Что предпринять при обвинении во взятке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что предпринять при обвинении во взятке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

ВЗЯТКА И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

За что может передаваться взятка

  1. Действия, бездействия в интересах передавшего взятку или тех лиц, от имени которых он ее передает, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или он может им способствовать. Например, принять на работу, ускорить рассмотрение обращения, выдать какое-либо разрешение, лицензию, свидетельство и т.п. Это так называемая взятка за «законные» действия, то есть взяточник получает вознаграждение за то, что вправе, может или должен сделать без оплаты своих «услуг».
  2. Покровительство, попустительство по службе. Например, непринятие должных мер воздействия, внеочередное продвижение по службе в отсутствие «заслуг», премирование, награждение, внеочередной отпуск, отгулы, установление повышенной заработной платы и т. д.
  3. Незаконные действия. Это могут быть, например, непривлечение к установленной законом ответственности за совершенные взяткодателем правонарушения, несоставление протокола о правонарушении, выдача прав без соблюдения процедуры или при наличии оснований для отказа в их выдаче (заболевание, например), включение не соответствующих действительности данных в документы и пр.

Например, взяткой за незаконные действия будут ценности, которые переданы:

  • за выдачу листа нетрудоспособности врачом, когда на самом деле человек не болеет;
  • за проставление отметок о прохождении специального медицинского осмотра, когда нужных специалистов виновный не посещал;
  • за то, чтобы сотрудник ГИБДД или других подразделений и органов не составлял протокол, к примеру, за нарушение ПДД, правил торговли, хранения оружия, санитарно-гигиенических норм и правил и пр.;
  • за выдачу специальных разрешений, например, на строительство, лицензии на осуществление педагогической деятельности, реализацию алкогольной продукции, когда основания для этого отсутствуют;
  • учителю, преподавателю за оценку за реферат, курсовую или дипломную работу, практику, экзамен, которые не сдавались, и многие другие.

Интересные особенности

  • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
  • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств:
    • высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
    • достигнута договоренность об этом.

При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

  • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
  • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

Взятка, квалифицируемая как мелкая

Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.

За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:

  • лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
  • за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.

Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.

Дача взятки также является преступным деянием

Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

Читайте также:  Как правильно подать на развод в 2022 году?

В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • Комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса

    1. Признаки данного состава преступления связаны с соответствующими признаками состава получения взятки (ст. 290 УК).

    2. Объективная сторона дачи взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) дачу взятки лично должностному лицу; б) передачу взятки родным или близким должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) передачу взятки посреднику с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) передачу взятки любому иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

    3. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем (должностным лицом, его родными или близкими, иными лицами) хотя бы части передаваемых ценностей, иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24. Если передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось принять взятку либо посредник не смог ее передать), содеянное образует покушение на дачу взятки (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

    4. Квалифицирующие признаки состава преступления (ч. 2 — 5) содержательно совпадают с соответствующими признаками ст. 290 УК.

    5. Примечание к ст. 291 УК позволяет освободить от уголовной ответственности лицо, давшее взятку, если оно отвечает двум условиям: а) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; б) альтернативно либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (см. также п. 29 — 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

    Отличие подарков от взятки согласно уголовного кодекса

    Гражданский кодекс закрепляет прямой запрет на получение в качестве дара должностными лицами материальных благ и ценностей на сумму свыше 3 000 рублей. До этой суммы предметы и ценности считаются обычными подарками и их получение, и передача не ограничены.

    Ответственность и наказание за дачу незаконного поощрения (взятки). Сложившаяся судебная практика.

    За неквалифицированную (простую) взятку, законодателем в части 1 рассматриваемой уголовной статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5-ти до 30-ти кратного размера незаконного вознаграждения, лишение свободы на срок до двух лет с возможностью применение штрафа на сумму, не превышающую 10-ти кратный размер взятки. Для большей наглядности конкретные санкции за квалифицированные виды рассматриваемого деяния, представлены в таблице ниже:

    Размер взятки Ответственность за дачу взятки
    Дача взятки наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
    В значительном размере наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
    За совершение заведомо незаконных действий (бездействие) — наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взя,тки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
    Группа лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    Либо в крупном размере

    наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
    В особо крупном размере наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

    Следует отметить, что предусмотренная частью 3 осознаваемая незаконность действий, за реализацию которых передается незаконное вознаграждение, позволяет делать однозначный вывод о том, что лицо, передающее взятку, прямо понимает неправомерность действий, выполнения которых требуется от взяткополучателя: сотрудника правоохранительного органа, преподавателя, медицинского работника, иного представителя государственного органа.

    Пример.

    М. высказал начальнику отдела райвоенкомата просьбу в содействии в неправомерном освобождении его от военной службы путем предоставления отсрочки, оснований в которой он не имел. В качестве неправомерного вознаграждения призывник предложил деньги в сумме 180 тыс. руб. Указанные действия будут правомерно квалифицированы по части четвертой анализируемой уголовной статьи, так как предложена взятка образует крупный размер, а предполагаемые к совершению должностным лицом действия заведомо неправомерны.

    Дача взятки и получение взятки. Что говорит закон о взятке?

    Определение понятия взятки установлено в ст.290 УК РФ.

    Взятка — это деньги или иное имущество, в том числе имущественные права, а также услуги имущественного характера, передаваемые (оказываемые) должностному лицу за совершение им действий, входящих в его должностные полномочия, либо за то, что это лицо в силу своего должностного положения способствует таким действиям, либо оказывает общее покровительство.

    ДАЧА ВЗЯТКИ (ст.291 УК РФ) российскому или иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации наказывается в зависимости от тящести квалификации содеянного: минимально — штрафом, максимально — лишением свободы на срок до 12 лет и штрафом в 70-тикратном размере суммы взятки.

    Читайте также:  Защита своих прав: куда может обратиться потребитель?

    ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст.290 УК РФ) российским или иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации наказывается в зависимости от тяжести квалификации содеянного: минимально — штрафом, а максимально — лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом в 70-ткратном размере взятки.

    Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

    Вопросы
    совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
    Государственной Думы.

    Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
    если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
    законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
    уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

    Основные
    положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
    Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

    Мне
    предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
    защищает мои права?

    Если вам предлагают дать взятку или,
    тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

    Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
    преступлений коррупционной направленности.

    В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

    Важно помнить, что закон всегда
    на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

    И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
    является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
    лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

    Ответственность
    грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

    Да, дача взятки – точно такое же
    нарушение закона, как и ее получение.

    За дачу взятки должностному лицу
    ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
    лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
    рублей), а также значительные штрафы.

    Освобождение от уголовной ответственности
    за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
    вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
    добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
    остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

    А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

    В России для лиц, совершающих коррупционные
    преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

    При этом введена система дополнительных санкций,
    таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
    имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
    определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
    или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

    Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
    до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
    посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
    свободы.

    И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
    рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
    платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
    работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
    лишение свободы — до одного года.

    И уголовной ответственности за получение взятки
    можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

    Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
    считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

    Нет, по российскому уголовному
    законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
    бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
    щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
    характера.

    Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
    врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
    законодательства.

    Государственным и муниципальным
    служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
    получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
    или развлечений, или того же лечения.

    Все подарки, полученные на протокольных,
    официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

    Они признаются
    государственной или муниципальной собственностью.

    И даже подарки, которые, на первый
    взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
    в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
    помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудн��к ФСИН получал
    за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
    за получение взятки.

    Как
    контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
    за сокрытие информации?

    По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
    должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
    контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
    детей.

    За непредоставление такой информации
    или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
    должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
    транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
    которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

    Но в минувшем году мы
    усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
    законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
    сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

    Кроме того, состояние должностных лиц теперь
    контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
    за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

    Наконец, на минувшей неделе мы
    приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
    по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
    иметь.

    Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
    совершенствованием антикоррупционного законодательства.

    Она носит уже скорее
    точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
    устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
    чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
    привлекались должностные лица самого высокого ранга.

    Но одним из важнейших вопросов
    остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
    понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

    Доказательства дачи взятки


    Чтобы подтвердить факт передачи должностному лицу незаконного вознаграждения (взятки), можно использовать любые сведения, соответствующие требованиям статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК).

    Как правило, надлежащими доказательствами состоявшегося взяточничества могут выступать:

    • показания самого субъекта, имеющего статус обвиняемого (подозреваемого) по данному делу;
    • свидетельские показания;
    • официальные протоколы всех произведенных следственных действий. Обычно протоколируются: выемка переданных (полученных) предметов, осмотр места происшествия;
    • экспертные заключения (например, стоимостная оценка блага, переданного как взятка);
    • документация, предметы, отнесенные по данному делу к вещественным доказательствам на основаниях статей 81-81.1 УПК;
    • прочая документация, относящаяся к данному делу о взяточничестве (например, документальные подтверждения компетенции должностного лица – взяткополучателя).

    На основаниях статьи 75 УПК доказательства могут признаваться недопустимыми, то есть не обладающими необходимой юридической силой. Чтобы избежать этого, нужно обеспечить соблюдение требований УПК при их получении.

    В статье 290 УК РФ перечисляются те, кто может стать привлеченным к ответственности за получение взятки: это должностные лица – то есть представители власти, официально наделенные государством определенными функциями.

    Читайте также:  Что такое миграционная амнистия, и кто на нее может рассчитывать

    Опираясь на судебную практику, чаще всего фигурантами коррупционных дел являются:

    • сотрудники полиции (за возбуждение дел или, наоборот, отказ в возбуждении; за незаконное прекращение, приостановление дел, инициирование необоснованных административных дел или наоборот, прекращение производства по ним; искусственное создание доказательств или напротив, уничтожение имеющихся; подделка материалов проверки, протоколов допроса и т.д.);
    • судебные приставы (за невозбуждение исполнительного производства, занижение стоимости описанного имущества, за незаконное исключение из описи, за безосновательное прекращение исполнительного производства, сокрытие доходов должника и бездействие в принятии мер по установлению таковых т.д.);
    • сотрудники государственных и муниципальных органов (выражаясь простым языком – чиновники) – в основном, это начальники отделов, а также высший руководящий состав (за незаконное выделение земельных участков, выдачу различных разрешений – на строительство, размещение киосков, торговых палаток и т.д.);
    • преподаватели ВУЗов, колледжей, училищ – за положительные оценки учащимся, которые фактически не обладают необходимыми знаниями;
    • работники медицинских учреждений – больниц, поликлиник, это могут быть как врачи, так и руководящий состав – за оформление медицинских документов и постановку неверных диагнозов, освобождений от труда и т.д.;
    • контрольно-надзорные органы – Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Жилищная, Пожарная и Трудовая инспекции – за непроведение проверок, сокрытие нарушений законодательства и т.д.;
    • сотрудники системы исполнения наказаний – за незаконное условно-досрочное освобождение или снятие судимости (уголовно-исполнительные инспекции), замена наказания на более мягкое, передача запрещенных к использованию предметов – средств связи, алкоголя и т.д.

    Кроме того, субъектами получения взятки могут быть:

    • иностранные должностные лица – те, кто несут службу в исполнительном, законодательном или судебном органе другой страны, а также работают публично в интересах иностранного государства;
    • должностные лица публичной международной организации.

    Особенности квалификации

    При рассмотрении судами коррупционных дел возникает масса сложностей и нюансов, которые требуют индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации. Верховный Суд РФ постоянно публикует разъяснения действующего законодательства. Кроме того, часть вопросов разъяснена в отдельном Постановлении Пленума ВС по делам о взяточничестве.

    Назовем самые основные особенности, которые уже установлены судебной практикой:

    • по делам о взяточничестве не бывает потерпевших: ценности передает свидетель, которому не причинено никакого ущерба. Переданные деньги являются вещественными доказательствами по делам и подлежат обращению в доход государства. Для передачи сумма может быть выдана правоохранительными органами (когда свидетель действует под контролем), в противном случае это собственность взяткодателя, который тоже несет ответственность за свои действия;
    • преступление считается оконченным с момента передачи денег лицу, независимо от выполнения последним оговоренных действий. Также не имеет значения, намеревалось ли лицо вообще выполнять их;
    • если представитель власти ни при каких обстоятельствах не мог выполнить услугу, которая была предметом соглашения с взяткодателем, действия по принятию денег могут быть квалифицированы как мошенничество – ведь в таком случае есть признаки хищения путем обмана;
    • взяточничества не будет, если должностное лицо принимает деньги за оказание профессиональных услуг, которые не входят в объем полномочий и не связаны с его функциональными обязанностями. Примером отсутствия коррупционной составляющей служит оказание специалистом консультативных услуг в свободное время за вознаграждение;
    • если представитель власти задержан на месте сразу после получения денег и, соответственно, не имел реальной возможности их потратить, то взятка все равно считается оконченным преступлением;
    • если передача денег не состоялась по объективным причинам, то фигуранты коррупционной схемы несут ответственность за покушение.
      Пример №7. Сотрудник трудовой инспекции Горин К.Д. за прекращение проверки потребовал с индивидуального предпринимателя Ежова П.Р. 30000 рублей. Поскольку Горин К.Д. опасался ответственности и очень дорожил своим местом работы, он предложил оставить деньги у его родственницы в машине, чтобы снять с себя все подозрения в случае задержания правоохранительными органами. Согласно договоренности, Ежов П.Р. положил на переднее сиденье пакет, в котором находилась требуемая сумма. Но он перепутал марки автомобилей и оставил пакет в машине, принадлежащей другому лицу – совпало, что транспортное средство не было заперто. Несмотря на то, что 30000 рублей до сотрудника трудовой инспекции так и не дошли, оба участника преступления все же понесли ответственность за получение и дачу взятки, но с оговоркой «покушение».
    • если преступление совершается несколькими лицами, то все они должны являться представителями власти – только в этом случае участники группы будут привлечены по ст. 290 УК РФ. При этом неважно, какая сумма из общей взятки предназначалась каждому из участников, даже если размер частей существенно отличался.
      Пример №8. Начальник отдела по регистрации обращений БТИ города действовал в рамках преступного сговора с двумя своими подчиненными – специалистами. Преступная группа неоднократно совершала коррупционные преступления – они регистрировали «задними числами» изменения технических характеристикам нежилых помещений, за это регулярно получали вознаграждение – за каждую регистрацию 50000 рублей, из которых 30000 получал начальник, а остальное делили между собой специалисты. Квалификация действий каждого из группы была определена одинаково по ст. 290 УК РФ, без учета размера вознаграждения, которое предназначалось каждому.
    • если должностное лицо за деньги выполняет незаконные действия, которые образуют самостоятельное преступление, то он может быть привлечен по двум и более статьям УК РФ.
      Пример №9. Директору колледжа передали 100000 рублей за зачисление на обучение абитуриента Иванова Р.П., который не сдал вступительные экзамены (помимо ЕГЭ нужно было пройти дополнительные тесты). Директор сфальсифицировал результаты собеседования и вступительных мероприятий, подделал соответствующие документы – теперь Иванов считался преодолевшим порог необходимого количества баллов для зачисления. Директора привлекли к ответственности по совокупности преступлений – ст. 290 УК РФ и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

    Освобождение от уголовного преследования

    В коррупционных преступлениях законодатель предусмотрел возможность избежать судимости и наказания виновным лицом при соблюдении некоторых условий. Так, обвиняемый в даче взятке освобождается от уголовной ответственности и дело в отношении него прекращается, если он (альтернативно):

    • действовал вследствие вымогательства взятки. Действия человека, который поддался вымогательству и передал деньги взамен за определенные действия в его пользу, все равно считаются преступлением, предусмотренным ст. 291 УК РФ, но законодатель учел вынуждающие обстоятельства и позволил правоохранительным органам освобождать от ответственности таких взяткодателей.
    • если после передачи ценности сообщил в правоохранительные органы. Такое сообщение может быть в любом виде – письменном, устном, через других лиц. В какое время оно должно последовать, в законе не оговаривается. По общему правилу, до такого сообщения власти не располагали информацией о преступном деянии.

    В обоих случаях обязательным условием должно быть активное способствование раскрытию преступления. Это означает, что по возбужденному уголовному делу гражданин, передававший ценности должностному лицу, не только признался, но и сообщил сведения о месте нахождения остальных участников преступления (если, к примеру, оно было совершено группой лиц), о роли каждого фигуранта по делу, указал место хранения денег и т.д. Если сотрудники полиции, следственного комитета или иного органа уже были осведомлены об этих обстоятельствах, освобождения от ответственности может и не быть.

    Мелкое взяточничество: ответственность согласно УК РФ

    С 2020 года Уголовный кодекс пополнился еще одной статьей № 291.2 «Мелкое взяточничество».

    Согласно этой норме закона за дачу, получение взятки в размере до 10 тысяч рублей напрямую или через посредника, лицам, совершившим такое преступление, может грозить наказание в виде:

    • штрафа до 200 тыс. руб.;
    • штрафа в размере зарплаты за период до 90 дней;
    • исправительных работ сроком до 12 месяцев;
    • ограничения свободы сроком до 24 месяцев;
    • лишения свободы сроком до 12 месяцев.

    Если мелкую взятку дало лицо, которое раньше уже было судимо за совершение преступления по статьям 290 и 291 УК, тогда ему будет грозить:

    • штраф до 1 млн. руб.;
    • зарплата за период до 12 месяцев;
    • исправительные работы сроком до 3 лет;
    • ограничение свободы сроком до 4 лет;
    • тюремное заключение сроком до 3 лет.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *