Разъяснения о деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснения о деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

С какими отходами работает региональный оператор?

Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017

Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально. Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Правовые основы работы с мусором от производства и потребления регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998. В п. 1 ст. 24.8 указано, что к регулируемым видам деятельности в области работы с мусором относятся обработка, обезвреживание, захоронение и оказание услуг региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО ТКО).

В п. 4 ст. 24.6 89-ФЗ указано, что юрлицо получает статус РО ТКО и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченными региональными властями. Порядок этого отбора установлен постановлением правительства № 881 от 05.09.2016.

В абз. 2 п. 4 правил работы с ТКО, которые утверждены постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016, указано, что региональный оператор собирает, транспортирует, обрабатывает, утилизирует, обезвреживает, производит захоронение мусора самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Новые правила пересдачи на права после лишения в 2022 году

Получается, что деятельность РО регулируется законодательством в области обращения с мусором от производства и потребления, но она шире видов деятельности, которые поименованы в 223-ФЗ. Поэтому разработали законопроект, который изменит этот Федеральный закон и распространит его положения на закупки, которые проводят РО ТКО.

Должен ли региональный оператор вывозить биологические отходы?

Региональный оператор не обязан вывозить отходы животного и растительного происхождения.
В отличие от дачников, в деревнях и поселках городского типа люди живут постоянно. Особенность в том, что у жителей этой местности образуется большое количество отходов животного и растительного происхождения. Они пытаются их утилизировать в качестве ТКО, но рискуют получить отказ регионального оператора.

Причина в том, что биологические отходы не относятся к ТКО. А это значит, что организация не обязана их принимать для вывоза, переработки и утилизации. Но это не означает, что она не может этого сделать при наличии соответствующего производственного потенциала – транспорт, места скопления и утилизации.

Для решения этой проблемы стороны должны дополнительно обсудить условия вывоза биологического мусора. Заключается отдельный договор, определяется стоимость услуг, которая может быть выше, чем за традиционный мусор. Если стороны не приходят к соглашению, можно остановить выбор регионального оператора по обращению с отходами на другой организации.

Периодичность вывоза ТКО региональным оператором

Периодичность вывоза мусора строго регламентирована законодательством России.
Региональный оператор забирает мусор не персонально у каждого жильца многоквартирного дома. Для этого создаются, оборудуются контейнерные площадки. Но за них несут ответственность собственники территории. Как правило, это жильцы дома.

Непосредственно они не занимаются этим вопросом, перекладывают его на управляющую компанию. Ее ответственные лица и работники занимаются тем, чтобы контейнерные площадки содержались в надлежащем состоянии. Если территория находится в муниципальной собственности – ответственность несут ответственные лица администрации населенного пункта или района.

Для справки! Контейнерные площадки включаются в реестр, который ведется муниципалитетом. Он составляет и схемы их размещения.

Условия, которым должны отвечать площадки под контейнеры, определены Постановлением Правительства №354. За нарушение следует административная и материальная ответственность.

Указанным актом устанавливается периодичность вывоза мусора. Она зависит от температуры воздуха, а именно:

  1. До +5oC – не реже одного раза в трое суток;
  2. Свыше +5oC – ежедневно.

Допустимы и отклонения от этих норм. Например, превышение на трое суток – не более одного раза в месяц при условии, что это суммарный объем. Возможное единовременное отклонение на двое суток в холодную пору (до +5oC) или на сутки при высокой температуре воздуха (свыше +5oC).

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Отказ от заключения договора с региональным оператором ТКО

В соответствии с разъяснительным письмом Росприроднадзора от 22 июля 2019 г. № АА-10-02-32/19273:

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Т.е. не заключают договор с региональным оператором только юридические лица, в собственности которых находится полигон для размещения отходов при условии, что отходы образуются на том же или смежном земельном участке, на котором находится полигон.

Остальные юридические лица, от деятельности которых образуются ТКО – обязаны заключать договор с региональным оператором!

Уточняется понятие «сбора» и «накопления» отходов, и «отходов от использования товаров»

В статье 1 закона №89-ФЗ дается новое понятие процесса сбора отходов. Теперь оно уточнено и «привязано» к лицу, которое непосредственно занимается обработкой отходов, их утилизированием, обезвреживанием и размещением. Раньше указывалось, что сбор отходов – это только их прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. Кстати, из нового определения «сбора» убран процесс перевозки отходов, но само его понятие в законе все-таки сохранено. Чем грозят такие перемены сборщикам отходов? Серьезными волнениями:

  • те компании, у которых в лицензии есть ссылка на право заниматься обработкой, утилизированием, обезвреживанием и размещением отходов, смогут спокойно заниматься их сбором и после 2019 года;
  • а вот те фирмы, в лицензии которых указана деятельность только по сбору отходов и их транспортировке, обязаны будут переоформить лицензию, убрав из нее деятельность по сбору. Основанием для такого переоформления Росприроднадзор называет п.1 статьи 18 закона №99-фз о лицензировании, где говорится о необходимости внесения изменений в лицензию в случае смены перечня выполняемых работ, оказываемых фирмой услуг.

Интересные трансформации произошли и с «накоплением» отходов. С 2019 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления.

Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств. И всё! С нового года даже если товар либо его упаковка (чего не было раньше) частично потеряли свои свойства, товар сразу признается отходом без каких-либо дополнительных требований. В старой редакции закона, чтобы перевести товар в состав отходов необходимо было, чтобы единовременно с утратой потребительских свойств выполнялось одно из следующих условий:

  • складирование данных товаров должно было происходить в месте сбора отходов;
  • либо они передавались по договору или в соответствии с законами РФ тому лицу, которое занимается обработкой, утилизированием отходов;
  • либо собственник товаров иным образом отказывался от права собственности на них, в том числе выбрасывал их.

Теперь же для признания товара отходом с 01.01.19г. достаточно, чтобы он только потерял полностью или частично свои качества, интересные потребителю.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Можно ли будет сэкономить?

Существуют случаи, когда на оплате за вывоз ТКО можно немного сэкономить. На основании ряда документов можно произвести перерасчет платежей. Сэкономить можно при отъезде в командировку, отпуск, при длительном лечении в больнице. Документальное подтверждение отсутствия в месте постоянного проживания является основанием для пересчета.

Важно! Наиболее выгодно сдавать рассортированный мусор. Оператор принимает его согласно объему или весу. Расчет согласно количества проживающих на территории в таком случае не актуален.

Решение о предварительной рассортировке отходов принимается на собрании всех жильцов. Сортировке на данный момент подлежит пластик и бумага. Согласно предварительным подсчетам экономия при предварительной сортировке составляет 50%.

Основные положения «мусорной реформы»

Появление в квитанциях новой строки с аббревиатурой ТКО напрямую связано с введенными изменениями в системе обращения с отходами – так называемой «мусорной реформой». Необходимость в этой реформе назревала давно, ФЗ No89 «Об отходах», принятый в 1998 году, уже давно не мог обеспечить порядок в области обращения с отходами, несмотря на постоянное внесение поправок.

В результате в декабре 2020 г. был утвержден N 503-ФЗ об изменениях в ФЗ «Об отходах», который был введен в действие с 2019 г., ознаменовав начало «мусорной реформы». Изменения коснулись системы обращения с ТКО и затронули всех граждан РФ, поскольку по принятой терминологии все мы являемся производителями ТКО. По всей стране мусорная реформа начала действовать с первых дней 2020 г., и только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ее вступление в действие было отсрочено до 2022 года.

Аббревиатура ТКО в коммунальных квитанциях расшифровывается как «твердые коммунальные отходы». Нашему слуху привычнее словосочетание «твердые бытовые отходы» – ТБО, к которым относится весь бытовой мусор, образующийся в процессе проживания в квартирах и домах.

Понятие ТКО несколько шире – в него помимо бытового мусора, образующегося в жилом фонде, включены также аналогичные отходы, появляющиеся в процессе работы различных компаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *