Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «57. Должности государственной гражданской службы.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Если взять такие примеры федеральной государственной гражданской службы, как руководители и советники, то классные чины им присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Статус государственного гражданского служащего включает его права, обязанности, ограничения и запреты.
Права:1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) защиту сведений о гражданском служащем; 8) должностной рост на конкурсной основе; 9) профессиональное развитие; 10) членство в профессиональном союзе; 11) рассмотрение индивидуальных служебных споров; 12) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 13) медицинское страхование; 14) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 15) государственное пенсионное обеспечение и т.д.
Обязанности: 1) соблюдать КРФ, ФКЗ, ФЗ, иные НПА РФ, конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей; 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи; 10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Ограничения: Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных настоящим законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов и т.д.; 11) признания его не прошедшим военную службу по призыву.
Запреты:1) замещать должность гражданской службы в случае: избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе МСУ, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и т.д.; 3) приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; 5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; 6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; 7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; 8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; 9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; 10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; 11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; 12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; 14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и т.д.
Что такое классные чины и как они зависят от должностей
Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом президента РФ:
- госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
- в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
- в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.
Виды государственной гражданской службы
Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.
Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.
Кроме перечисленных видов государственной службы , в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.
Основания и порядок прекращения государственной гражданской службы
Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим — с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.
Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.
1. Соглашение сторон служебного контракта. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.
2. Истечение срока действия срочного служебного контракта. Служебный контракт, заключенный на определенный временной период, расторгается по истечении срока его действия, о чем государственный гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы, расторгается с выходом этого государственного гражданского служащего на службу, а государственный гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
3. Расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. До истечения срока предупреждения о рас-торжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление.
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. В последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать государственному гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с государственной гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.
Категории государственной службы
Все должности принято строго разделять на 4 основные категории, где каждый элемент встроен в сложную иерархическую структуру. Рассмотрим каждый элемент, а также какие должности к нему относится, подробно в таблице:
Категории должностей | Кто относится |
Руководители |
|
Помощники (реже их называют советники) |
|
Специалисты | Все должности, обязанности которых связаны с профессиональным обеспечением выполнения государственными органами функций, определенных для данной организации. Никаких сроков или временных ограничений по полномочиям на специалистов не накладывают. |
Обеспечивающие специалисты | К этой группе относятся все должности, обязанности которых связаны с финансово-экономической, хозяйственно-кадровой, а также любой иной непрофильной деятельностью в государственном учреждении. Срок, на который возлагаются полномочия по должностям, не устанавливается. |
Как уже говорилось ранее, система гражданских государственных органов – это огромная иерархическая структура. Она включает в себя не только одну классификацию. Далее происходит разделение категорий государственной гражданской службы на звенья – от младшего до старшего.
Как и в категориях, у групп должностей есть своя иерархия. Главные субъекты находятся в подчинении у высших должностях, ведущие специалисты – в подчинении у главных.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Государственная служба разделяется на 2 основных вида:
Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.
ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.
Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:
- Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
- Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.
Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.
Регламент, который является должностным какого-либо государственного служащего имеет связь с параллельным типовым регламентом взаимодействия федерального характера органов исполнительной власти, утверждается конкретным постановлением Правительства Российской Федерации от 2005 года 19 января № 30, которое в свое время занимается тем, что устанавливает конкретные общие правила организации деятельности федеральных органов власти исполнительного порядка по воплощению их полномочий, а также взаимодействия данных органов, включая правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении службами и агентствами федеральной направленности (пункт 1.1).
Стоит отметить, что между двумя видами таких регламентов устанавливается специальная правовая связь, так как согласно пункту 1.2 постановления регламента федерального органа власти исполнительной направленности и административные регламенты исполнения государственных функций, регламенты административного характера предоставления определенных государственных услуг, и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют специальный административный регламент федерального органа исполнительной власти.
Требования квалификационной направленности имеющие определенные требования по отношению к должностям гражданской службы установлены в 12 статье Закона № 79-ФЗ. В их число входят конкретные требования имеющие отношение к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или же стажу работы по конкретной специальности, профессиональными знаниями, а также навыками, которые требуются для выполнения должностных обязанностей в соответствии с категориями, и группами должностей гражданской службы. Требования квалификационного характера к знаниям и навыкам, которые являются профессиональными, и требуются для выполнения определенных должностных обязанностей, устанавливающихся нормативными документами государственного органа с учетом его функций, и задач при этом включаясь в специальный должностной регламент гражданского служащего.
Минздравом социального развития России подготовлены специальные рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в конкртеных федеральных министерствах, служб и агентствах федеральной направленности (о чем свидетельствует письмо Минздравсоцразвития России от 2005 года 10 августа № 3855-ВС). В соответствии с данным письмом регламенты при должности федеральных государственных гражданских служащих являются специальными нормативными документами, которые призваны содействовать правильному подбору, а также расстановке и закреплению кадров, повышению их квалификации профессионального уровня, совершенствованию функционального, и технологического разделения труда между специалистами и руководителями, и, конечно, применяться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего органа государственной власти во время проведения аттестации, а также при приеме граждан на службу государственного характера в порядке назначения или же по конкурсу.
Примером требований квалификационного характера по отношению к определенным профессиональным знаниям и навыкам во время осуществления должностных обязанностей является приказ Минюста России от 2006 года 11 октября № 312 «Об утверждении требований квалификационной направленности к профессиональным знаниям, а также навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации». В данном акте требования ко всем категориям и группам должностей разделяются на две специальные группы:
- знания профессионального характера ;
- навыки профессиональной направленности.
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
В зависимости от групп должностей различают:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.
В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.
Элементы административно-правового статуса государственного служащего:
1) права;
2) обязанности;
3) ограничения, связанные с государственной службой.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Служебный контракт содержит обязательные, существенные и дополнительные условия.
Обязательные условия служебного контракта:
1) права и обязанности его сторон;
2) фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
Существенные условия служебного контракта:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права, обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Дополнительные условия:
1) испытание;
2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами РФ.
По сроку действия служебный контракт может быть заключенным на неопределенный срок и срочным.
Срочный служебный контракт заключается в случае:
1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;
2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов за пределами Российской Федерации;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;
7) замещения должности гражданской службы, по которой ч. 13 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда;
8) в иных случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Что такое гражданская служба
Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.
Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.
У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.
Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.
Федеральная гражданская госслужба
В п. 2 ст. 5 закона № 58 установлено понятие госслужбы федерального уровня: это профессиональная деятельность физических лиц, направленная на выполнение задач федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные должности РФ. То есть федеральная государственная гражданская служба — это та часть института госслужбы, которая функционирует в целях обеспечения соблюдения интересов целой страны.
Данная деятельность представлена аппаратами таких органов, как:
- Администрация Президента;
- Правительство;
- палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Госдума);
- федеральные суды;
- Центральная избирательная комиссия;
- Счетная палата;
- Генеральная прокуратура;
- иные согласно законодательству.
Принципы гражданской службы
Согласно ст. 4 закона № 79 можно выделить следующие принципы обозначенной деятельности:
- Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Призывает сотрудников данных структур блюсти права и свободы физических лиц. - Сходство норм и организационных процессов служб федерального и регионального уровня.
Закрепляет неразрывность осуществления трудовой деятельности на всех уровнях. - Равный доступ соискателей к работе и равные условия ее выполнения.
Означает отсутствие ограничений при приеме на работу в зависимости от расы, пола, происхождения и т. д. - Профессионализм и компетентность работников.
Обеспечивает наличие у сотрудников необходимого образования, опыта, а также необходимость совершенствования ими своих знаний, умений. - Стабильность.
Поддерживает уверенность сотрудников в стабильности их работы, условий ее выполнения и оплаты. - Доступность информации.
Предоставляет лицам в пределах, установленных нормативными актами, возможность ознакомления с информацией, непосредственно касающейся их законных интересов. - Взаимодействие с общественными объединениями и физическими лицами.
Устанавливает необходимость взаимодействия власти с обществом и недопустимость их противодействия. - Защищенность работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Определяет право сотрудника на получение защиты при поступлении в его адрес угроз или других неправомерных действий, связанных с исполнением им своих полномочий.