Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20 секретов развития красивой грамотной речи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.
В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.
- Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
- Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
- Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
- Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.
Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:
- Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
- Прослушать получившуюся запись.
- Дать прослушать её другим.
- Сопоставить своё мнение и чужое.
- Выделить основные недостатки.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:
- неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
- «съедание» отдельных согласных звуков;
- утрата гласных звуков;
- неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
- нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
- неправильное произнесение мягких звуков и т. д.
Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
Увеличение словарного запаса
Еще одно условие грамотной и красивой речи – обширный словарный запас. Скудный тезаурус невозможно замаскировать, он заставляет вас запинаться, с трудом формулировать свои мысли, выражаться бледно и туманно. Лучший способ расширить словарный запас – постоянно читать. Только не ленту в социальных сетях и новости в газете, а качественную художественную литературу и публицистику. Выписывайте непонятные слова, заглядывайте в словарь. Заодно привыкнете к грамотным формулировкам предложений. Второй способ пополнить тезаурус – игры вроде «Эрудита», кроссворды и прочие развлечения, требующие знания большого количества слов. Этот метод не настолько эффективный, как чтение и проверка непонятной лексики по словарю, но он помогает внести разнообразие и не перегореть.
Публичные выступления
Чтобы научиться красиво говорить перед аудиторией, нужно смотреть выступления выдающихся ораторов. Но смотреть их нужно осмысленно: подмечайте детали. Обращайте внимание, как построено выступление, как человек формулирует свои мысли, как двигается, как меняет темп и тембр голоса. Мелочей не существует. Прослушав взволновавшее вас выступление, обязательно подумайте, чем оно вас зацепило, что понравилось. Запишите свои наблюдения! Заодно потренируетесь в грамотном изложении. Если возникли вопросы или замечания, сформулируйте их. Подумайте, что вам мог бы ответить оратор. Наконец, самый эффективный способ научиться красиво говорить – это… разговаривать. При каждом удобном случае. Не исключено, что вы по своему характеру молчун, интроверт. Придется сознательно наступить на горло собственной песне и говорить всегда, когда есть такая возможность. Начните с небольших речей перед камерной аудиторией: например, произносите застольные тосты. Ищите возможности выступить перед публикой, потому что развивается только то, что тренируется.
Какие еще упражнения для улучшения дикции и артикуляции можно выполнять:
1. Потренировать произношение конечных согласных – произносить их четко и активно: БО-БО-БО-БОПП!, БА-БА-БА-БАПП! Таким образом почередовать все парные согласные (т-д, б-п, г-к), чтобы в конце был слышен взрыв.
2. Отработать взрывные согласные – звуки, появляющиеся при преодолении барьера воздушной струей: т-д, б-п, г-к. Произносить глухие согласные без голоса, но со взрывом: К! КЬ! П! ПЬ!, потом дополнить гласными: ТУ! КО! ПО!, присоединить звонкие согласные: БО! РО! БУ!
3. Правильно произносить гласные перед зеркалом: О нужно выговаривать губами, образовавшими кольцо, выдыхая воздух широким потоком; У произносят губами, сложенными трубочкой, выдыхая через нее воздух резко. Можно потренировать произношение разных пар гласных: ИО, АИ, АО, ОУ, ЭА, ЭО, УИ, УЭ И Т.Д.
4. Проговаривать трудные сочетания звуков: МФЕ, РЧА, ЛРО, ФМО, ЛРЮ, РЛИ, ДРЛИ, ЛРДА. Можно попробовать и такое: в сложных звукосочетаниях с Р менять ее на любую другую согласную по такому типу: ЛРДА-ЛМДА.
Как улучшить концентрацию внимания
Методика управления концентрацией собственного внимания не слишком сложна, но может оказаться эффективной тем, кто не может для себя найти способ, как научиться красиво излагать свои мысли. Нужно повторять следующую комбинацию:
- Мысленно несколько раз проговорить само слово, на котором вы хотите сконцентрироваться, например «кошка».
- Прибегнуть к визуализации объекта, о котором идет речь (например, говоря о кошке, нужно представить в подробностях детали ее образа, размер, цвет, структуру шерсти, возраст, темперамент). Мысленная визуализация – мощный инструмент для тренировки концентрации, что в свою очередь сильно поможет вам в том, как научиться правильно выражать свои мысли.
- Представлять действия связанные с этим словом, для чего и как вы хотите использовать его.
Сконцентрироваться в общественном или людном месте гораздо сложнее. Во время разговора помешать могут посторонние обстоятельства, которые не зависят от говорящего: в месте разговора может быть шумно или слушающий может сделать отвлекающее внимание движение.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
Всякое предложение состоит из словосочетаний, организованных одним из следующих способов: согласование – утренняя заря, управление – читать письмо, примыкание – весело смеялась; в пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он предопределен грамматической природой вступающих в словосочетание слов.
1. Согласование – такой вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое принимало те же грамматические формы в которых оно само употреблено. Такая связь возникает между определяемым и определением, то есть между существительным и прилагательным, а также другими частями речи, которые могут выступать в, функции прилагательного; причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным. Зависимое слово во всех этих случаях стоит перед главным, начавшийся процесс, первые успехи, наши огорчения. Если к главному слову относится несколько согласующихся с ним определений, то порядок расположения зависит от их морфологической природы:
1) определения, выраженные местоимениями, стоят впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, все замеченные опечатки;
2) определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти самые возможности, тот же самый случай;
3) определения, выраженные качественными прилагательными, стоят впереди определений, выраженных относительными прилагательными (последние» как выражающие более существенный или постоянный признак, стоят ближе к определяемому существительному), например: новый исторический роман, поздняя осенняя пора;
4) если неоднородные определения выражены только качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные черные глаза, приятный легкий ветерок;
5) если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия.
2. Управление – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже. В качестве зависимых слов выступают существительные и местоимения-существительные, а главных – глаголы, существительные, прилагательные, причастия, деепричастия: читать книгу, читать ее; чтение книги, верный долгу, читающий книгу, читая книгу. В таких сочетаниях, где главное слово предшествует зависимому, дополнения и несогласованные определения, выраженные существительными или местоимениями, стоят после слов, от которых они зависят. Например: интересоваться историей, мнение рецензента.
Лексико-грамматическое значение главного слова предопределяет необходимость управляемого слова (одного или нескольких) и их форму. Например, глагол резать обозначает действие, котороедолжно быть на что-то направлено (объект действия) и чем-то производиться (орудие действия). Объект, на который распространяется действие, имеет форму винительного падежа, аорудие действия – творительного. Причем обязательность объекта и инструмента при этом глаголе неодинакова: объект обязателен (класс переходных глаголов), поэтому управление между глаголом и существительным здесь сильное; орудие действия менее обязательно, поэтому управление слабое. Если у главного слова несколько зависимых, как в вышеприведенном примере, то, естественно, что сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем менее обязательное (слабое управление), поэтому предполагается следующий порядок слов: резать (что?)бумагу (чем?) ножницами; приезд (кого?) сына (к кому?) к родителям.
Отступление от этого порядка обусловлено семантикой зависимых слов: если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным – предмет, то слово, обозначающее лицо (несмотря на точто это слабое управление), может стоять впереди слова с сильным управлением, обозначающего предмет: писать письмо брату – писать брату письмо. Если же слабо управляемое слово выражено личным местоимением, то оно обязательно ставится сразу после управляющего им слова: писать ему письмо, преподнести нам сюрприз.
3. Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения. Примыкают наречие, прилагательное в сравнительной степени, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения 3 лица и другие неизменяемые слова и формы. Примыкающие качественные наречия на -о и -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову: радостно сообщил, вызывающе смотрел, вполне взрослый; остальные, как правило, следуют за ними: говорить по-английски, езда верхом, приезжать вечером, наговорил сгоряча. Предшествует главному слову примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица: его, ее, их мнение.
Основное требование к порядку слов в предложении выражается в том, чтобы не разрушать (без достаточных на то оснований) естественных лексико-грамматических связей внутри словосочетания. Разрушение ведет к ошибке. Так, в предложении Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие артиста порядок слов нарушен и требует правки: слово широкопримыкает к глаголу отметить, а не готовится. Следует: готовится широко отметить. Необходимо исправить порядок слов в предложении Пить воду запрещено из рек и водоемов нашей области.Следует: Запрещено (что?) пить (что?) воду (какую? откуда?) из рек и водоемов (чего? каких?) нашей области.
4. Подлежащее и сказуемое образуют предикативное словосочетание, построенное по типу согласования. Но это словосочетание особого типа: оно не называет, а сообщает. Предмет речи обычно бывает подлежащим (выражается существительным или частями речи, его заменяющими), а сообщение о нем передается сказуемым, выраженным глаголом или сочетанием глагола с другими частями речи. Поэтому строго грамматически подлежащее в предложении предшествует сказуемому (сначала называется предмет речи, потом нечто о нем сообщается). Например: Жизнь шла своим чередом; Он прошел через гостиную в библиотеку. В авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим иной порядок: Не спеши, – сказал отец, – успеешь; иной порядок слов предпочтителен также при семантической нерасчлененности подлежащего и сказуемого, выраженного глаголами бытия или протекания действия: идет дождь, пролетело лето, вспыхивает молния.
§182. Порядок слов и сложное синтаксическое целое
Порядок слов в предложении зависит не только от грамматических связей слов и смысла всего предложения, но и от сложного синтаксического целого (см. гл. XLIX), в состав которого входит предложение. Ср.:Неожиданно кто-то в белом отделился от стены и стал приближаться. От испуга ребенок не мог вымолвить ни слова; Всё в школе так необычно, строго и торжественно, что когда задали вопрос: «Сколько тебе лет?», ребенок не мог вымолвить ни слова от испуга.
В некоторых случаях характер развития мысли в сложном синтаксическом целом не только определяет место свободно располагающегося компонента, но и требует отступления от строго грамматического порядка слов. Ср.:
1) Все собрались за столом. Петр принес книгу, и наступила тишина;
2) На столе лежала книга. Книгу принес Петр;
3) И вот эта книга у нас. Принес книгу Петр.
Во втором и третьем вариантах логика развития мысли подчиняет себе грамматику: во втором случае сообщается о том, кто́ принес книгу, в третьем – ка́к она оказалась у нас. В первом же случае сообщается о последовательно развивающихся событиях.
Порядок слов в предложении (и его смысл) зависят не только от предшествующего контекста, но и от последующего. Ср.;
1) Осень. Сухие листья медленно падают на землю. Скоро она покроется сплошным разноцветным ковром;
2) Осень. Медленно падают на землю сухие листья. Они как будто не хотят расставаться с деревом;
3) Осень. На землю медленно падают сухие листья, а к небу поднимается дым костров.
Первое предложение допускает после себя все три варианта второго предложения, а вторые варианты обусловлены своим последующим контекстом.
Как научиться формулировке мыслей
Как часто человеку не хватает слов, чтобы убедить собеседника или просто не теряться в суждениях. Иногда даже заранее заготовленная речь выливается в бессвязный поток слов. А потом нередко приходится жалеть о том, что неправильно сказал. Как говориться: «Хорошая мысля приходит опосля!» Чтобы этого не случилось, будем учиться грамотно подбирать фразы.
- Чтобы научиться быстро формулировать фразы, надо больше читать вслух. Забыли как это делать? Открывайте книгу, читайте хотя бы одну страницу в день. Современный человек много времени проводит за компьютером. Читайте все, что находите в новостях или других текстах, но обязательно вслух.
- Есть еще один прием: стоя на кухне, можно вслух объяснять, для чего нужна ложка, какая она на вид и так далее или какая у вас посуда, для чего предназначена.Смешно? Зато полезно для развития речи. Причем старайтесь описывать предметы грамотно, лаконично, красивыми оборотами.
- Можно излагать свои мысли на бумаге. Для этого заведите дневник или собственный блог. Свои незаписанные мысли вы можете на ходу изменить несколько раз, а на бумаге уже только один раз. Можете конечно переписать, но это уже исправление. Так и в разговоре, одна фраза может испортить всё, а назад уже не вернешься.
- Попробуйте письменно вести дискуссию. Сначала анализируйте мысли оппонента, а потом выскажите ему свои аргументы. Все это записывайте на бумаге. Прочитав, вы сможете увидеть, как неправильно подбираете фразы, где делаете досадные ошибки.
- Подбирать синонимы к словам, тоже отличное упражнение. В такую игру хорошо играть всей семьей. Полезно для всех, кого вовлечете в игру.
Развить четкие речевые обороты помогут упражнения, которые можно выполнять, когда едете на машине, попадаете в пробки. Проговаривайте все, что видите, словно ведете шоу или выступаете перед аудиторией. Эти упражнения помогут научиться четко произносить любую речь.
Предложения с прямой речью
О том, что такое прямая речь, как распознать ее в тексте и как правильно оформить при написании, проходят в школе в 5 классе. На уроках говорят, что все предложения с прямой речью можно поделить на две составляющие:
- Авторский текст – сам текст повествования, в котором обозначаются процессы речи или мыслей;
- Прямая речь – слова или мысли, озвученные непосредственно персонажем.
Для авторского теста характерно употребление определенных глаголов:
- Обозначают процесс разговора и размышлений. Например, говорить, сказать, ответить, спросить, шептать, интересоваться, приказать, кричать, думать, просить, решить, вспомнить и так далее.
- Обозначают чувства и действия во время разговора. Например, насторожиться, удивиться, вздохнуть, засмеяться, ужаснуться, огорчиться, обидеться и так далее.
«Держи вора!» — закричал дворник.
Она с грустью подумала: «Этот дождь не закончится никогда».
«Все будет хорошо», — прошептала мама.
Отличия в коммуникации мужчин и женщин
Устройство мужской и женской психики отличается. Женщин считают болтливее, тогда как мужчинам всегда приписывают молчаливость. Но это миф, заблуждение. Практика показывает, что и женщины бывают молчуньями, а мужчин иногда не переговоришь. Поэтому мы рассмотрим основные отличия общения этих двух полов.
Женщина ориентирована на процесс общения
Ей часто не важно, о чем говорить, важно чтобы этот процесс был и не заканчивался. Мужчины же настроены на результат обмена информацией
Именно поэтому иногда сильному полу завести много друзей сложно, так как со многими людьми об общей деятельности не поговоришь. Наблюдения показали, что женщины умеют лучше слушать. Они будут сочувствовать, кивать, покачивать головой. Мужчинам такие проявления не свойственны, если они этому не обучатся. Мужскому населению свойственно перебивать и давать ответ, не выслушав до конца вопрос. Мужчины кратки в своих высказываниях. Женщинам свойственно художественное оформление речи, описание. Они могут несколько раз повторить один и тот же вопрос, тогда как мужчины не видят в этом надобности.
Но эти различия условны. Если мужчина желает стать бизнес-тренером, менеджером и любым другим специалистом, которому требуется выступать перед большой аудиторией, он может развить в себе коммуникабельность, постепенно стать проще в общении, заслужить “приз зрительских симпатий”. А некоторые женщины хотят стать общительными и уверенными в себе, так как лишняя застенчивость мешает.