Переплата по налогу на прибыль в счет ЕНП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переплата по налогу на прибыль в счет ЕНП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде чем приступить к заполнению заявления на возврат или зачет налогов, необходимо выявить, существует ли эта заветная сумма или это просто бухгалтерская описка в учете. Итак, как выявить переплаченную сумму по налогам.

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Переплата при аннуитетной системе погашения

Для банка это наиболее выгодная схема расчетов с заемщиком. Тело кредита и проценты за указанный в договоре срок суммируют и делят на равные доли. Таким образом заемщик на протяжении всего срока кредитования выплачивает банку одну и ту же сумму. Для того, кто выплачивает кредит, такая система понятна и удобна.

При аннуитетной системе погашения кредита заемщик в первую очередь выплачивает проценты, а во вторую — долг, который был взят у банка. Даже при досрочном погашении такого кредита стоимость услуги не снизится. Вы заплатите столько, сколько было прописано в договоре с банком.

Аннуитетный платеж можно рассчитать по такой формуле:

P = S x (r x (1+r) n ) / ((1+r) n – 1),

где S – сумма долга, r – месячная процентная ставка, а n – срок, на который выдан кредит (в месяцах).

Чем отличается понятие переплаты по кредиту от ставки по кредиту?

Выбирая кредит, заёмщик должен сравнить огромное количество параметров разных предложений, ведь далеко не всегда низкая процентная ставка гарантирует, что кредит окажется дешёвым.

Выбирая кредит, заёмщик должен сравнить огромное количество параметров разных предложений, ведь далеко не всегда низкая процентная ставка гарантирует, что кредит окажется дешёвым. Сегодня мы поговорим о том, чем отличается процентная ставка от полной стоимости кредита, и на какой из этих параметров стоит ориентироваться.

За помощью мы обратились к заместителю начальника управления кредитования Банка расчётов и сбережений Михаилу Шаврину. Он объяснил, что переплата по кредиту – это некий аналог полной стоимости кредита в денежной выражении. Заёмщик по предписанию Центробанка должен быть уведомлён о величине этого значения.

Ст. 78 НК РФ (2020 — 2021): вопросы и ответы

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов регламентируется ст. 78 НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога подлежит сначала зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному или другим налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, а затем (при недостаточности зачитываемых средств) — возврату налогоплательщику из бюджета в размере неза- чтенных сумм.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, а также отдельно по федеральным, региональным и местным налогам, пеням, начисленным по соответствующим группам налогов и сборов.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налогов в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. При этом допускается возможность совместной с налогоплательщиком сверки расчетов налога, сбора, пени и штрафов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному или иным налогам осуществляется по решению налогового органа на основе письменного заявления налогоплательщика. Такое решение также принимается в течение десяти дней со дня получения налоговым органом названного заявления.

Зачет суммы излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам производится налоговыми органами самостоятельно. В этом случае решение о зачете принимается налоговым органом в десятидневный срок со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки расчета уплаченных налогов либо со дня вступления в силу решения суда. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) по пеням и штрафам. Порядок принятия решение налоговым органом в таком случае аналогичен предыдущему (за исключением судебного решения).

Согласно налоговому кодексу есть 2 вида зачета/возврата налогов, сборов (пошлин), пеней: 1) зачет/возврат излишне уплаченной суммы; 2) зачет/возврат излишне взысканной суммы.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы платежей производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщик без начисления процентов на эту сумму.

Различают зачет, возврат излишне уплаченной и зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора, пени.

Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени (ст.60 НК)

Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату в случаях и порядке, предусмотренных НК и иными законодательными актами, если иное не установлено актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено НК, иными законодательными актами.

Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом самостоятельно в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней, а в случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки (за исключением камеральной) – в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.

В соответствии с НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих об излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки, если такая сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговым органом самостоятельно. В этом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня акта совместной сверки либо со дня вступления в силу решения суда.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Если налогоплательщик пропустил трехлетний срок с момента излишней уплаты налога из-за того, что он поздно узнал о переплате, то он вправе подать в суд иск о возврате налога. Такой иск может быть подан в течение трех лет с того момента, как налогоплательщик узнал о переплате.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки. До истечения этого срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога и сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения суммы возврата.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам, пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на эту сумму принимаются равной действующей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Читайте также:  Как продать квартиру, купленную на материнский капитал

1. Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату в случаях и порядке, предусмотренных настоящей статьей и иными законодательными актами, если иное не установлено актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З, от 30.12.2011 N 330-З, от 30.12.2015 N 343-З)

2. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законодательными актами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З)

Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.

В случаях и порядке, установленных налоговым законодательством, зачет или возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц производятся налоговым органом или налоговым агентом.

(часть третья п. 2 статьи 60 в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 N 224-З)

3. Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты и об излишне уплаченной сумме налога, сбора (пошлины), пени не позднее пяти дней со дня обнаружения каждого такого факта.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 31.12.2013 N 96-З)

4. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица).

5. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом самостоятельно в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней, а в случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки (за исключением камеральной) — в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки.

  1. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  2. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  3. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  4. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  5. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

Обстоятельства, в связи с которыми организации оплачивают налог сверх положенного, могут быть разными. Они могут быть вызваны банальными техническими ошибками специалистов отдела бухгалтерии, переплатами по авансовым платежам, неправильно рассчитанной налогооблагаемой базой и т.д. У предприятий в таких случаях есть два пути: либо запросить возврат денежных средств, либо написать заявление об их зачете.

Переплату может обнаружить как сам налогоплательщик, так и работники налоговой инспекции.

Зачет является наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы чрезмерных налоговых перечислений.

Не все виды налоговых платежей могут корректироваться в случае переплаты по ним, и наоборот, не на все виды платежей можно эту переплату перенаправить. В таблице представлены виды разрешенных к корректировке переплат с соответствующими им возможностями направления средств.

Разновидность налоговой переплаты Куда разрешено перенаправить деньги
1 Федеральное налогообложение (переплата по НДС, по ЕНВД, налогу на прибыль и т.п.) В счет будущей уплаты по любому федеральному налогу, штрафа или пени по такому налогу
2 Региональное налогообложение (транспортный сбор, налог на имущество организаций и т.п.) В счет будущей уплаты по этому же налогу или другому региональному сбору, пени, штрафа или недоимки по региональным налогам
3 Местные налоги (земельный). В счет этого же налога или пени.

Как видим, перезачет средств может происходить только между налогами одинакового уровня.

Подоходный налог рассчитывается налоговым агентом. В отношении него действуют различные ставки, это прямой платеж, поэтому есть определенные тонкости, касающиеся возврата или зачета по его переплате. Ее не может осуществить владелец этих средств – работник, а только его работодатель как налоговый агент, но по выражению воли сотрудника – письменному заявлению. Если переплата выявлена в отношении уже уволенного работника, это не освобождает от обязанности ее вернуть, если бывший сотрудник того пожелает.

Если декларацию-НДФЛ сдавал в ИНФС сам налогоплательщик, например, ИП, перезачет или возврат по выявленной переплате будет сделан инспекцией. При этом сроки считаются не от подачи заявления, а от времени проверки его декларации.

Зачет переплаты по налогам: новое с 1 октября 2020 года

С 1 октября 2021 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.

К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.

Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2021 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.

Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.

При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.

О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов

Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.

Обратите внимание:

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога

Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.


Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.

Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:

  • по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
  • при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.

Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.

Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).

Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Порядок уточнения налогового платежа

Уточнить налоговый платеж могут:

В последнем случае заявление об уточнении платежа могут подать в любую налоговую инспекцию по своему выбору. Такая возможность у организации или предпринимателя появилась со 2-го августа 2021 года. На это обратила внимание ФНС. Ранее заявление принимала только инспекция по месту налогового учета фирмы или ИП.

Читайте также:  Правила отпуска: как вы должны отдыхать по закону

Подать заявление об уточнении платежа также могут пользователи Личных кабинетов налогоплательщика. А поиск и уточнение платежа осуществляется в режиме налогового автомата. О результатах обработки заявления организацию или предпринимателя проинформируют письменно в течение 5-ти дней со дня принятия решения об уточнении платежа.

О том, как инспекция обеспечивает уплату налога читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Ст. 78 НК РФ (2021 — 2022): вопросы и ответы

С целью защитить имущественные права налогоплательщиков, закон устанавливает определенные сроки, в которые должен быть произведен возврат.

Срок возврата установлен в один месяц с момента вынесения соответствующего решения или вынесения такого решения судом.

Законодательная возможность передавать права требования от налогоплательщика других лицам не предусмотрена.

В случае если переплата возникает у консолидированной группы налогоплательщиков, она подлежит возврату ответственному участнику такой группы.

Если существует недоимка по налогам, возврату будет подлежать сумма, оставшаяся после ее погашения. То есть за счет средств излишне уплаченного налога вначале производится погашение существующей недоимки, пени и штрафов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ, и только после этого возвращается переплата.

С целью гарантировать налогоплательщику своевременность возврата переплаты, закон предусматривает проценты на сумму излишне взысканного налога.

Проценты, согласно положениям НК РФ, призваны компенсировать налогоплательщику его материальные потери, причиненные несвоевременность налоговой выплаты.

Порядок их начисления регламентирует ст. 79 НК РФ. Согласно положениям п. 5 настоящей статьи, их начисление производится начиная с дня, который следует за днем, когда произведено взыскание, вплоть до момента фактического поступления средств на счет налогоплательщика.

Процентная ставка, по которой производится их начисление, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка, действовавшей на момент возникновения переплаты.

Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода взыскания, то проценты исчисляются за каждый период отдельно. Их расчет производится по формуле:

% = С х Д х СР/ 365, где:

С – сумме переплаты, подлежащая возврату налогоплательщику;

Д – общее количество дней, за которые начисляются проценты;

СР – ставка рефинансирования.

На практике налогоплательщику приходится сталкиваться с позиций налоговых органов, считающих, что в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ проценты должны начисляться только на суммы переплаты, подлежащие возврату.

Если произведен зачет, у налогоплательщика право на начисление процентов отсутствует. Такая позиция является ошибочной. Об этом свидетельствует многочисленная практика арбитражных судов.

Поскольку выплата процентов представляет собой компенсацию экономических потерь налогоплательщика, в связи с невозможность пользоваться суммой переплаты, проценты подлежат выплате, как в случае возврата переплаты, так и в случае проведения зачета налоговых платежей.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вам начислили налог неправильно? Что делать?

Как показывает практика, чаще других не замеченными плательщиком остаются ошибки в нижних полях платежки (104–109). И это не удивительно.

В собственных реквизитах вы ошибетесь вряд ли, а если да, то платеж просто не уйдет. Реквизиты налоговой более-менее стабильны, их вы, как правило, выбираете из справочника, а не прописываете заново при каждом новом платеже. Поэтому риск ошибиться в них тоже невысок.

А вот КБК (поле 104) периодически меняются. Ошибиться можно и в ОКТМО (поле 105). А налоговый период (поле 107) вообще каждый раз нужно писать новый. Вот эти три поля и могут завести платеж в невыясненные.

Что касается оставшихся трех реквизитов «подвала» платежки, они вряд ли могут стать причиной пеней. Если вы ошибетесь в основании налогового платежа (поле 106), налоговики, скорее всего, отправят платеж туда, куда нужно. Поля 108 и 109 — номер и дату налогового документа — заполняют в особых случаях. Например, при оплате по требованию или по акту налоговой. Поэтому выверяют каждую цифру. Значит, ищем потерявшийся платеж и проверяем поля 104, 105 и 107. Причина — в одном из них.

Проверить и найти верный КБК вам поможет наша горячая подборка.

ОКТМО смотрите в своих регистрационных документах. Кстати, в ОКТМО часто ошибаются при уплате НДФЛ за обособки.

А о поле 107 поговорим подробнее.

Формат поля 107 включает восемь знакомест, разделенных точками, и в общем виде выглядит так: ХХ.ХХ.ХХХХ.

Первыми двумя знаками вы обозначаете периодичность уплаты налога, взноса:

  • МС — платеж за месяц;
  • КВ — за квартал;
  • ПЛ — за полугодие;
  • ГД — за год.

Вторые два знака — это номер периода, а последние четыре — год.

Например, платеж по НДС за 2-й квартал 2021 года помечается так: КВ.02.2021.

Если где-то здесь ошибка, какой-то из периодов остался неоплаченным. За него вам и капают пени.

Что делать, если налоговая начислила неправомерно пени

  1. По итогам камеральной проверки уточненки вы получаете акт. Лично, по ТКС или Почтой России. Из акта узнаете, что налоговая привлекает к ответственности по статье 122 Налогового кодекса.

  1. Есть 30 календарных дней, чтобы подготовить возражения на акт проверки либо ходатайство в свободной форме. Цель – перечислить обстоятельства, смягчающие ответственность, то есть размер штрафа. Желательно подкрепить свои доводы подтверждающими документами.

Здесь нет поводов для штрафа. Однако возможны как минимум две неприятности, которые нужно учитывать, если вы решились на уточненку.

Неприятность первая. Декларация, в которой увеличилась сумма убытка или уменьшился размер налога, – повод для инспекторов затребовать документы, подтверждающие размер убытка, первичку, аналитические регистры. Но есть ограничение: такая возможность представляется только по тем декларациям, которые сданы после двух лет со дня установленного срока подачи.

Неприятность вторая. Налоговая вправе потребовать пояснения от налогоплательщика. Придется объяснить, на каких основаниях уменьшили свои налоговые обязательства. Если пояснения не представить, грозит штраф.

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

  • Нарушение права проверяемого налогоплательщика (организации либо ИП) участвовать в рассмотрении материалов по ходу проверки, а также непредставление возможности давать пояснения по возникшим вопросам в ходе проверки.
  • Налоговыми органами не указаны документы, которые послужили основанием для начислений.

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Новые правила возврата излишне уплаченного налога

Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.

Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.

В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Читайте также:  Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

* * *

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):

  1. Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
  2. B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
  3. Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
  4. К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.

Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:

  • ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
  • ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
  • пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.

Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.

B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.

Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.

У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.

Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.

3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.

Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.

Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.

Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.

B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.

Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.

Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.

Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.

Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.

Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.

B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.

Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.

Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:

  1. Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
  2. 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.

Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.

Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:

  • нaзвaниe opгaнизaции;
  • КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
  • paзмep пepeплaты;
  • нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.

Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.

Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.

Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.

Возврат излишне уплаченного налога

Для того, чтобы вернуть излишне уплаченный налог, необходимо предоставить документы, которые бы подтверждали соответствующий факт. В качестве таких документов могут быть представлены:

  • документы о размере перечисленного налога
  • документы о наличии льгот по налогу
  • декларация 3-НДФЛ
  • справка 2-НДФЛ
  • копии медицинских документов (договоров, чеков об оплате) и справок для налоговой, если возвращается часть НДФЛ
  • копии документов об обучении и оплате обучения, если возвращается НДФЛ по этому основанию
  • копия документов купли-продажи недвижимости, акты приема-передачи, документ, подтверждающий регистрацию права собственности
  • иные документы

Конкретный перечень документов зависит от оснований возврата налога. Кроме того необходимо предоставить само заявление о возврате, копию паспорта и копию ИНН.

Изменения 2021: новые правила зачета и возврата налогов

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Что делать с переплатой по налогам в 2021 году: памятка для бухгалтера

Поступить можно следующим образом:

1. Зачесть переплату в счет будущих платежей.

Для этого нужно подать в инспекцию заявление по форме КНД 1150057 (приложение № 9 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182).

2. Вернуть деньги на расчетный счет.

Для этого тоже нужно подать заявление, только другой формы — КНД 1150058 (приложение № 8 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182).

Заявление в ИФНС можно представить любым удобным способом: через Личный кабинет налогоплательщика, по ТКС, почтой или принести в инспекцию лично.

Решение о зачете переплаты или отказе в зачете налоговики должны вынести в течение 10 рабочих дней.

Если подано заявление на возврат — его тоже будут рассматривать 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней налоговики должны известить налогоплательщика о своем решении. Если оно положительное — переплату вернут на счет в течение одного месяца.

В 2021 году действуют следующие правила зачета / возврата излишне уплаченных сумм в бюджет:

1. Переплату нельзя вернуть, если есть задолженность перед бюджетом.

Получив заявление от налогоплательщика контролеры сначала проверят состояние расчетов с бюджетом. Если у налогоплательщика есть недоимки, набежали пени, висят неоплаченные штрафы, то эти долги погасят за счет переплаты. Если после погашения всех обязательств деньги еще остались — их вернут на расчетный счет заявителя.

2. Зачет нельзя провести при наличии долгов перед казной.

Работает та же схема. Нельзя зачесть излишек в счет будущих платежей, если есть долги перед бюджетом Сначала налоговики погасят все недоимки, а уже потом зачтут остаток средств (при его наличии) в счет будущих платежей.

3. Переплату можно зачесть в счет налога любого уровня.

Например: направить переплату по федеральному налогу в счет будущих платежей по региональному налогу.

Важно: это правило заработало с 01.10.2020, но его можно применить к переплатам, которые образовались до этой даты.

4. Зачет переплаты не работает между разными видами страховых взносов.

Например: нельзя излишек по взносам на медстрахование направить в счет будущих платежей по пенсионному страхованию.

5. Можно вернуть переплату по взносам на пенсионное страхование, даже если ПФР уже разнес суммы по лицевым счетам физлиц.

Возврат не проведут только в том случае, если физлицу, на лицевой счет которого была распределена переплата, уже назначена пенсия.

6. Для возврата или зачета переплаты по НДФЛ действует особый порядок.

Свободно распоряжаться переплатой по НДФЛ работодатель не вправе. Ведь это не его деньги, а деньги физлиц, с которых ошибочно был удержан налог в большей сумме. Поэтому при излишнем удержании налога корректировать ошибки нужно внутри предприятия. То есть в следующем месяце перечислить в бюджет меньше налога, а физлицам вернуть на личные счета излишне удержанные суммы.

Если же организация (ИП) по ошибке перечислила в бюджет собственные средства (то есть перевела деньги до того, как удержала их с дохода работников), то эту сумму можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей. Но только не в счет НДФЛ. Так как денежный излишек не удержан с дохода физлиц, а принадлежит налоговому агенту.

7. Нельзя произвести зачет или возврат переплаты, если истек срок исковой давности.

Срок для зачета или возврата переплаты — три года со дня уплаты налога. Если этот срок истек, то в ответ на обращение налогоплательщика инспекторы вынесут решение об отказе.

Однако можно попытаться оспорить это решение в суде. Дело в том, что по ГК РФ срок исковой давности начинает течь с даты, когда налогоплательщик узнал о переплате.

Например: сумму налога по УСН можно признать излишне уплаченной только с даты подачи декларации за год. А дата внесения авансовых платежей не является датой возникновения переплаты по упрощенному налогу. Поэтому, если с даты подачи декларации три года еще не прошли, есть шанс отстоять свои интересы в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *