренить в нем плохие качества характера и внедрить положительные. Воспитатель должен быть в состоянии заниматься низкими вещами. Речь идет о ежедневной войне и если не следовать правилам, то можно не только не помочь, а нанести ущерб.

Для многих это слова-синонимы, так как используются для определения работников образовательной сферы. Но если глубже взглянуть в их суть, то разница становится очевидной. Учитель и преподаватель — разные должности в учебных учреждениях разного уровня. К этим специалистам предъявляются различные профессиональные требования, в том числе и отличный друг от друга уровень подготовки. Но для начала давайте выясним значение наиболее общего понятия — «педагог».

Слово «педагог» пришло в наш язык из древнегреческого и дословно переводится как «ведущий мальчика». Дело в том, что в Древней Элладе педагогом называли раба, который «вел», обучал и сопровождал по жизни мальчиков с достижения ими 6 лет.

Читайте также:  Государственные выплаты по уходу за инвалидами и престарелыми

Современная педагогика — это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня — это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, — это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Как видим, «педагог» — это собирательное значение, применяемое ко всем работникам образовательной сферы.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Психологический комфорт и возможность творить

В университете Константин Булиш работает с группами от шести до 15 человек. И видит преимущество группы в том, что часто её внутренняя динамика подстёгивает студентов работать лучше, соревноваться. Также здесь больше возможностей для игр, обсуждений, дискуссий, совместных просмотров кино, чтения докладов. А если заниматься один на один, то попадаешь в зависимость от настроения преподавателя и ученика.

Бывают группы с не очень хорошей динамикой или плохо скомпонованные. Например, могут быть сильные и слабые ученики, слабых нужно дотягивать, а сильным – не давать скучать.

«Работа один на один энергетически менее затратна, но это может быть скучно. В то время как с хорошей группой никогда скучно не будет. Если вы занимаетесь репетиторством с кем-то не один год, то вы друг друга уже настолько хорошо знаете, что даже при интересных занятиях сложно держать ученика в тонусе. Поэтому большинство с одним учеником и не занимается больше года», — замечает Константин Булиш.

Дарья Насакина, которая вела занятия по типографике в одном из столичных вузов, параллельно работая в крупных рекламных агентствах, видит большие возможности для творчества в профессии преподавателя.

Оно начинается там, где можно написать свою программу, систематизировать информацию, придумать интересное задание. И продолжается на каждом уроке. В процессе лекции ты следишь за реакцией аудитории, понимают студенты или нет, заснули или нет, есть ли у них вопросы (иногда стесняются задавать), бывает так, что лекцию приходится менять в процессе. Интересно и после лекции, когда от каждого студента нужно добиться результата, поняв его трудности и предложив способы решения.

учитель литературы и обществознания в школе

На мой взгляд, в вузе аудитория более заинтересованная и взрослая, её довольно просто мотивировать. Школьников можно попугать ЕГЭ, но это подействует не на всех. Со студенческой аудиторией интересней общаться, и уровень ответственности за них гораздо меньше. Если ведёшь школьников на экскурсию или в поездку, то отвечаешь за них головой. И сами они менее ответственны. Ученик может две недели репетировать спектакль, а за день до выступления сказать, что родители увозят его на дачу.

Готовиться к вузовским лекциям и семинарам интереснее, поскольку и материал глубже, и авторский подход приветствуется. В школе же учитель обязан дать только то, что указано в программе. А если хочется сделать больше, то нужно быть готовым к бюрократии. Бесконечные походы по кабинетам и заполнение формуляров, отобьют желание делать больше.

В вузе высока вероятность встретить интересных людей среди коллег, потому что уровень образования коллектива несколько выше. Школа во многом остаётся прибежищем тех, кто в 90-х пошёл преподавать просто потому, что там была гарантия получать хоть какую-то зарплату, и задержался до сих пор. Вспоминается герой книги «Географ глобус пропил» Служкин, который устроился работать учителем географии. На уроках он читал параграфы из учебника, периодически прерываясь на крик, чтобы утихомирить непослушных школяров. В университете преподаватели проходят более жёсткий отбор.

Общественное одобрение и карьерная лестница

Быть преподавателем в университете всё ещё очень престижно. Это может принести дополнительные баллы на собеседовании.

«На карьерном росте в рекламном агентстве это не сказывается, но авторитет поднимает будь здоров», — считает Дарья Насакина. Преподавание даёт пищу для ума, способствует личностному росту, помогает развить навык руководства людьми.

По мнению Константина Булиша к репетиторам тоже относятся с уважением, хотя в своей практике он видел и другие примеры: «Случалось, что богатые и очень занятые люди относятся к вам, как к человеку, предоставляющему сервис, за который они платят. В их глазах ваш статус не выше, чем у водопроводчика или компьютерщика».

По доброй традиции в России уважают школьного учителя, но назвать эту работу престижной всё ещё нельзя. В глазах окружающих сегодня учитель — это человек, который совершает личный подвиг, но никак не честолюбец.

Возможен ли карьерный рост? Полина Мохова считает, что возможен, но внутренняя конкуренция очень высока, особенно в университете, где ректор может быть всего один. Многие преподаватели и заведующие кафедрами десятилетиями работают на одном месте, их не так-то просто заменить. В школах текучка больше, и преподавателей по некоторым дисциплинам найти очень сложно. Школе учитель нужнее, учеников больше, чем студентов.

Исследовательская деятельность преподавателя и профессора

Уровень исследований, проводимых как профессором, так и преподавателем, является еще одним выражением разницы между двумя профессиями. Профессора обязаны проводить определенное количество первичных и вторичных исследований. Важно подчеркнуть, что перед тем, как быть признанным профессором, необходимо предоставить значительные научные знания в своей области знаний. Перед тем, как стать профессором, нужно вносить вклад в знание и научный эксперт. Кроме того, профессора обязаны руководить своими учениками, а также контролировать их, когда они проводят как первичные, так и вторичные исследования. С другой стороны, учителя не обязаны проводить первичные или вторичные исследования, поскольку исследовательская деятельность не предлагается на начальном и среднем уровнях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *