Создание общественной организации без регистрации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание общественной организации без регистрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Вывод о создании общественной организации

Полностью определить этапы создания и деятельности таких общественных союзов и список документации для того, чтобы ее зарегистрировать, возможно, лишь четко установив основную задачу, идею и тематику.

С целью более подробного изучения правил и порядка создания общественного объединения, а возможно и его регистрации, стоит внимательно прочитать приказ «О правилах рассмотрения заявлений регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).

Перед тем как создать общественную организацию, стоит определить, подходит ли выбранный правовой формат к тем идеям, которые ею преследуются.

В любом из случаев можно не торопиться с регистрацией в момент создания, особенно в том случае, если в этом нет никакой необходимости.

Поскольку данный вид деятельности считается совершенно некоммерческим, стоит понимать, что создание общественных объединений как прибыльного бизнеса не имеет никакого смысла, а в некоторых случаях даже карается законом.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Встречая людей, не первый год работающих и руководящих некоммерческими организациями, приходится нередко сталкиваться с путаницей в использовании терминов «некоммерческие организации» и «общественные объединения» — как правило, их считают либо синонимами, либо двумя разными видами. И то, и другое неверно.

В структуре некоммерческих организаций (НКО) общественные объединения— это особая когорта. Чтобы понять их место среди НКО и избежать в дальнейшем путаницы в определениях, разберём следующий пример.

Пример. Все мы живём в России, в которую входят 89 субъектов Федерации, и руководствуемся Законами Российской Федерации. Москва – один из субъектов, часть Российской Федерации. В Москве действует законодательная база субъекта Федерации. Она частично отличается, в рамках допустимых Конституцией, от законодательства других регионов.

Так и в нашем случае — термин «общественные объединения» входит в понятие «некоммерческие организации» (НКО),но есть особенности регулирования их деятельности, о чем мы не раз будем упоминать в этом разделе.

К примеру, только для российских общественных объединений законом установлена территориальная сфера деятельности.Согласно статье 14 Федерального Закона «Об общественных объединениях» они могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

Под общероссийскими (п.2) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональными (п.3) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональными (п.4) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территориального субъекта Российской Федерации.

Под местными (п.5) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления

Схема 1. Виды общественных объединений и их место в системе некоммерческих организаций

Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» определяет следующие формы НКО:

  • общественные и религиозные организации (объединения),
  • фонды,

  • некоммерческие партнёрства,

  • учреждения,

  • автономные некоммерческие организации,

  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Читайте также:  Жалоба на постановление ГИБДД — образец, бланк 2023 года

Статья 7 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет, в каких формах могут создаваться общественные объединения:

  • общественная организация,

  • общественное движение,

  • общественный фонд,

  • общественное учреждение,

  • орган общественной самодеятельности.

Особо следует отметить, что учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные объединения также вправе создавать союзы (ассоциации общественных объединений). Дополнительно необходимо отметить, что фонд и учреждение могут быть как общественными, так и некоммерческими — это зависит от состава учредителей. Но к этому вопросу мы вернемся позже.

Перечень, который мы привели — далеко не исчерпывающий. Деятельность других НКО, не перечисленных в вышеуказанных законах, регламентируется отдельными правовыми актами.

Например, потребительские кооперативы. Помимо того, что статья 116 ГК РФ определяет понятие потребительского кооператива как некоммерческой организации, они регламентируют свою деятельность Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», правовыми актами субъектов РФ и подзаконными актами.

Итак, определившись с названиями организационно-правовых форм организаций, пора перейти к процедуре определения их сути.

Шаг 1: Определите цели создания организации — внешние или внутренние?

Чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму организации, необходимо определить, каковы цели ее создания — внутренние или внешние? Чтобы это понять, приведём наглядный пример.

Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.

Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.

Пример. Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инва­лидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.

Если шахматный клуб планирует предоставлять место и возможности попрактиковаться в игре своим членам — этовнутренние цели. Если же при нем будет открыта школа юных шахматистов — это уже внешние цели.

Если вся деятельность объединения мам с больными детьми — поиск и распределение гуманитарной помощи строго между членами организации — это тоже внутренние цели. Но если эти же мамы планируют создать реабилитационный центр, причем не только для детей членов организации, а для всех детей-инвалидов района — это внешние цели.

Приведём сравнительную таблицу наиболее распространённых форм НКО по отношению к целям организации.

Таблица 1. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций

Организационно-правовая форма

Внутренние

Внешние

Общественная организация

+

+

Фонд

+

Учреждение

+

+

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы)

+

+

Некоммерческое партнёрство

+

Автономная некоммерческая организация

+

Основным учредительным документом общественной организации является ее устав. Данный документ регламентирует взаимоотношения организации с другими участниками гражданского оборота, государственными органами, определяет права и обязанности членов общественной организации.

Устав доводит до всеобщего сведения информацию об особенностях формы юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения, также устав определяет отношения между членами общественной организации их участия в формировании имущества, в управлении организации ее и т.д.

Устав общественной организации представляет собой сложный нормативный документ, на основании которого происходит формирование и реализация правовых отношений как внутри организации, так и за пределами.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устав организации должен содержать следующие положения:

  • наименование, цели общественной организации, ее организационно-правовую форму;
  • структуру общественной организации, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественной организации, территорию, в пределах которой данная общественной организации осуществляет свою деятельность;
  • условия и порядок приобретения и утраты членства в общественной организации, права и обязанности членов данного объединения;
  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественной организации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • порядок внесения изменений в устав общественной организации;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права общественной организации и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации общественной организации.

Устав общественной организации может содержать описание символики данного объединения.

В уставе общественной организации могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам Российской Федерации.

Устав общественной организации подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства.

Процесс создания и регистрации общественного объединения

Основой для создания общественного объединения (далее по тексту ОО) является принятие его учредителями Устава и руководящего органа. Для наделения организации официальным статусом юридического лица её необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Порядок регистрации общественных объединений предусматривает сбор необходимого пакета документов, регистрацию юридического адреса и уплату госпошлины.

Начать следует с того, кто регистрирует общественные организации в России. Это прерогатива Министерства юстиции РФ. Образование подобного ОО возможно при наличии 3-х лиц-учредителей. Функционирование ОО при этом базируется на членстве, а количество участников не ограничено.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается непосредственно Минюстом после проведения экспертизы предоставленных документов. И в случае положительного решения, ФНС заносит новую организацию в ЕГРЮЛ.

Пакет регистрационных документов

В перечень документов, необходимых для предоставления в Минюст входят:

  • заявление от уполномоченного лица;
  • устав, принятый на учредительном собрании;
  • протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о решении создать общественное объединение, об избранном руководящем составе и контрольно-ревизионном органе (при создании межрегиональной организации необходимо предоставить протоколы всех структурных подразделений);
  • данные об учредителях;
  • квитанция об уплате госпошлины (пошлина за регистрацию общественной организации составляет 6 500 руб., все сведения относительно размеров содержатся в ст. 333.33 НК РФ);
  • справка о юридическом адресе.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации — общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Читайте также:  Земли общего пользования в СНТ

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Организационно Организационный Организационная техника Организация объединенных наций Организация варшавского договора Организация «исламский конгресс» Организация африканского единства Организационно-методический отдел Организация центрального договора Организация освобождения палестины Организационный центр в эмбриологии Организация американских государств Организация стран — экспортеров нефти Организационно-производственная школа Организация договора юго-восточной азии Организация и тактика медицинской службы Организация североатлантического договора Организация центральноамериканских государств Организация экономического сотрудничества и развития Организация объединенных наций по вопросам образования Организация объединенных наций по промышленному развитию

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Порядок и сроки регистрации общественной организации

В первую очередь учредителями принимается решение о создании и госрегистрации юридического лица.

Далее должны быть подготовлены все необходимые документы, решены сопутствующие вопросы. Согласовывается название, цели, разрабатывается устав, формируются органы управления и т.д. На данном этапе обязательно привлекается юрист во избежание ошибок и проблем в дальнейшем.

Документация подается на регистрацию в Минюст. Общероссийские общественные организации регистрируются Федеральным Минюстом, остальные – в территориальных. Например, в Москве это Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве.

Минюст принимает решение о регистрации либо об отказе. В первом случае документация пересылается в рег орган для внесения информации в ЕГРЮЛ.

Регорган в свою очередь присваивает ОГРН и заносит сведения в реестр. Далее информация передается в Министерство юстиции.

На финальном этапе Минюст выдает заявителю полный комплект документов, подтверждающих регистрацию.

Общее время оформления составляет 1,5-2 месяца и складывается из совокупности сроков, установленных законом по каждому из этапов. Уполномоченные ведомства должны действовать согласно регламентам и обрабатывать документацию в строго отведенное количество дней. Указанный срок является минимальным. Если заявитель затягивает с подготовкой документов, общее время увеличивается. Также срыв сроков вероятен при наличии в документации ошибок и несоответствий требованиям законодательства.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Этапы создания общественного объединения

  • 1. Организация инициативной группы, которая должна проводить подготовительную работу по созданию объединения (инициаторами создания детского объединения могут быть дети, педагоги, родители).
  • 2. Проведение учредительного собрания. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решения общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом.
  • 3. Планирование работы объединения.
  • 4. Организация работы руководящего органа.
  • 5. Регистрация устава в органах юстиции (при принятии такого решения общественным объединением). Согласно ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Создание объединения, входящего в состав действующей организации.

Инициатором создания сети структурных подразделений (первичных, районных, городских организаций) может быть действующая организация (например, областная), расширяющая свою деятельность по территориальному (район, город) либо субъектному (первичные объединения в училищах, школах, вузах и т.п.) признакам. На этапе подготовки такая инициативная группа:

  • 1. Изучает устав объединения.
  • 2. Определяет статус создаваемого объединения (организация – первичная, районная, городская).
  • 3. Проясняет возможность и порядок создания структурного подразделения.
  • 4. Информирует потенциальных учредителей (членов объединения) о том объединении, структурное подразделение которого планирует создать, а также об идее его создания (важно, чтобы как можно больше людей стали участниками создания организации, так как люди лучше поддерживают то, что создают сами).
  • 5. Разрабатывает учредительные документы.
  • 6. Готовит учредительное собрание.
  • 7. После учредительного собрания подает заявление о наделении статусом структурного подразделения детского объединения.
Читайте также:  Замена водительского удостоверения в 2022 году: инструкция

Территориальная сфера деятельности общественной организации

По территориальному признаку существует разделение на несколько видов:

  • Местные общественные организации создаются и действуют в пределах территории одного органа местного самоуправления.

  • Региональные – территория деятельности ограничивается одним субъектом РФ.

  • Межрегиональные – ведут деятельность на территории нескольких субъектов (не более половины всех регионов РФ). Для работы создаются структурные подразделения (представительства, филиалы).

  • Общероссийские – действуют на территориях более, чем половины субъектов РФ, в которых открыты подразделения. На сегодняшний день в России 85 регионов. Таким образом, общероссийской признается организация, ведущая свою деятельность как минимум в 43 субъектах.

  • Международные – имеющие хотя бы одно подразделение за пределами России.

К моменту создания компании должно быть четкое понимание о сфере ее деятельности. Этот аспект находит свое отражение в том числе в наименовании юридического лица.

Социальные инструменты деятельности ООИ в рамках развития гражданского общества

В период экономических реформ и структурных преобразований в России актуализируются вопросы, связанные с участием граждан в самоуправлении и усилением развития демократических институтов. От того, как взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга государственные институты, частное предпринимательство и волонтерские организации, во многом зависят целостность, сбалансированность и стабильность современного государства и гражданского общества.

Гражданское общество строится на принципах равных возможностей, в широком смысле учитывающих доступ к решению вопросов государственной политики и общественной жизни, активной позиции различных категорий граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями.

Мировая практика объединений инвалидов позволяет выделить организации, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни (ЦНЖ) , они появляются и в России. Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Сюда входят общественные некоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Благодаря активному привлечению самих инвалидов к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить возможность управлять своей жизнью.

Предрасполагающими факторами к зарождению Движения независимой жизни послужили процессы деинституционализации, развития социальной работы в сообществе, формирования нового социального направления реабилитации инвалидов. Обеспечение инвалидов пенсиями и пособиями, различными услугами (помощь на дому), техническими средствами реабилитации способствовало тому, что инвалиды смогли покинуть интернаты и больницы и проживать в своих семьях.

Система социальных служб, как правило, осуществляет четыре основных типа программ:

  • информирование и предоставление справочной информации. Эта программа базируется на убеждении, что доступ к информации укрепляет способность человека управлять своей жизненной ситуацией;
  • консультирование «равными» (обмен опытом): подталкивает инвалида к тому, чтобы удовлетворять свои потребности, принимая ответственность за свою жизнь. Консультантом также выступает инвалид, который делится своим опытом и навыками независимой жизни. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью наравне с другими членами общества;
  • индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов: канадские ЦНЖ работают с отдельными людьми, чтобы помочь им осуществить их личные цели. Координатор обучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самому отстаивать свои права. В основе такого подхода лежит убеждение, что сам человек лучше знает, в каких услугах он нуждается;
  • предоставление услуг: совершенствование услуг и возможностей ЦНЖ оказывать услуги клиентам происходит путем исследований и планирования, через демонстрационные программы, использование сети контактов, посредством контроля за предоставляемыми услугами (помощь по дому и услуги персональных ассистентов, транспортные услуги, помощь инвалидам во время отсутствия (отпуска) людей, осуществляющих уход за ними, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений).

Центр дополняет другие альтернативные программы и услуги, предоставляемые государственными структурами людям с ограниченными возможностями. Для решения своих программ ЦНЖ привлекают общество через общественное образование или поддержку различных комитетов либо специальных групп. Центры оказывают помощь в трудоустройстве инвалидов, проводят консультации и тренинги по приобретению навыков в поиске работы, готовности к собеседованию, написанию резюме, предоставляют переводческие услуги глухим, обеспечивают техническими средствами, помогают в модификации жилища. В отличие от медико-социальной реабилитации, в которой основная роль отводится профессионалам, в модели независимого проживания граждане с ограниченными физическими возможностями берут на себя ответственность за развитие и управление своей жизнью, личными и общественными ресурсами. Основная цель ЦНЖ — перейти от реабилитационной модели к новой парадигме независимого проживания.

В связи с этим обратим внимание на иностранный опыт организации центров независимой жизни. Так, сейчас в США существует около 340 центров независимой жизни с более чем 224 филиалами. На финансирование 229 центров и 44 филиалов выделяется 45 млн долл. согласно главе 7 ч. C Акта о реабилитации. Один Центр независимой жизни может обслуживать жителей одного или нескольких округов. По данным Сельского института по проблемам инвалидности, один Центр независимой жизни в среднем обслуживает 5,7 округа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *