Сделки с металлоломом: изменения в исчислении НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с металлоломом: изменения в исчислении НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

С учетом п. 15 ст. 167 НК РФ покупатели металлолома определяют момент определения налоговой базы в порядке, установленном п. 1 ст. 167, – либо на дату отгрузки продавцом товара, либо на дату получения последним предварительной оплаты товара.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: при предоплате предстоящих поставок металлолома налоговый агент исчисляет НДС как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки металлолома в счет этой оплаты (частичной оплаты). Далее ведомство, ссылаясь на ст. 171 НК РФ (п. 3, 5, 8, 12 и 13, в частности), указывает: суммы исчисленного «агентского» («авансового») налога подлежат вычетам. А принятые к вычету суммы налога (в силу пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170) подлежат восстановлению.

Обратите внимание:

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

По мнению автора, рекомендация главного налогового ведомства страны не вызывает вопросов у налоговых агентов – плательщиков НДС. Мы же говорим об «упрощенцах» – а у них здесь может возникнуть «запинка». Дело в налоговом вычете – вправе ли его применить плательщик «упрощенного» налога?

Однако если внимательнее изучить нормы НК РФ, сомнения развеются. Пункты 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 могут применять и те, кто не платит НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

При таком подходе покупатель-«упрощенец» при перечислении предоплаты будущей поставки металлолома исчислит «авансовый» НДС. Когда же продавец отгрузит товар, исчисленный за продавца «авансовый» НДС покупатель может принять к вычету.

Пример 1:

«Упрощенец» закупает лом черных металлов у организации на условиях предоплаты товара. Стоимость лома (по договору) – 500 000 руб. (без НДС).

Аванс (60 % стоимости договора – 300 000 руб.) перечислен в январе 2018 года, оставшаяся сумма – при отгрузке металлолома (в марте).

В январе «упрощенец» исчислит «авансовый» НДС. Сумма налога составит 54 000 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 18 %) х 18/118).

В марте (при отгрузке металлолома покупателю) будет исчислена сумма «отгрузочного» НДС в размере 90 000 руб. ((500 000 руб. + 500 000 руб. х 18 %) х 18/118).

При этом «авансовый» НДС в сумме 54 000 руб. «упрощенец» примет к вычету.

Вычет «авансового» и «отгрузочного» НДС за себя «упрощенцу» не полагается!

Покупатель, перечисляющий аванс в счет будущей поставки, вправе рассчитывать на вычет НДС с предоплаты (за себя – покупателя) только в случае, если он является плательщиком НДС. В нашем случае «упрощенец» (лицо, не признающееся плательщиком НДС в силу применения специального налогового режима – п. 2 ст. 346.11 НК РФ) НДС с аванса за себя к вычету не принимает (поэтому в дальнейшем и не восстанавливает данный налог).

Особенности заполнения налоговой декларации по НДС по металлолому налоговыми агенту

Заполнение декларации по НДС налоговым агентом при покупке лома немного отличается, чем заполнении обычной схемы заполнения декларации налоговыми агентами.

Подробно рассмотрим на примере:

ООО «Титан» заключил договор на поставку с ООО «Сокол» на покупку металлоотходов. Обе компании являются плательщиками НДС.

В конце июля на расчетный счет ООО «Сокол» поступил авансовый платеж в рамках заключенного договора в размере 45 000 рулей, в ответ на который продавец сформировал счет-фактуру от 30.07.2021 № 485 с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». НДС с авансового платежа покупатель рассчитывает по формуле:

((45 000 + 45 000 × 18%) × 18/118) = 8 100 руб.

В начале августа ООО «Титан» получило от ООО «Сокол» всю партию металлоотходов согласно заключенного договора стоимостью 220 000 рублей и счет-фактуру на реализацию от 09.08.2021 № 603 с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Покупатель (ООО «Титан»):

  • исчислил НДС со стоимости купленной партии:

((220 000 руб.+ 220 000 руб. × 18%) × 18/118) = 39 600 руб.;

  • принял НДС с аванса к вычету, затем восстановил авансовый НДС и принял к вычету отгрузочный НДС;
  • используя рекомендации ФНС, заполнил декларацию по НДС по окончании квартала.

Несмотря на то, что ООО «Титан» в данной сделке выступает налоговым агентом по НДС, обычный для налоговых агентов раздел 2 декларации по НДС оно не заполняет (особенность заполнения декларации по НДС в 2021 году у ломовиков — покупателей металлолома).

Если у ООО «Титан» другие операции в отчетном квартале отсутствуют, то налог к уплате составит 0 руб. (начисленный налог равен вычетам).

Что изменилось у продавцов и покупателей металлолома (ломовиков)

Основное изменение — переход обязанности по уплате НДС при реализации металлолома от продавцов к покупателям. Это означает, что с 01.01.2018 покупатели лома признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исполнять все обязанности в связи с этим (по уплате налога и подаче декларации).
Сразу возникает два вопроса: почему это коснулось продавцов металлолома (а не какого-то другого материала или товара) и почему это произошло именно с 01.01.2018?

Прямых ответов на эти вопросы законодательство не содержит, но выводы можно сделать и по косвенным признакам:

  • По мнению законодателей (основанном на анализе практики), в сфере оборота металлолома происходит значительное количество нарушений уплаты НДС на всех этапах работы с этим видом материала.
  • Дата внедрения новшеств связана с последовательными мероприятиями законодателей, связанными с борьбой за полноценное поступление НДС в бюджет.

Кто платит НДС с лома в 2021

Когда ИП или компания покупает или получает металлолом, они становятся налоговыми агентами, если поставщим — плательщик НДС. И неважно, какой налоговый режим применяют покупатели: УСН, патент — даже если они освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ — при работе с металлоломом придется рассчитать и уплатить НДС. Это не касается только посредников (агентов, комиссионеров), которые покупают лом для других компаний (принципалов, комитентов).

При каждой покупке вторсырья компания или ИП должны рассчитать НДС на основании счета-фактуры, которая оформлена особым образом. Продавец металлолома выставляет счет с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Но есть исключения — ситуации, когда именно поставщик платит НДС, не перекладывая эту задачу на покупателя. Это происходит, если продавец:

  • незаконно поставил отметку в документах «Без НДС» и налоговая это обнаружила;
  • экспортирует металлолом;
  • является плательщиком НДС и продает лом физлицу без статуса ИП;
  • «слетел» с упрощенки на ОСНО;
  • утратил право на освобождение от НДС.

НДС при реализации лома и отходов металлов учреждениями

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Комментарий к Письму Минфина РФ № 03-07-11-26057.

Согласно положениям Инструкции № 157н[1] отходы в виде металлолома не являются основными средствами и квалифицируются как материальные запасы.

В пункте 34 Инструкции № 174н[2] предложено две проводки по оприходованию прочих материалов, остающихся в распоряжении учреждения:

Первый способ

Второй способ

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от операций с активами»

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

Первый способ учреждение применяет при оприходовании материальных запасов, образующихся в результате ликвидации основных средств (например, списания автомобилей), а второй – в случае, когда материалы (макулатура, металлолом, ветошь и т. д.) образуются в процессе проведения ремонтных работ.

Читайте также:  Выплатят ли январские детские пособия уже в декабре 2022 – ответ ПФР

Поскольку отражение хозяйственных операций по оприходованию металлолома с применением счетов 0 401 10 172 и 0 401 10 199 не противоречит действующим положениям Инструкции № 174н, способ отражения в учете данного нефинансового актива должен быть закреплен в учетной политике организации.

Как отмечено в комментируемом Письме Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, реализация лома учреждением на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели лома и отходов. Налоговая база рассчитывается ими исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой на основании ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

При реализация лома учреждением выставление счетов-фактур налоговыми агентами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Продавец металлолома (в данном случае – учреждение) должен составить счет-фактуру без учета сумм налога с указанием: «НДС исчисляется налоговым агентом» (ст. 168 НК РФ). Аналогичные разъяснения были ранее приведены в Письме ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Определяемся с налоговой базой.

В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Оплата товара продавцу производится за вычетом налога. Расчеты покупателя с продавцом металлолома (стоимость покупки условно 118 руб., в том числе НДС 18 руб.) покажем в таблице.

Оплата покупки продавцу

Перечисление налога в бюджет

НДС не облагается

Налоговый агент, приобретающий металлолом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров по ст. 105.3 НК РФ (из договорной стоимости), с учетом налога (абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Из нормы п. 15 ст. 167 НК РФ следует, что порядок исчисления НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 161. То есть налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость товаров без включения в нее суммы НДС.

Расчетный метод исчисления налога предполагает применение расчетной ставки – в нашем случае 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные нормы, покажем, как налоговому агенту, обязанному исчислить НДС, определить налоговую базу с учетом того, что стоимость металлолома в договоре может указываться по-разному, в частности:

с налогом, например, «118 руб., в том числе НДС». Тогда налоговая база равна 118 руб. Налог, определяемый расчетным методом, соответственно равен 18 руб.;

без НДС, например, «100 руб. без НДС». Налоговая база в этом случае также равна 118 руб. (100 руб. + 100 руб. х 18 %). Сумма НДС – 18 руб. (118 руб. х 18/118).

Поскольку налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из средств, перечисляемых налогоплательщику (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета налога, в любом случае продавец получает оплату за вычетом НДС.

Налоговый кодекс предусматривает особенности исчисления НДС налоговыми агентами и при предварительной оплате, и при возврате, и в случаях изменения стоимости металлолома. Остановимся подробнее на «авансовом» НДС.

Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?

НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по следующей формуле:

Про начисление НДС мы уже рассказали. Остановимся на двух других показателях формулы.

Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):

  • при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
  • возврате аванса;
  • уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.

Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Следовательно, «лом и отходы черных и (или) цветных металлов» — это:

  • изделия из черных и (или) цветных металлов, утратившие свои потребительские свойства или пришедшие в негодность (по своей сути ОИТ — отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств);
  • отходы, образовавшие в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов.

В последних двух случаях, когда речь идёт о производственных процессах, лом вполне может быть побочным продуктом — ломом по соответствующему ГОСТ и реализовываться как раньше с учётом положений Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. также Письмо Минприроды России № 25−50/14 628-ОГ от 20.10.2022 г.).

Когда же речь идёт о изделиях, утративших потребительские свойства в ходе эксплуатации, то речь в первую очередь идёт об отходах и тогда уже с 01.03.2023 года в силу положений Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на такие лом и отходы будет распространяться в том числе требования к обращению с вторичными ресурсами (см. ст. 17.1) по обеспечению их утилизации, однако, учитывая, что в Правилах обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980, говориться в принципе, что прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов, при этом без уточнения какого именно договора, то полагаю что договор с возмещением образователю переданных им стоимости лома и отходов возможен, весь вопрос будет состоят в подтверждении в дальнейшем, что отходы были утилизированы.

Полагаю за разъяснением данного вопроса целесообразно обратиться в Росприроднадзор, удовлетворит их приемо-сдаточный акт согласно Приложению N 1 к Правилам обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения или нужен будет ещё какой-то документ.

Счет-фактура на металлолом в 2021 году

Рост спроса на металл в сочетании с новыми пошлинами повлечет и рост стоимости в 2022 году. Если проследить ценовую динамику на бирже ЛМЕ по предыдущим годам, то становится видно, что за 5 лет рост цен составил 105%.

В ноябре 2021 года стоимость тонны металлолома на рынке РФ перешагнула отметку в 29 с половиной тысяч рублей, то есть поднялась почти до четырехсот долларов. На турецком рынке ( который является самым крупным импортером лома из РФ) цена дошла до пятисот долларов за тонну. За декабрь цена еще вырастет, а с января добавится увеличенная пошлина. В итоге с экономической точки зрения более оправданными станут поставки лома отечественным металлургам, чем его экспорт.

ЕС попытается ограничить экспорт металлолома другим способом. Будет введена особая процедура для его вывоза в страны, которые не являются членами Организации экономического сотрудничества и развития, хотя европейские металлургические компании и настаивали на полном запрете экспорта. Чтобы получить право на импорт европейского металлолома, таким государствам потребуется подать в Еврокомиссию официальное обращение, в котором дано полное обоснование необходимости закупки металлолома. ЕК же получит право запрещать экспорт, если обоснование ее не убедит. Для членов Организации экономического сотрудничества и развития также будет введен ручной режим контроля экспортных объемов со стороны Европы, но в более мягкой форме.

Осенью этого года в РФ и в ЕС активно продвигалась идея ограничить вывоз

металлолома, но быстрее в этом вопросе оказались российские власти.

Читайте также:  Пропуск срока принятия наследства

Ограничение экспорта нужно было для того, чтобы дефицитный лом черных металлов оставался внутри страны. На мировом рынке из-за него развернулась нешуточная борьба. Лом чрезвычайно востребован на электросталеплавильных предприятиях — их работа на 95% зависит от такого сырья.

Вторичная переработка лома обходится дешевле, чем путь от добычи

железосодержащей руды (на которую стали стремительно расти цены) до выплавки стали.

Кроме этого работа с вторсырьем соответствует цели по достижению карбоновой

нейтральности, поскольку переработка лома сокращает выбросы углекислого газа. Этот факт чрезвычайно важен на фоне планируемого внедрения в ЕС углеродного налога.


16 ноября правительство приняло решение о повышении вывозной пошлины на

металлолом до ста евро за тысячу килограмм. Нововведение будет действовать в

течение шести месяцев с января следующего года.

Замминистра экономического развития В. Ильичев уточнил, что решение о повышении таможенного сбора принято для обеспечения сырьем внутреннего рынка. Он уточнил, что будут также приняты и меры для минимизации ущерба экспортеров и для поддержания на прежнем уровне занятости в области заготовки лома.


Рост спроса на металл в сочетании с новыми пошлинами повлечет и рост стоимости в 2022 году. Если проследить ценовую динамику на бирже ЛМЕ по предыдущим годам, то становится видно, что за 5 лет рост цен составил 105%.

В ноябре 2021 года стоимость тонны металлолома на рынке РФ перешагнула отметку в 29 с половиной тысяч рублей, то есть поднялась почти до четырехсот долларов. На турецком рынке (который является самым крупным импортером лома из РФ) цена дошла до пятисот долларов за тонну.

За декабрь цена еще вырастет, а с января добавится увеличенная пошлина. В итоге с экономической точки зрения более оправданными станут поставки лома отечественным металлургам, чем его экспорт.

Почему во всем мире металлолом дорожает, а в России дешевеет? Причина в чрезмерном предложении на металлобазах РФ. В последние годы металлоломом стали заниматься крупные игроки, которые перекупают старые корпуса советских заводов, военные объекты, списанные машины, суда, самолеты, станки, конвейеры, сборочные линии. Металла там на миллионы тонн, а сами возможности по переработке и экспорту – не бесконечные.

До конца 2022 года возможны кратковременные падения на 15-20% стоимости, но в будущем прогнозируется однозначный рост. Особенно, если рассматривать закупочные цены в самой России, где за металлолом платят поставщикам в рублях (здесь сыграет роль инфляция и падение курса).

В целом, лом металлов, особенно цветных, является перспективным бизнесом, и предпринимателям этой сферы не стоит переживать из-за снижения динамики. Факторы, влияющие на цену металлолома в России, в основном, спекулятивные, поэтому не могут держаться долгое время.

В прошлом году года тема продажи лома вызвала широкую дискуссию. Специалисты подвергли критике идею продавать весь металлолом на экспорт, в том числе образующийся у госкомпаний, через биржевые торги и отчитываться обо всех внебиржевых сделках с ломом. Напомним, ранее с этой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба и депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой. Таким образом предполагалось повысить прозрачность рынка и эффективность работы компаний. К слову, на лом от госкомпаний приходится более 20 процентов этого образующегося лома в России, а общий рынок оценивается в один триллион рублей в год.

При всем масштабе существующих проблем, эксперты утверждают, что рынок лома сейчас абсолютно цивилизованный, саморегулируемый, с установленными правилами и комфортной для бизнеса инфраструктурой. Более того, создана единственная в стране ассоциация с официальным отраслевым объединением переработчиков лома, имеющая статус национальной саморегулируемой организации. Она объединяет переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, компании утилизации транспортных средств, заводы-потребители и независимых ломопереработчиков, экспортеров и трейдеров, являющихся лидерами рынка. В ассоциации есть четкое понимание ситуации и дальнейших перспектив развития. В плане действий — отмена НДФЛ, а также принятие ряда законодательных инициатив. А тема перехода к биржевым торгам — это своего рода дамоклов меч для отрасли.

Мнение отраслевиков разделяют и ведущие экономисты России. Так, Михаил Делягин утверждает: «По сути, правительство России для компаний с госучастием и для экспортных поставок исключает все существующие конкурентные способы реализации продукции, оставляя только один механизм, что не может свидетельствовать о наличии конкурентных способов реализации продаж».

Эксперты отмечают, что в настоящее время законодательством Российской Федерации уже предусмотрены механизмы обеспечения конкурентных процедур, публичных торгов продажи лома и отходов металлов, которые уже апробированы на практике и применяются государственными предприятиями. А с учетом того, что доля гослома в ломозаготовке занимает более 20 процентов, ситуация может вызвать срыв поставок лома на металлургические заводы, а также привести к росту конечной цены, поскольку частные ломообразующие организации будут не обременены продавать лом на бирже.

Бухгалтерский учет металлолома в 2019 году

Специальные правила обращения с различными отходами и вторсырьем установлены Правительством Российской Федерации.

При сборе, переработке, хранении и реализации лома черных металлов следует руководствоваться правилами, прописанными в Постановлении Правительства РФ № 369 от мая 2001 года.

Обращение и отчуждение лома цветных металлов регулирует правительственное Постановление №370, также подписанное 11 мая 2001.

Процессы использования металлического лома не всегда сопряжены с продажей и получением дохода.

К ним относят также применение вторсырья для внутренних нужд предприятия, включая его переработку и производство продукции из него. Такие операции отражают в первичных документах, приходных ордерах по форме М-4 и др.

Правильный учет металлолома важен для отчетности и расчета налоговой базы предприятия, поэтому следует знать его принципы и особенности.

Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.

В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ

Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение

Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.

Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.

Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:

Дт

Кт Сумма Описание Документ-основание

62

90.1 1.200 руб. Учтена реализация металлолома покупателю

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

90.2 41 920 руб. Списана себестоимость реализованного металлолома

Калькуляция себестоимости

51

62 1.200 руб. На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом

Банковская выписка

На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.

ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Нюансы обложения НДС экспорта лома и отходов черных и цветных металлов

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки и основания для возврата НДС.

Камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение 2 месяцев, но в отдельных случаях может быть продлена до 3 месяцев (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

В ходе проверки налоговые органы вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Перед тем как принять решение о возврате НДС или зачете (п. 3 и 7 ст. 176 НК РФ), выясняется вопрос о наличии недоимки по НДС, федеральным налогам, долгов по пеням и штрафам, относящимся к федеральным налогам.

При ее наличии ИФНС самостоятельно производит зачет НДС в счет погашения имеющейся задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ). Если недоимка образовалась за период с даты подачи декларации до даты возврата НДС, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.

Если сумма НДС меньше суммы недоимки (штрафа, пеней), то оставшаяся задолженность должна быть погашена налогоплательщиком.

Читайте также:  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Если сумма НДС больше или равна сумме недоимки, то недоимка считается погашенной.

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены налоговые органы должны принять решение о возмещении налога в течение 7 рабочих дней.

НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае налоговые органы отправляют в органы федерального казначейства (далее – ОФК) поручение на возврат НДС. Сделать это обязывают положения абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ.

НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК. О таком перечислении ОФК должно уведомить налоговые органы (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Если срок возврата НДС не нарушен, то процедура возврата считается завершенной.

Новым Законом определено, что при реализации на территории РФ сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов налоговая база должна определяться налоговыми агентами.

Налоговыми агентами для этих целей признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Налоговые агенты с введением поправок обязаны будут производить исчисление налога расчетным методом, а также уплачивать НДС в бюджет страны независимо от того, являются они сами плательщиками НДС или нет.

Продавцы будут выставлять счет-фактуру без указания суммы НДС, но с отметкой о том, что НДС исчисляет налоговый агент. По данному счету-фактуре налоговый агент – покупатель получит возможность принять к вычету НДС, положения будут правомерны и при выставлении счетов-фактур на предоплату.

Кроме того, продавец, не являясь плательщиком НДС, в документах на оказываемую услугу (договор и первичка в виде накладной или акта) обязан будет поставить отметку «Без НДС». В случае если контролеры установят, что отметка поставлена неправомерно, в дальнейшем обязанность уплаты НДС вменяется продавцу, а не покупателю – налоговому агенту.

«Бухсофт: Предприятие» — удобная и простая программа для счет-фактур, пользуясь возможностями и функциями которой вы сможете обеспечить грамотный автоматизированный учет покупок и продаж, а также учет НДС.

Применяя специальные режимы налогообложения, компании и ИП освобождены от уплаты НДС, но не в полной мере. В частности, если в выставленном счете-фактуре НДС выделен отдельной строкой, уплатить налог в бюджет придется, исполняя положения ст. 175 НК РФ. Если налог в счете-фактуре не выделен, то платить его не нужно.

Эти обязательства правомерны и для компаний, не применяющих спецрежимы, но освобожденных от уплаты НДС согласно главе 21 НК РФ.

Стоит отметить, что в сети ведется бурное обсуждение нового Закона, многие крупнейшие участники рынка не согласны с нововведениями. Как бы то ни было, но Закон принят и вступает в силу с 1 января 2018 года.

Реализация лома и отходов черных/цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также шкуры животных в 2021 году облагаются налогом на добавленную стоимость. Разберемся, как считать НДС на металлолом в 2021 году и приведем разъяснения.

Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

Компаниям, которые покупают и продают лом и отходы черных и цветных металлов, с 2018 года пришлось по-новому организовать работу. Продажа таких товаров стала облагаться НДС. Причем налог пришлось заплатить не продавцу, а покупателю. Это был эксперимент. В 2021 году действуют те же правила, и если эксперимент окажется успешным, чиновники распространят его на другие отрасли.

Когда продавец сам заплатит НДС

Продавец сам исчислит и заплатит НДС при реализации металлолома, если:

— продавец необоснованно поставил в договоре и первичке отметку «Без НДС»;
— продавец утратил право на спецрежим или на освобождение от НДС;
— покупатель — физлицо-непредприниматель;
— металлолом экспортирован и обоснованность нулевой ставки не подтверждена.

Такой порядок следует из абзацев 7 и 8 пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166, пунктов 1 и 5 статьи 168 НК.

Приведем разъяснения в виде удобной таблицы, чтобы вы смогли быстрее разобраться в последстивях.

Изменение

Что поменять в работе

Риски, если проигнорировать изменение

Разъяснение

Сократили перечень необлагаемых операций (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

При продаже лома и отходов черных и цветных металлов теперь нужно начислять НДС. Но платить налог обязан покупатель, а не продавец. Именно покупатель считается налоговым агентом по таким операциям (п. 8 ст. 161 НК). Если вы продаете металлолом, с 2018 года в счете-фактуре делайте отметку «НДС исчисляется налоговым агентом»

Продавец переплатит НДС, если возьмет на себя обязанности по начислению налога. Покупатель занизит НДС, если не исполнит обязанности налогового агента. За это — штраф в размере 20% от неуплаченного налога (ст. 123 НК)

С 2018 года покупатель считается налоговым агентом по НДС еще по ряду операций. Это продажа сырых шкур животных, а также вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК)

Теперь дадим разъяснения для покупателей по ведению учета. Налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом НДС. С 1 января 2021 года вместо прежней ставки НДС 18% вводится новая ставка 20%. А вместо прежней расчетной ставки 18/118 вводится расчетная ставка 20/120. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 20/120 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Следовательно, при стоимости товара 240 руб., 40 руб. – это НДС.

Пример.

Налоговый агент должен удержать налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых в счет предстоящих поставок поставщику металлолома, даже если это аванс.

Момент определения налоговой базы для налоговых агентов производится на одну из наиболее ранних дат:

  • день отгрузки
  • день оплаты/частичной оплаты

В настоящий момент порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ, поэтому полагаем, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ. Следовательно, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты момент определения налоговой базы возникнет вновь. Нет оплаты — момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость возникнет только на одну дату и это будет дата отгрузки.

Если налоговый агент использует металлом в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость, то НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. Если по каким-либо причинам цена сделки изменилась или поменялось количество металлома в первичной документации сумма налога на добавленную стоимость необходимо откорректировать.

Общая формула расчета задолженности по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом определяется следующим образом: НДС продавца + восстановленный НДС — НДС к вычету.

Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?

НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по установленной формуле.

ПРИМЕР расчета НДС налоговым агентом при покупке металлолома от «КонсультантПлюс»: Организация «Альфа» приобрела металлолом у организации «Бета». Обе организации являются плательщиками НДС. Стоимость поставки металлолома составила 500 000 руб. (без учета НДС). При отгрузке продавцом металлолома организация «Альфа» начислила НДС в сумме … Расчет смотрите в К+.

Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):

  • при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
  • возврате аванса;
  • уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.

Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.

Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.

В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *