Конституционные основы государственного устройства РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционные основы государственного устройства РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимаются внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер отношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.
  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.
  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.
  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Гуманистические основы конституционного строя РФ

Среди гуманистических и социальных основ конституционного строя РФ центральное место занимает положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Данный принцип можно назвать главным и в общей системе принципов конституционного строя.

К основным характеристикам данного принципа относятся следующие положения:

  • Права и свободы человека — высшая государственная ценность. Права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер.
  • Все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод.
  • Установление пределов прав человека производится на законодательном уровне посредством регулирования и ограничения этих прав, предоставления гарантий реализации этих прав и свобод. Например, вот каким образом могут быть установлены границы прав и свобод гражданина: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Российской Федерации.

Российское государство провозгла­шено и строится как демократичес­кое федеративное правовое государ­ство с республиканской формой правления. Это составляет ос­новы конституционного строя страны, на которых основывается деятель­ность органов государственной влас­ти России.

Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечи­вающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.

  • Конституционный строй это со­вокупность основополагающих базо­вых общественных отношений, уре­гулированных конституционно — пра­вовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свобо­ды гражданина, федерализм, сувере­нитет, а также принципы органи­зации государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

    • права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

    • народовластие и республиканс­кая форма правления;

    • федеративное устройство;

    • разделение властей;

    • государственный суверенитет;

    • верховенство права;

    • политическое и идеологическое многообразие;

    • единство экономического пространства и свобода экономи­ческой деятельности;

    • социальный характер государ­ства;

    • светский характер государства;

    • признание и гарантирование местного самоуправления.

Эти положения содержатся в Главе I Конституции РФ «Осно­вы конституционного строя». Они определяют все последующее со­держание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения Конституции РФ, устанавли­вающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру пу­тем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только принятие новой Конститу­ции.

Статья 1 Конституции определя­ет Российскую Федерацию как де­мократическое федеративное пра­вовое государство с республиканской формой правления.

Характеристика России как де­мократического государства выра­жает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ, обладает выс­шей юридической силой и имеет прямое действие на всей террито­рии России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне междуна­родных стандартов:

  • свобода слова,

  • право на объединение,

  • право участвовать в управлении делами государства,

  • право избирать и быть избранным и т.д.

Конституция РФ должна соблю­даться всеми органами государ­ственной власти, органами местно­го самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объеди­нениями. Права и свободы челове­ка признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонацио­нальный народ. Это значит, что на­ша страна провозглашается госуда­рством народовластия.

Народов­ластие означает принадлежность всей государственной власти наро­ду, а также свободное осуществле­ние ее народом в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государствен­ной власти и местного самоуправ­ления.

Характерным атрибутом демок­ратического государства является принцип идеологического многооб­разия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве госуда­рственной или обязательной. Дан­ный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма, что способствует повышению эф­фективности народовластия, вов­лечению в политическую деятель­ность более широких слоев населе­ния, легализует политическую оп­позицию, способствует преодоле­нию апатии и отчуждения граждан от власти. Так политический плюра­лизм выражается в свободе полити­ческих мнений и политических действий, дает возможность граж­данину не только состоять в любой действующей в рамках Конститу­ции РФ партии, но и быть беспар­тийным. Его проявлением является деятельность независимых объеди­нений граждан.

Государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на

  • законо­дательную,

  • исполнительную

  • судеб­ную.

В заключении темы данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что тема «Особенности современного российского федерализма», является полностью изученной, и цель настоящей работы достигнута, путем решения поставленных задач.

Поэтому основная задача заключалась в определении концепции федерализма. При исследовании вопроса, касающегося этой задачи, было заявлено, что научная работа авторов явно не закрепляет эту концепцию. Существуют разные точки зрения на понимание этой концепции. Некоторые авторы принимают термин «федерация» в качестве основы и утверждают, что эти два определения имеют сходное понимание. Однако при изучении взаимосвязи этих категорий было установлено, что этот подход неверен, тем более, что сам термин «федерация» имеет много спорных моментов в своем определении. Другие авторы считают, что федерализм является основной идеей, принципом. Таким образом, после анализа проблемы этой проблемы было обнаружено, что определения А. Бочкарева являются наиболее подходящими. Таким образом, федерализм является принципом государственной структуры, предусматривающим единство и плюрализм государства и государственной власти в условиях его территориальной организации на нескольких уровнях.

Второй задачей являлось рассмотрение становления российского федерализма. Так, при исследовании данного вопроса был сделан вывод о том, что периоды становления федерализма в России делиться на «дореволюционный федерализм», который существовал до 2000 г. и федеративной модели интеграционного типа», то есть по настоящее время. Само формирование федерализма в России авторы зачастую связывают с принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была принята III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в 1918 г. Основным законом, закрепивший федерализм в принципе в России считается Конституция Российской Федерации, 1993 года.

Третьей задачей выступало изучение особенностей современного российского федерализма. Так, было выяснено, что российский федерализм имеет множество особенностей. Само по себе становление федерализма в России является особенной чертой, потому как его эволюция существенно отличается от опыта становления федерализма в зарубежные страны. Также его особенностями считается разделение властных полномочий, принцип разделения властей и многие другие особенности.

Четвертой завершающей задачей было проведение анализа суверенитета в системе российского федерализма. Таким образом, проанализировав научную литературу, можно сказать, что данный вопрос вызывает множество споров у авторов, и он является не изученным.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РФ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

государственного устройства- внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

Существует две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований.

Федерация (союз, объединение) — сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

Федерализация — это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.

Субъект федерации — промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Наличие у субъектов суверенитета и права свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация — это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз)

Принципы федеративного устройства

1. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

2. Территориальное единство — РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ.

3. Единство государственной власти — единство системы органов государственной власти — в соответствии со ст.77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В пределах единой системы органов исполнительной власти.

4. Юридическое равноправие субъектов РФ

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, законодатель имеет в виду не самоопределение их в виде собственного государства. Данный принцип понимает под понятием народ (население) субъект РФ как территориально-политическую общность.

В соответствии с текстом Конституции РФ в состав Российской Федерации на правах ее самостоятельных субъектов входит одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов.
Сохранение Еврейской автономной области во многом объясняется историческими традициями, поскольку к настоящему времени еврейское население в ней составляет незначительное меньшинство.
Автономные округа очень малочисленны и многонациональны, а удельный вес коренной национальности, дающей название автономному округу, также составляет незначительное меньшинство. В Ханты-Мансийском автономном округе коренная национальность, например, насчитывает всего 1,4% общего населения округа.
Правовое положение автономий в Российской Федерации особое. В частности, Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно, поскольку еще в 1990 г. все автономные области были выведены из краев и непосредственно вошли в Российскую Федерацию.
Что касается автономных округов, то они имеют право самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно или через другой субъект (край или область). Девять из десяти автономных округов входят в РФ как раз через край или область, а Чукотский автономный округ в 1992 г., выделившись из состава Магаданской области, вошел в Российскую Федерацию непосредственно.
Правовое положение округов довольно противоречиво. С одной стороны, девять из десяти автономных округов в настоящее время входят в состав края или области, а с другой стороны, по тексту Конституции округ, так же как край и область, является равноправным субъектом Российской Федерации. Для разрешения такого противоречия Конституция РФ предоставляет возможность округам регулировать свои отношения с краем или областью на основе федерального закона и договора между органами государственной властью автономного округа и органами государственной власти соответствующего края или области.
Тем не менее подобное правовое положение округа вызывает ряд конституционных коллизий. Конституционный суд РФ в специальном постановлении от 14 июля 1997 г. признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область; и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.
Автономная область и автономные округа, как и другие субъекты Российской Федерации, имеют по два представителя в Совете Федерации и избирают депутатов Государственной думы, что дает им возможность защищать свои интересы в законодательном органе всей Федерации.
Одной из форм автономии в Российской Федерации является национально-культурная автономия, регулируемая Федеральным законом от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии».
Значение данного закона трудно переоценить, поскольку он прямо закрепляет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
По закону национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Законом устанавливаются основные принципы, на которых должна базироваться национально-культурная автономия в РФ. Это принципы свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности, самоорганизации и самоуправления, многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой, уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей, принцип законности.
Важно отметить, что закон закрепляет довольно обширный перечень прав, которыми обладает национально-культурная автономия. В частности, национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны российских органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Национально-культурная автономия имеет право в соответствии с законодательством РФ создавать средства массовой информации, а также получать и распространять информацию на национальном (родном) языке.

    • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие;
    • иметь свободный доступ к национально-культурным ценностям;
    • следовать национальным обычаям и традициям;
    • возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
    • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их деятельность в соответствии с законодательством РФ.
  • Законом закреплены серьезные права в области национальной культуры:

Закон допускает возможность участия национально-культурной автономии в деятельности международных неправительственных организаций, а также устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами и общественными организациями иностранных государств. Законы субъектов Российской Федерации могут предоставить национально-культурной автономии дополнительные права по сравнению с уже отмеченными выше.
Законодательство о национально-культурной автономии подходит с демократических позиций к вопросу об участии или неучастии в ее деятельности, гарантируя при этом принцип добровольности. При этом участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения гражданских прав. Национальная принадлежность также не является основанием для ограничения чьего-либо участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии. Закон четко определяет, что осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерба другим этническим общностям, и это же право не является правом на национально-территориальное самоопределение.

  • Законом предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают проведение государственной политики, направленной на:
    • сохранение и развитие национальных языков;
    • оказание финансовой помощи за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств;
    • иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных языков.

Законом предусмотрено широкое право национально-культурных автономий на сохранение и развитие своей национальной культуры.

  • С этой целью они могут создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры (театры, музеи, библиотеки, клубы и т.д.), а также:
    • организовывать творческие союзы, самодеятельные коллективы, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;
    • проводить массовые мероприятия в области национальной культуры — фестивали, смотры, выставки и т.д.;
    • учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;
    • издавать произведения исторической, художественной и другой литературы на национальных языках.

Опасность политического экстремизма ( 9 класс)

Экстремизм – приверженность к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Экстремизм, как правило, распространяется на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, на отношения между социальными группами, этносами, общественными объединениями, политическими партиями, государствами, конфессиями и так далее. Получается, что экстремизм бывает разным – и социальным, и политическим, и религиозным и так далее.

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Основы конституционного строя

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *