Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифы ТКО в России на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Какие есть противоречия в новых правилах
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
- Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
- В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
- В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
- Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
- Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Получение лицензии на вывоз ТБО
Лицензионный документ выдается юридическому или физическому лицу, которое имеет:
- Документы, подтверждающие материальную базу предприятия: строения и площадки, где перерабатывают и утилизируют отбросы. К ним относят договор по аренде помещения или договор покупки.
- Транспортное средство для вывоза, специальное оборудование для утилизации мусорных отходов. Они подтверждаются транспортными накладными и договорами по аренде и покупке.
- Профессиональную команду с трудовыми соглашениями, подтвержденными сертификатами на работу с ТБО классов 1-4.
- Заключение санэпидемстанции, разрешающее этот вид производства. Оно подтверждает, что здание и сооружение пригодны для использования, отвечают санитарным нормативам; транспорт регулярно проходит санобработку, имеет постоянное место стоянки.
- Свидетельство, содержащее сведения о работе предприятия, с какими видами отходов оно работает, класс угрозы.
- Договор с площадкой ТБО.
Лицензия на деятельность по обращению с отходами
Многие соискатели задаются вопросом, для каких видов деятельности с отходами нужна лицензия? Ответим, что специальную лицензию необходимо получить для выполнения следующих видов работ:
- Сбор отходов I–IV класса опасности — деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (лицензия на деятельность по сбору отходов 1–4 класса опасности);
- Транспортирование отходов I–IV класса опасности — перемещение отходов с помощью транспортных средств (лицензия на транспортировку отходов 1–4 класса опасности);
- Обработка отходов I–IV класса опасности — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (лицензия на обработку отходов);
-
Утилизация отходов I–IV класса опасности — использование отходов для производства товаров (лицензия на деятельность по утилизации (использованию) отходов 1–4 класса опасности), включая:
- повторное применение отходов (в том числе повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг),
- их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации),
- а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- Обезвреживание отходов I–IV класса опасности — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание или обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов);
-
Размещение отходов I–IV класса опасности (лицензия на размещение отходов):
- хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение — процесс изоляции отходов, не подлежащих утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, для обращения с опасными отходами, то есть для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения — нужно получить лицензию.
Лицензионные требования на вывоз ТБО
Лицензионные требования к заявителю зависят от видов деятельности, которыми он намерен заниматься (п. 3 положения № 1062):
- для работ по СОУОиР нужно иметь собственное или арендованное строение или помещение, в котором будет вестись деятельность;
- для работ по ОУО должно быть оборудование или спецустановки;
- для работ по СТОУОиР у ИП и наемных работников (в т. ч. работников организаций) должен быть сертификат, подтверждающий прохождение профподготовки и наличие права на работу с отходами;
- для работ по транспортировке отходов у заявителя должно быть спецоборудованное ТС;
- для работ по размещению отходов лицензиат перед захоронением должен проводить рекуперацию веществ, разрушающих озоновый слой.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
В соответствии с законом у полученной лицензии нет срока действия, и ее не нужно переоформлять через определенный временной промежуток. Но санитарно-эпидемиологические органы и Росприроднадзор регулярно совершают проверки, чтобы определить, соблюдает ли лицензиат требования. При выявлении нарушений или законодательных изменениях снова требуется оформление лицензии.
Серьезными нарушениями лицензиата являются:
- допуск к деятельности с отходами, транспортировке, сбору и переработке тех, кто не имеет подготовки и необходимых сертификатов;
- использование объекта (транспорта, оборудования или помещения) с отступлениями от тех инструкций, которые получили положительный вердикт от государственной экологической экспертизы; очень плохо, если применение таких объектов стало причиной отрицательных последствий для природы;
- транспортировка, сбор и иные действия, которые осуществляются без соблюдения эпидемиологических и санитарных требований, а также несоблюдение экологических требований.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.
Ответственность за неуплату
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.
Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы. Эта отрасль требует совершенствования.
Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:
- сбор и выгрузку отходов;
- доставку ТБО до мест обезвреживания;
- заезды в дома для сбора ТБО;
- нулевые пробеги.
Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.
В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.
Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней.
При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.
Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год. Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.
В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.
Лицензия на вывоз ТБО
Документ, разрешающий деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, содержит следующую информацию:
- Название органа, выдавшего лицензию.
- Дата и номер.
- Виды работ и классы отходов.
- Данные лицензиата, как юридического или физического лица.
- Срок действия документа.
- Печать и подпись.
Разрешение сопровождает список отходов с разделением по классам и снабженный кодами. Все отходы указаны в особой таблице, вид работ по каждому классу и название региона, где будет проходить деятельность.
Все листы заверены подписью и печатью. Так как лицензия — это бланк строгой отчетности, то она имеет серию и номер.
Лицензия выдается не только на вывоз мусора, но и на другие виды работ, предусмотренные законом:
- сбор отходов;
- перевозка;
- утилизация;
- обезвреживание;
- переработка;
- размещение;
- использование.
Один бланк лицензии используется для выдачи разрешений на все виды работы, но в документе конкретизируются лишь те виды, которыми намерен заниматься заявитель.
В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.
Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.
Теперь за весь мусорный процесс отвечает региональный оператор. Это организация, в задачи которой входит заключить договоры с жильцами и подрядчиком на сбор, обработку, обезвреживание и утилизацию мусора.
Региональный оператор устанавливает тариф на вывоз мусора, который обязаны контролировать местные власти.
И одно из самых главных изменений, которое взволновало общественность — заключать договоры с региональным оператором должны не только жители многоквартирных домов, но и жители частных домов, члены дачных и садовых кооперативов. Раньше жильцы частного сектора заботились о вывозе мусора самостоятельно или не вывозили отходы вовсе, а утилизировали сами. Теперь по закону для них тоже будут определять тариф за обращение с ТКО.