Смогу ли я встать в очередь на получение жилья?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смогу ли я встать в очередь на получение жилья?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно статье 4 закона Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» необходимым основанием для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, помимо отсутствия у него жилплощади или наличия жилплощади менее учётной нормы, является признание его малоимущим.

Комментарии к ст. 52 ЖК РФ

1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).

Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).

Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.

2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:

— малоимущие граждане;

— иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ.

Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).

3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.

Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).

4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан . Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства .

———————————

Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.

См.: ФЗ от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.

5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители .

———————————

Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.

Над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).

При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.

Читайте также:  Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?

Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.

При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.

В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).

6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отношения, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что заявление должно быть рассмотрено и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.

В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).

8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .

———————————

Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Всем, кому отказали или могут отказать в жилье, мы предлагаем:

1. Сбор необходимых документов, чтобы доказать, что Вы — нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Первично для оценки ситуации достаточно Ф7, Ф9 (характеристика жилья и справка о регистрации), причем со всех мест прописки членов семьи. Если есть иная жилполщадь (дом, другая квартира), эта информация тоже нужна.

2. Проводим анализ документов (площади, сроков проживания в Санкт-Петербурге, возможностей), вырабатываем позицию, доказывающую право постановки на очередь. Если «в лоб» ситуация нерешаема, думаем о путях преодоления препятствий (признание не членом семьи, доказательство стажа проживания в СПб и пр.).

3. Идем подавать заявление (на постановку на очередь или восстановление в ней после незаконного снятия, и/или на предоставление субсидии), спорим с Администрацией или в суде. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут использовать 2 варианта: ждать предоставления жилья или действовать с использованием государственных программ.

4. Подбираем программы для получения субсидий (где выгоднее) или срочно требуем освободившегося жилья (комнаты) в коммунальной квартире.

5. Оформляем документы на новое жилье. Регистрируем право собственности.

Ленинградская Область Как Встать На Учет Семьи Нуждающейся В Улучшении Жилищных Условий

Постановлением правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 78-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за первый квартал 2012 г.» установлены пороговые значения размера дохода для признания граждан малоимущими, которые составили

Ленинградская Область Как Встать На Учет Семьи Нуждающейся В Улучшении Жилищных Условий

При этом многие граждане продолжают ютиться в крохотных комнатках, размер которых настолько мал, что люди вынуждены как-то приспосабливаться. Сложнее всего в данной ситуации приходится многодетным семьям, а также малоимущим гражданам, которые улучшить жилищные условия самостоятельно не могут, в связи с чем нуждаются в поддержке государства.

Для всех членов семьи.Характеристику жилплощади за 5 лет.Копию документа на собственность квартиры, в которой вы проживаете.Копию охранных свидетельств, для тех, кто бронирует жилплощадь.Копию санитарного паспорта. Для тех, кто живет в общежитие.Справка о регистрации, характеристика жилья и свидетельство о праве на собственность, для супруга (супруги), проживающем на другой территории.Справки с места работы (для всех работающих).Копии и подлинники документов: о браке, о расторжении брака, о рождении детей, о смерти.

Жилищный вопрос: сколько квадратных метров положено на одного человека

Расчет учетной нормы жилья и нормы предоставления жилплощади обладает важным юридическим значением. К примеру, согласно норме статьи 80 ЖК РФ наймодатель обладает правом запрета на проживание и вселение временных жильцов, если при этом общая жилплощадь после их вселения составит для обычной квартиры на каждого проживающего меньше учетной нормы, а для коммуналок – меньше нормы предоставления. Согласно ст. 81 ЖК нанимателю по договору соцнайма предоставляется право на помещение, которое является меньшим по площади, чем то, что он занимает, если размер жилплощади занимаемого помещения больше нормы предоставления, положенной на каждого члена семьи нанимателя.

Рекомендуем прочесть: Какие бывают обременения на квартиру

Данной статьей также предоставлено право субъектам федерации изменять данный показатель, который может быть увеличен в различных регионах. Однако увеличение не должно происходить более чем на 9 кв. м. Одинокие лица составляют исключение из данного правила, для которых данный норматив не должен составлять менее 33 кв. м.

Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер, который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая военнослужащих и инвалидов. Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Читайте также:  Отчет «Сведения о застрахованном лице» для ФСС в 2022 году

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Кто имеет право на бесплатное выделение земли в Ленинградской области

Земельный участки в Ленинградской области можно получить бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Землю могут получить граждане, которым ранее не выделялись бесплатно участки в других регионах России. Также нужно подтвердить любое из перечисленных оснований:

  • нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ленинградской области не менее 5 лет;
  • нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий без требований к срокам проживания, если заявление подает молодой специалист (не старше 35 лет), заключивший бессрочный трудовой договор или трудовой договор на срок от 5 лет с организациями или ИП Ленинградской области;
  • статус члена семьи погибшего Героя РФ, если такое звание присвоено погибшему посмертно, а период проживания в ЛО составляет не менее 5 лет;
  • ветеран боевых действий, проживающий в области не менее 5 лет;
  • инвалид или член семьи инвалида, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из данном списка инвалиды и члены семей инвалида имеют первоочередной право на выделение земли бесплатно. Право на получение участка сохраняется, пока заявитель не получил от региона или муниципального образования жилье по социальному найму.

Как встать в очередь на жилье в ленинградской области

В целях реализации областных законов от 07.12.2022 № 110-оз «Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 1 января 2022 года», от 02.03.2022г. № 5-ОЗ «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Правительством Ленинградской области утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Действуют целевые программы для нуждающихся в улучшении бытовых условий бюджетников (молодых ученых, учителей, военнослужащих, госслужащих); молодых и многодетных семей, вынужденных переселенцев, чернобыльцев, инвалидов. Их правила даже если не требуют от потенциальных участников справку о пребывании на учете, считают ее полноценным доказательством нужды заявителя в улучшении бытовых условий (читайте подробнее: условия программы «Молодая семья»).

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилья

Куда бы нуждающиеся граждане ни подали документы в качестве основания для получения помощи, принимающий заявление сотрудник должен выдать расписку в их получении. В этой расписке обязательно должны содержаться фамилия и инициалы этого сотрудника, дата принятия и перечень документов.

  • получение субсидий ранее (даже если ещё стоим в очереди или поставлены на учёт);
  • отсутствие каких-либо необходимых документов;
  • намеренное предоставление неправдивых сведений в качестве оснований;
  • несоответствие молодой семьи критериям малоимущих лиц и нуждающихся;
  • возрастные ограничения – до тридцати пяти лет, как того требует постановка.

Нуждающиеся в жилье: основания для улучшения жилищных условий и постановка на учет

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.

Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.

Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.

Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

Читайте также:  Расчет по форме 4-ФСС, отчетность за работников в ФСС, в 2022 году

Учетная норма площади жилого помещения в Московской области

Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м.

Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):

  • Городской округ Балашиха МОне более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
  • Богородский городской округ МО — 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
  • Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
  • Городской округ Власиха МО — не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
  • Волоколамский район МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
  • Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
  • Городской округ Воскресенск МО — 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
  • Городской округ Восход МО — 12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
  • Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО — 10 кв. м. общей площади — для проживающих в отдельных квартирах; — 15 кв. м. общей площади — для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
  • г. Долгопрудный МО — не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
  • Городской округ Клин МО — 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
  • Городской округ Лосино-Петровский МО — 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
  • Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО — 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).

Очередь на жилье в Санкт-Петербурге

Содействие в улучшении жилищных условий оказывается в порядке очередности. Уполномоченный орган ежегодно составляет списки граждан, которым планируется оказание содействия. На основании сводного реестра уполномоченный орган составляет план оказания содействия (далее — годовой жилищный план).

Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, утверждается уполномоченным органом.

Условия и порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий

При этом, если гражданин был снят с учета без его согласия в виду нарушения правил пребывания на очереди, у него есть право в течение 3-х месяцев обжаловать решение местных органов уже в местном суде. Кстати, наиболее распространенным поводом для снятия является получение наследства, которое может состоять из нескольких долей даже в разных квартирах, которые в рамках закона суммируются и таким образом дают основание считать, что гражданин жильем обеспечен, хотя на самом деле это не так.

  • граждане, признанные малоимущими в установленном законом порядке, при условии соблюдения вышеперечисленных оснований;
  • дети-сироты, которым по окончании интерната либо выпуска из детского дома нужно где-то жить;
  • многодетные семьи, также не имеющие возможность купить другую квартиру в виду отсутствия средств;
  • молодые семьи при условии, что в соответствующем регионе принята программа по оказанию помощи молодоженам.

Прием на жилищный учет

Прием граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях регламентируется Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге ».

6. Документы, содержащие сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения, выданная проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ) района, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсов и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки, все справки должны быть по состоянию на год обращения и т.д.). Стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать десятикратную средне рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (для проживающих в отдельных квартирах).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *