Ответственность за нарушение избирательного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение избирательного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве

Понятие «юридическая ответственность» (юридический/судебный — лат. juridicus; англ. juridical liability/responsibility) является одной из фундаментальных категорий юриспруденции.

Физические и юридические лица являются субъектами (индивидуальные и коллективные субъекты) правонарушения и рамках конституционно-правовой ответственности (в том числе ответственности по избирательному праву). Субъектом конституционной ответственности может быть только участник конституционных правоотношений, на которого возлагается обязанность следовать конституционным предписаниям и отвечать за свое юридически значимое поведение. Ретроспективная конституционная ответственность допустима лишь в отношении субъектов, обладающих конституционной деликтоспособностью и совершивших конституционное правонарушение.

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах

Нарушение законодательства о выборах на стадии предвыборной агитации ответственность предусмотрена статьями 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ. Так, предвыборная агитация вне агитационного периода либо в местах, где ее проведение запрещено, влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

КоАП РФ установлена ответственность за подкуп избирателей, а также за осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (статья 5.16). Административное наказание также предусмотрено за непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25), использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании (статья 5.45) и др.

Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

  • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
  • нарушение тайны голосования;
  • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
  • обязательные работы на 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года.

2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

  • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
  • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
  • использование преимуществ служебного положения;
  • совершение ОПГ.

Если будут доказаны данные обстоятельства, то применяется наиболее жесткая мера уголовной ответственности, которая заключается в тюремном сроке до 5 лет. Если человек пользовался своим служебным положением для требований, касающихся регистрации кандидатов или подсчета голосов, то он лишается свободы на срок до 4 лет.

Ответственности за нарушение избирательного законодательства: понятие, виды

Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву):

− публично-правовая ответственность избирательных комиссий;

− публично-правовая от­ветственность кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса;

2) админист­ративная ответственность:

а) административная ответственность физических лиц;

− административная от­ветственность граждан;

− административная ответ­ственность специальных субъектов (должностных лиц членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц);

б) административную ответственность юридических лиц;

3) уголовная ответствен­ность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, про­цессуальной формой реализации.

Конституционно-правовая ответственность

рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером.

Большинство составов административных правонарушений предусматривают привлечение к административной ответственности не любого лица, а лица, обладающего специальным статусом. Эта особенность обусловлена спецификой общественных отношений, регулируемых избирательным законодательством, и наличием большого круга специальных субъектов в избирательном праве: кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений (в том числе по финансовым вопросам), лица, замещающие государственную должность субъекта Российской Федерации, выборные муниципальные должности, государственные или муниципальные служащие, члены органа управления организации независимо от формы собственности, редакции СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ, работодатель зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, члена избирательной комиссии и т.д.

Особенности рассмотрения отдельных составов правонарушений

Выборы всех уровней по своей конституционно-правовой природе представляют собой выражение высшего непосредственного народовластия с целью формирования органов государственной власти и муниципального управления. Любое отступление от соблюдения требований закона, регламентирующего проведение выборов, может повлечь за собой искажение волеизъявления народа и нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц.

Одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума.

Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

В соответствии со ст. 17 Закона N 67-ФЗ, ст. 15 — 17 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах предусмотрен порядок составления списков избирателей, включения в эти списки избирателей и ознакомления их со списками избирателей. Согласно установленному порядку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей на основании сведений, представленных ей уполномоченными должностными лицами, и передает списки избирателей в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования обязана представить список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Также следует исходить из того, что право гражданина на ознакомление с документами, прямо затрагивающими его права и свободы, предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

Именно с этой целью участковая избирательная комиссия, с момента ее формирования информируя избирателей о дне и месте голосования, приглашает избирателя также для ознакомления со списками избирателей и члены комиссии несут дежурство в выходные дни. Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя в список либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Нарушение установленного порядка и влечет за собой административную ответственность по ст. 5.1 КоАП РФ. Субъектами правонарушения являются члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Субъективная сторона данного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности). Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор в порядке ст. 28.4 КоАП РФ. При необходимости по заявлениям может проводиться административное расследование.

Читайте также:  Штрафы за вылов осетров и калуг в России вырастут втрое

Статус избирательных комиссий, комиссий референдума определен в ст. 20 Закона N 67. В соответствии с п. 10 и 13 обозначенной статьи, а также ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих комиссий, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Разумеется, невозможно обеспечить механизм исполнения указанных решений без установления ответственности. С этой целью законодателем установлена административная ответственность по ст. 5.3 КоАП РФ, которая звучит как неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 1). Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 этой же статьи, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 20 Закона N 67 государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в установленный срок. Указанные сведения и материалы представляются комиссиям бесплатно. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ, считается совершенным, если комиссии не были представлены запрашиваемые ею сведения и материалы, а также если они были представлены с нарушением установленных законом сроков. Субъектами указанного правонарушения выступают должностные и юридические лица. Например, Е., являясь должностным лицом, в обязанности которого входит своевременная подача в избирательную комиссию списков избирателей — личного состава части и прикомандированных военнослужащих, не передал в Избирательную комиссию Саратовской области сведения о временно прикомандированном к войсковой части рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 07.06.2004 Е. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов.

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена в ст. 141 УК РФ. Согласно этой норме преступными признаются воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей. Противоправным федеральный законодатель признает и вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей (участников референдума) и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы». Дополняет указанную норму ст. 141.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Основной целью введения обозначенной нормы является упорядочивание финансового обеспечения избирательной кампании, кампании по проведению референдума с позиций принципа прозрачности, где единственной формой аккумуляции финансовых ресурсов должен выступать избирательный фонд (фонд референдума).

Административная ответственность в сфере избирательных правоотношений

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

  • нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
  • нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
  • нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

К первой группе относятся следующие административные правонарушения:

  • нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдум (статья 5.1 КоАП РФ);
  • неисполнение решения избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах ее компетенции, а равно в непредставлении государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ (статья 5.3 КоАП РФ);
  • нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ).

Субъектами указанных нарушений являются члены соответствующих избирательных комиссий либо должностные лица и иные субъекты, на которых законом возлагается обязанность исполнять решения избирательных комиссий и предоставлять им необходимые сведения (статья 5.3). Объективная сторона может выражаться как в противоправных действиях указанных субъектов, так и в бездействии, а субъективная сторона характеризуется как в умысле, так и неосторожности.

В группу нарушений индивидуальных прав субъектов избирательного права включаются:

К административным правонарушениям в сфере финансирования избирательных кампаний и референдума можно отнести:

— непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ);

— непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (часть 2 статьи 5.17 КоАП РФ);

— использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели (статья 5.18 КоАП РФ);

— использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.19 КоАП РФ);

Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.20 КоАП РФ);

Читайте также:  Налог на ИЖС в 2022: сколько нужно заплатить и прочие нюансы

— неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

В сфере отношений, связанных с предвыборной агитацией и реализацией права граждан на информацию о выборах и референдуме, предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

— нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть «Интернет» (часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ);

— непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах (часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ);

— нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);

— нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (статья 5.9 КоаП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);

— изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копни) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении (часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ);

— размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ);

— непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (статья 5.13 КоАП РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (статья 5.14 КоАП РФ);

— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом (часть 1 статьи 5.6 КоАП РФ);

— выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным выше, заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копни протокола с нарушением требований, предусмотренных законом (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ).

Нарушения избирательных прав в той или иной степени имеют цель повлиять на результаты голосования. В этой связи административное законодательство предусматривает ответственность за действия, направленные на оказание соответствующего противоправного влияния на избирателя и за нарушение установленного законом порядка голосования и установления его результатов.

Таковыми, в частности, являются:

  • подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
  • незаконная выдача членом избирательной комиссии, комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня (статья 5.22 КоАП РФ);
  • сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума (часть 1 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (часть 2 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования (часть 1 статьи 5.25 КоАП РФ);
  • то же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, председателем окружной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председателем Центральной избирательной комиссии, а равно нарушение одним из указанных должностных лиц сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования (части 2-5 статьи 5.25 КоАП РФ, при этом для председателей вышестоящих избирательных комиссий устанавливается более строгая ответственность).
Читайте также:  Что такое примирение сторон в суде по алиментам

Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)

Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:

  • включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.

  • представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.

  • заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

Административные нарушения избирательного права

Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

  • Осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • Нарушением индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • Финансированием избирательной кампании;
  • Правом на получение информации о кандидатах;
  • Нарушением правил предвыборной агитации;
  • Нарушениями в результатах выборов и референдума.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Голосование в стране осуществляется тайным способом.

Органам государственной власти, наделенным законодательной инициативой:

  • Перевести электоральные преступления — по ч. 2 и 3 ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», по ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов», ст. 142.1 УК РФ «Фальсификация итогов голосования», ст. 142.2 УК РФ «Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня» — в категорию тяжких.
  • Статью 5.22 КоАП РФ (незаконное получение или выдача избирательного бюллетеня) исключить из КоАП РФ, так как аналогичный состав есть в УК РФ. “Голос” считает, что такие нарушения избирательного законодательства обладают высокой степенью общественной опасности, и могут быть только уголовными преступлениями.
  • Внести изменения в ст. 142.2 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за незаконную выдачу (получение) даже одного избирательного бюллетеня как правонарушение, обладающее высокой степенью общественной опасности.
  • Увеличить штрафы предусмотренные ст. 5.6 КоАП РФ (Нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателей, представителей средств массовой информации и т. д.) по ч. 1 ст. 5.6 КоАП РФ до 10 тыс. руб, а по ч. 2 ст. 5.6 КоАП РФ до 30 тыс. руб. Прекращать подобные дела за малозначительностью недопустимо, так как фактическая безнаказанность ведет к систематическому нарушению членами комиссий прав наблюдателей.
  • Санкции ч. 1 и ч. 2. ст. 5.24 КоАП РФ подлежат пересмотру в сторону ужесточения административного наказания до 30 тыс. руб., так как данные правонарушения не дают возможности наблюдателю удостовериться в правильности подсчета бюллетеней.

Избирательным комиссиям различного уровня:

  • Совместными усилиями с правоохранительными органами и экспертами разработать методические указания о специфике расследования электоральных преступлений, сбора и оценки доказательств.

Правоохранительным органам государственной власти:

  • Необходима перепроверка всех отказных материалов по заявлениям о фальсификации выборов, начиная с выборов в Государственную думу России (т.е. с 2016 года).
  • Необходимо возбуждать уголовные дела в автоматическом режиме при наличии видео с УИК с признаками фальсификаций выборов.
  • Воздержаться от выполнения незаконных указаний членов комиссий по удалению наблюдателей и представителей средств массовой информации из помещений избирательных участков;
  • Не допускать безнаказанности лиц, совершивших административные правонарушения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Судебная практика о подкупе избирателей:

  1. Действия кандидата как подкуп могут быть квалифицированы только в случае, если такие действия по отношению к избирателю осуществляются под условием голосования «за» или «против» (Определение Верховного суда РФ от 24.12.2005г. по делу №48-Г05-27);
  2. Безвозмездное оказание юридических услуг или обещание такого оказания после выборов может быть признано подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 10.03.2006г. по делу №71-Г06-14);
  3. Обещания в предвыборной программе, составленной на основе наказов избирателей не является подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 11.03.2006г. по делу №9-Г06-7);
  4. Распространение автомобильных ароматизаторов (прим.: и видимо иной сувенирной продукции) является подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 09.03.2006г. по делу №39-Г06-27);
  5. Бесплатное мероприятие для избирателей (например, концерт) может быть признано подкупом только в случае организации непосредственно кандидатом, избирательным объединением или доверенным лицом (Определение Верховного суда РФ от 05.12.2005г. по делу №67-Г05-12).

Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

  • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
  • нарушение тайны голосования;
  • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
  • обязательные работы на 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года.

2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

  • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
  • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
  • использование преимуществ служебного положения;
  • совершение ОПГ.

Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательной комиссии

Разъясняет старший помощник прокурора г. Первоуральска Крохалева Т.А.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке.

За воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей предусмотрена уголовная ответственность (ст. 141 УК РФ).

Санкция ч. 1 указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *