Что нужно знать о страховании ответственности экспедитора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о страховании ответственности экспедитора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем.
Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

  • Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза / необеспечение надлежащей сохранности груза, в случае столкновения средств транспорта с препятствиями и между собой, пожаров, опрокидываний транспортных средств, провала мостов, огня или взрыва, кражи или разбойного нападения, нарушения температурного режима.
  • Ответственность за финансовые убытки, наступившие в результате просрочки в доставке груза, неправильной засылки груза, возмещения провозных платежей.
  • Возмещение таможенных сборов и пошлин.
  • Ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный грузом имуществу и здоровью третьих лиц.
  • Расходы по расследованию обстоятельств страхового случая.
  • Расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.

Предусмотрено несколько наиболее значимых особенностей:

  • Страхование направлено на то, чтобы защитить имущественные интересы экспедитора в ситуации, когда наступает предусмотренный договором страховой случай.
  • В качестве объектов страхования могут выступать не только грузы и их сохранность, но также жизнь и здоровье людей.
  • Ответственность страхуется при условии, что был заключён генеральный договор.
  • За услугой страхования ответственности обращаются не только экспедиторские, но также транспортные и логистические организации.
  • Полис может покрыть возможный ущерб, который возник по той или иной причине. Это касается даже случайных ошибок, допущенных сотрудниками.
  • Экспедитор будет нести гражданскую ответственность, если выявят факт мошенничества с его стороны, либо иные умышленные действия с целью получения выгоды. Также это относится к выполнению обязанностей в состоянии наркотического, либо алкогольного опьянения. Экспедитор будет отвечать и в том случае, если откажется выполнять условия договора по доставке груза, не имея для этого весомых причин.
  • В страховом договоре могут сочетаться 2 вида полисов. Это ответственность и страховка груза экспедитором.

Что необходимо для заключения договора страхования?

  1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

Пассажир – лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред.

Выгодоприобретатель – потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц – супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего – лица, фактически понесшие такие расходы.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Стоит ли экспедитору/перевозчику пренебрегать страхованием ответственности ради страхования груза?

Давайте разберемся, нужно ли вам застраховать перевозку. Мы давно заметили, что редко кто понимает, какой продукт необходим для защиты интересов того или иного человека. К примеру, не все знают, что если в пути что-то произойдет с грузом (кража, падение, дорожно-транспортная авария), то убыток может отразиться не только на владельце груза, но и на перевозчике и экспедиторе.

Читайте также:  Новые правила и особенности выхода на пенсию сотрудника МЧС (пожарного)

У некоторых перевозчиков может сложиться неверное мнение о том, что самое главное — это застраховать груз, а страхование транспортной компании можно проигнорировать. Чем, собственно, и пользуются другие страховые агентства. Дело в том, что так они могут увеличить свой доход, забывая о том, какова социальная значимость страховой защиты.

Интересы экспедитора страхование грузов защитит только, если страховать их будет он сам: если экспедитор не сам страховал груз, то возмещать потери страховщика впоследствии придется все-таки ему; а вот если экспедитор осуществил страхование грузов от своего лица, то он полностью защищен от встречных требований страховых компаний. В этом вопросе нет особых альтернатив и при возможности необходимо все-таки страховать груз.

Вы должны запомнить, что страхование ответственности может принести пользу любому застрахованному лицу, которому в результате неправильной перевозки был причинен вред, только если доказана виновность этого самого застрахованного в нанесении ущерба. А страхование груза приносит пользу в не зависимости от того виноват страхователь или застрахованный (за исключением умысла и халатности) в нанесении вреда имуществу или нет, страховщик будет платить в любом случае.

Именно поэтому, если вы экспедитор или перевозчик, то, страхуя груз, вы должны понимать, что если товары, которые вы перевозите, испортятся даже не по вашей вине, вы сможете возместить потери собственнику не тратя свои финансы. Даже если претензия будет предъявлена не собственником груза, а , к примеру, вторым экспедитором, то страховщик все равно будет оплачивать убыток.

Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г. не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.

Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.

Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.

Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.

Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.

Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании: иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.

Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.

Даже при наличии полиса страхования ответственности экспедиторов, сами перевозчики могут привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством. К гражданской ответственности транспортные компании, оказывающие экспедиторские услуги, привлекаются, если:

  • Они были уличены в мошеннических схемах и попытке обмануть клиента;
  • Был нанесён умышленный ущерб перевозимого груза в корыстных целях;
  • Подтвердился факт сговора с посторонними лицами, целью которых было получение взаимной выгоды;
  • Страхователь, то есть экспедитор, отказывается выполнять свои обязательства согласно договору о грузоперевозках;
  • При исполнении своих обязательств экспедитор находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если подобным ситуациям страховая компания нашла подтверждения и доказательства, тогда она имеет полное право в одностороннем порядке расторгнуть заключённое ранее соглашение с экспедиторской компанией. При этом всю ответственность за порчу, утрату и прочий ущерб в полной мере теперь будет нести только транспортная организация. Ответственность страховой компании полностью снята, а потому требовать с неё какие-либо компенсации экспедитор не сможет.

Риски при страховании ответственности грузоперевозчика

И экспедитор, и грузоперевозчик заинтересованы в сохранности груза и его доставке в место назначения. Поэтому для них важно застраховать ответственность за утрату или порчу груза в результате:

  • кражи,
  • разбоя,
  • противоправных действий,
  • грабежа,
  • пожара,
  • стихийных бедствий

и других непредвиденных событий. Чтобы быть уверенным, что поименованы все причины утраты или порчи груза, можно включить в договор или полис страхования ответственности перевозчика фразу «и все непоименованные причины утраты (порчи) груза». Хорошо было бы включить в договор и недостачу груза.

Кроме общих рисков экспедитор обычно страхует ответственность за косвенные убытки:

  • вызванные утратой или порчей груза;
  • связанные с расследованием;
  • вызванные устранением последствий происшествия и уменьшением убытков;
  • из-за ошибочных действий своих сотрудников.

Кроме общих рисков перевозчик несет ответственность:

  • за нанесение ущерба окружающей среде;
  • за целостность и сохранность контейнеров;
  • за ущерб третьим лицам, который может быть нанесен грузом;
  • за вовремя не погашенные таможенные платежи.
Читайте также:  Кто может применять налог на профессиональный доход

Согласно правилам страхования гражданской ответственности перевозчика выплата по страховому событию производится потерпевшей стороне.

Если грузоотправитель нанял экспедиционную контору, не имеющую своих ТС, то и возмещение он получит от страховой компании, с которой заключил договор экспедитор. Страховщик вправе предъявить регрессный иск перевозчику (или его страховой компании), если происшествие произошло по его вине. Получить выплату от обоих страховщиков (экспедитора и перевозчика) невозможно.

Многие грузоотправители согласны работать с экспедиционной конторой только при условии, что она привлечет для перевозки того, у которого есть полис страхования гражданской ответственности перевозчика. Если компания, перевозящая грузы, сама не справляется с перевозками, она может нанять другую фирму для перевозки, но в таком случае ей заранее в договоре нужно указать такую возможность, или составить дополнительное соглашение, или нанимать перевозчика, чья ответственность застрахована.

Между тем отмеченный выше принцип свободы договора в рамках обязательств из обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков в известной степени трансформируется. Такой договор является публичным.
Как известно, специфика публичного договора заключается в том, что его стороной является коммерческая организация, по роду своей деятельности обязанная осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится.

Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Хотя в большей степени данная норма рассчитана на потребительские отношения (где уполномоченным чаще всего выступает физическое лицо — гражданин), но в рассматриваемой ситуации права потребителя распространяются и на потребителя-перевозчика, выступающего коммерческой организацией. В этой связи закон закрепляет положение о том, что страховщик не может отказать в страховании любому обратившемуся перевозчику (ч. 3 — 4 ст. 7 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»). Далее — Закон N 67-ФЗ. Впрочем, на договор обязательного страхования гражданской ответственности как публичном прямо указывает п. 3 ст. 7 Закона N 67-ФЗ. Поэтому последующие положения Закона о запрете отказа в заключении договора фактически расшифровывают данную норму.

Ответственность из договора

Возможна ситуация, когда перевозчик не выполнил обязанность по страхованию гражданской ответственности. В этом случае Закон N 67-ФЗ предусматривает ряд санкций к нарушителю. В основном это меры гражданско-правового характера, связанные с лишениями в имущественной сфере перевозчика. Во-первых, суммы, не уплаченные перевозчиком, с точки зрения Закона рассматриваются как неосновательно сбереженные и подлежат взысканию в принудительном порядке. Правом предъявлять соответствующие исковые требования наделена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Во-вторых, что гарантирует страховщику защиту от недобросовестного поведения перевозчика, установленная в Законе ответственность перевозчика за неуплату, просрочку уплаты страховой премии, предусмотренная ст. 395 ГК РФ. В данной статье, как известно, речь идет о законной неустойке (банковском проценте или ставке рефинансирования) за неисполнение денежного обязательства. Основанием для применения мер ответственности является пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

Примечательно, что Закон закрепляет право страховщика предъявлять к страхователю требования об уплате процентов, но не его обязанность, в то время как действия ФСФР в силу публичных функций данного органа должны рассматриваться в качестве его обязанности в рамках предоставленных полномочий.

Страховые риски при авиаперевозке

К страховым рискам при перевозке относятся:

  • потеря, повреждение или полное уничтожение груза (багажа пассажиров) во время совершения перелёта на воздушном транспорте;
  • причинение вреда здоровью или смерть пассажира во время перевозки;
  • неумышленное причинение вреда третьим лицам (телесные повреждения, ущерб имуществу или причинение вреда со смертельным исходом) вне салона (корпусом воздушного транспорта или в случае выпадения предметов из салона и их падения на поверхность земли);
  • задержка рейса или невозможность доставить пассажира до пункта назначения.

Авиаперевозчик не несёт ответственности, если:

  1. Ухудшение здоровья или смерть пассажира наступила по причине его плохого самочувствия, произошедшего естественным путём.
  2. Вред здоровью пассажира был нанесён с помощью предмета, находящегося в его личном багаже или ручной клади.
  3. Перевозчику удастся предоставить доказательства, что ухудшение здоровья пассажира или его смерть произошли по естественным причинам, при этом перевозчик сделал все необходимое, чтобы оказать помощь пассажиру, но это не принесло положительного результата.
  4. Перевозчик был вынужден совершить какие-либо действия или маневры, предусмотренные законом страны, которую на данном маршруте пересекало воздушное судно, вследствие этого пассажиру или его багажу был нанесён вред/ущерб.
  5. Перевозчик сможет доказать в судебном порядке, что ухудшение состояния самочувствия пассажира произошло по его собственной вине.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика за задержку рейса, изменение маршрута и других причин

В случаях, когда задержка рейса происходит по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика, корпоративное лицо не несёт ответственности за данную ситуацию. В таком случае страховое возмещение за нарушения временных условий доставки пассажира до места назначения не является актуальным.

Читайте также:  Сформировать больничный и отправить расчет

В иных ситуациях авиаперевозчик несёт полную гражданскую ответственность за предоставленные пассажиру неудобства. К таким ситуациям относятся:

  • задержка перелёта, перенос даты вылета или полная отмена рейса;
  • авиаперевозчик не предоставил пассажиру место в салоне воздушного транспорта, при том, что пассажир заранее забронировал данное место;
  • отказ авиаперевозчика сделать вынужденную остановку в пункте, заранее согласованном с пассажиром (в том случае, если данный пункт является местом высадки пассажира);
  • опоздание пассажира на рейс, вынужденное и произошедшее по определённым обстоятельствам, при этом авиаперевозчик был осведомлён о данном обстоятельстве, но отказался предоставить место в салоне;
  • авиаперевозчик либо представительский агент неправильно оформил билет для пассажира, по причине данной ошибки пассажира не пустили в салон воздушного транспорта.

Согласно Российскому законодательству, перевозчик обязан устранить любые проблемы, по причине которых пассажир, оплативший билет, не был доставлен до пункта назначения. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика позволит покрыть расходы, связанные с устранением конфликтной ситуации. Перевозчик обязан:

  1. Предоставить пассажиру место в воздушном транспорте на следующий свой запланированный рейс, идущий по тому же маршруту.
  2. Доставить пассажира до пункта назначения другим воздушным или наземным транспортом за свой счёт, при этом авиаперевозчик не имеет право требовать с пассажира каких-либо дополнительных оплат.
  3. За свой счёт поселить пассажира в отель, предоставить ему бесплатное питание, а также бесплатную транспортировку до аэропорта при появлении нужного рейса, при этом не имеет право требовать от пассажира дополнительной оплаты.
  4. Пассажир вправе отказаться от перелёта при появлении обстоятельств, по причине которых он не смог добраться до пункта назначения (по вине авиаперевозчика), при этом авиаперевозчик обязан вернуть пассажиру денежные средства в размере полной стоимости билета.

Страхование гражданской ответственности позволит авиаперевозчику избежать существенных финансовых потерь в случае возникновения конфликтных ситуаций с пассажиром. Страховой брокер «ТриАльянс» поможет Вам найти лучшую страховую компанию и составить грамотный договор страхования.

Варианты страхового покрытия

Базовое покрытие

Застрахована только гражданская ответственность. Включает в себя основные риски по причинению вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате пожара, взрыва, залива и других происшествий. Предлагаем выгодные цены на страхование гражданской ответственности квартиры, офиса, магазина, производственного или другого помещения, здания и сооружения.

Комплексное покрытие

Предполагает полную защиту бизнеса от ущерба в результате возможных происшествий. Вместе с ответственностью можно застраховать имущество, выбрать риск, помогающий покрыть убытки от перерыва в деятельности. Дополнительно можно включить в полис страхования гражданскую ответственность при проведении в помещении ремонтных работ.

Мы разработали выгодные тарифы на комплексное страхование гражданской ответственности и других рисков для страхователей:

  • бизнес-центров;
  • торговых центров;
  • сетевых магазинов;
  • объектов индустрии спорта и развлечений;
  • учреждений здравоохранения;
  • гостиниц.

Какие виды личного страхования может использовать предприятие

С помощью программ личного страхования юридическое лицо решает три задачи:

  1. Привлечь и удержать сотрудников. Корпоративное страхование, например, полис ДМС или страхование от несчастного случая, обеспечивает сотрудникам дополнительную социальную защиту. Это делает работодателя привлекательным в глазах работников.
  2. Оптимизировать налогообложение. Страхование работников за счет предприятия уменьшает налогооблагаемую базу. Организация или ИП на УСН имеет право уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50%.
  3. Обеспечить финансовую защиту предприятия. Страхование рисков, например, защита работников от несчастного случая на производстве, перекладывает финансовые риски с компании на страховщика. Например, работник застрахован от несчастного случая. Если во время работы он получил травму, компенсацию ему выплатит страховая компания, а не работодатель.

Договор страхования и страховой полис

Договор страхования устанавливает права и обязанности сторон, связанных с предоставлением услуги по обеспечению страховой защиты. Сторонами договора страхования выступают страховщик и страхователь. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.

По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплачивать другой стороне (страховщику) определенную соглашением сторон плату (страховую премию), а страховщик при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) обязуется выплатить страхователю или иному указанному в договоре лицу (выгодоприобретателю) страховое возмещение (возмещение причиненных страхователю или иному застрахованному лицу убытков) или страховую сумму (всю максимально возможную по договору страхования сумму).

Статьей 940 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При оформлении договора страхования страховщик выдает страхователю страховой полис – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Договор страхования должен в обязательном порядке содержать определенные сведения:

  • наименование документа;
  • юридические адреса и реквизиты сторон;
  • описание объекта (объектов) страхования;
  • характеристику страхового события (риска);
  • перечень страховых случаев;
  • размер страховой суммы или страхового возмещения (суммы, в пределах которой будет осуществляться страховая выплата);
  • размер, порядок внесения и сроки уплаты страхового взноса (страхового платежа), который представляет собой плату за услугу страхования;
  • срок действия договора;
  • подписи сторон;
  • другие существенные условия по соглашению сторон (например, исключения из страхового покрытия, когда происходит событие, которое по формальным признакам является страховым случаем, но страховое возмещение в этом случае не выплачивается).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *