Двери школы должны быть закрыты от посторонних? Отвечает юрист

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Двери школы должны быть закрыты от посторонних? Отвечает юрист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о привлечении специалистов ЧОП к охране школьного здания и всех в нем находящихся должны принимать родители. Школьная администрация не наделена правом требовать от родителей средства на подобную цель. При наличии потребности заключения договора на охрану следует собрать общее родительское собрание, на котором и будет принято (либо отклонено) соответствующее решение. При положительном решении и последующем заключении договора с ЧОП оплата может производиться как в разовом порядке (в начале учебного года, как правило), так и в виде ежемесячной акции.

Охрана школы: добровольные платежи

За счет предоставляемых родителями средств можно установить охранные системы и некоторые дополнительные средства той же направленности (например, контролирующая доступ в школу система либо система видеонаблюдения).

Средства на установку таковых взимаются исключительно на основе принятого на собрании родителями добровольного решения.

Необходимо помнить, что до момента достижения ребенком возраста 14 лет он не признается дееспособным. Только по достижении этого возрастного порога он может частично нести ответственность за свои действия – является дилектоспособным.

Потому при возникновении каких-либо нештатных ситуаций, или чего-либо подобного ответственность несет именно родитель.

В случае нахождения несовершеннолетнего в школе, ином образовательном учреждении – ответственным лицом является педагог, воспитатель.

При этом нередко случается, что появление каких-либо опасных ситуаций связанно с ненадлежащим исполнением воспитательным персоналом своих обязанностей – в таком случае на ответственное лицо может понести наказание.

Ответственность образовательных учреждений за несовершеннолетних детей

Ответственность образовательных учреждений за несовершеннолетних детей обычно подразумевает возмещение материального, морального вреда в результате недосмотра педагога за ребенком.

Сама компенсация подобного рода должна в обязательном порядке назначаться судом, основанием для её выплаты будет являться судебное решение – каких-либо альтернативных путей получения выплаты попросту не существует.

При этом имеющим непосредственно отношение к рассмотрению подобного рода дел, необходимо будет в обязательном порядке заранее ознакомиться со следующими важными нюансами:

  1. В каких случаях назначается?
  2. Какие влечет за собой последствия?
  3. Кто может обратиться?

Пункт 8.4 ССТБ регламентирует вести журнал инструктажа по технике безопасности в школе для учащихся, в котором регистрируются все занятия по инструктированию (можно скачать форму приложения «А» ССТБ, принятую за образец).

На обложке пишется:

  • полное название образовательного учреждения,
  • дата начала заполнения,
  • дата окончания заполнения.

Оформление:

  • листы обязательно пронумерованы,
  • журнал прошнурован, концы закрепляются на последнем листе,
  • рядом пишется, сколько листов пронумеровано, скреплено, дата окончания, ответственное
  • лицо, подпись, печать,
  • при заполнении запрещено оставлять пустые строки и исправлять данные.

Сведения:

  • фамилия, имя инструктируемого,
  • дата инструктажа,
  • класс,
  • вид инструктажа, инструкция,
  • ФИО ответственного за инструктаж,
  • подписи обеих сторон.

В архиве журнал хранится 10 лет (Приказ Минкультуры России №558 от 25.08.2010г.).

Сегодня в Москве около 4 тысяч школ. Следовательно, столько же замов по безопасности. Теоретически все они должны иметь юридическую и медицинскую подготовку: в их обязанности входит пресекать любую противоправную деятельность, а при необходимости оказывать первую медицинскую помощь. Идею существования подобной должности заимствовали у израильских школ, ведь Израиль постоянно находится под террористической угрозой.

Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.

— Как правило, заместитель директора по безопасности — это отставной военный или преподаватель ОБЖ, — рассказывает профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Московского института открытого образования Владимир Пилипенко. — Особых прав у человека, который занимает эту должность, нет. Одни обязанности. Поэтому его главная задача — уметь ориентироваться в том, куда и в каком случае обратиться: в милицию, в МЧС, в наркоконтроль и т. п.

Читайте также:  Военная служба Российской Федерации

Четверть века назад, когда еще не существовало ни платных охранников на входе, ни замов по безопасности, порядок в школе удавалось поддерживать силами самих учителей. Просто на каждой перемене все педагоги выходили вместе с учениками в школьные коридоры. Казалось бы, чего проще? А драк, несчастных случаев и прочих ЧП в присутствии взрослых случалось гораздо меньше, чем сегодня, когда большинство учителей тратят переменки на подготовку к следующему уроку, то есть из класса так и не появляются.

Впрочем, дежурство по этажам и сегодня никто не отменял:

— У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты. Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое «злачное», если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки. Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.

— Пока ребенок находится в школьных стенах, администрация школы несет за него ответственность, — продолжает Галина Петровна. — Ради безопасности учеников все педагоги обязаны следовать нескольким простым правилам:

  • ученика нельзя выгонять с урока (если ребенок своим поведением действительно мешает занятиям, учитель может на время урока передать его с рук на руки социальному педагогу);
  • дети не могут покинуть школу до окончания занятий (исключение — записка от родителей с просьбой отпустить ребенка после какого-то урока. Мы на этот случай специальные талончики с печатью школы и моей подписью завели: такой талончик ребенок получает в обмен на записку и без него охранник никого не выпустит);
  • если записки от родителей нет, а ученик настаивает на том, что ему нужно уйти, тогда либо я, либо классный руководитель звоним родителям, чтобы те подтвердили слова своего ребенка.

Из истории школьной охраны

Охрана в школах появилась не так давно — 12 лет назад. Раньше за порядком следили дежурный администратор и сторож. Но они не всегда справлялись с наплывом незваных гостей: окрестная шпана практически безнаказанно хулиганила во многих школах, которые напоминали проходной двор. Когда страну потрясли террористические акты, один за другим были приняты несколько федеральных законов о борьбе с терроризмом. Благодаря им в школах и появились люди в форме.

За минувшие годы число охранных предприятий, которых привлекают к работе в школах, сократилось в разы. Дело в том, что несколько лет назад в большинстве российских городов для них стали проводить ежегодный конкурс (среди прочих надежность ЧОПов оценивают и представители ГУВД). По результатам конкурса школам рекомендуют проверенные ЧОПы. Через год собирают отзывы об их работе. Если нареканий нет, договор продлевают еще на год. А недобросовестных меняют.

Чем дольше конкретный ЧОП работает в конкретной школе, тем лучше: у его сотрудников уже наработаны связи с районными отделениями милиции. Кроме того, они знают в лицо всех учеников, учителей и многих родителей.

Мама двух школьников Наталья Велчева, которая живет в маленьком болгарском городке Пазарджик, за школьную охрану не платит ни копейки: в Болгарии эту обузу берет на себя государство. Кроме того, у каждого школьника есть личная пластиковая карта, которая и служит пропуском в школу. На ней — фотография ученика, домашний адрес, имена родителей, их телефоны. Иногда еще и группа крови ребенка. Впрочем, охранники знают всех своих подопечных в лицо. Во время школьных перемен в солнечной Болгарии дети обычно гуляют во дворе. За порядок там отвечают те же охранники: гоняют любителей покурить, разнимают драки.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности в 2023 году по группам

«Кто отвечает за пропавшие вещи?» — Наталья задумывается: «У нас, например, ни разу ничего не пропадало. Бывает, дети просто что-то теряют или забывают. На этот случай в школе есть комната забытых вещей».

А еще за безопасностью болгарских школьников следят видеокамеры, установленные и в классах, и в коридорах школы.

Физическая безопасность детей

В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.

  • В небольших «аппендиксах» коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Новые меры могут создать дополнительную угрозу

Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова считает, что псевдомеры, которые предлагают для защиты школ от террористов московские чиновники в сфере образования, не помогут обезопасить детей, а в некоторых случаях даже, наоборот, создадут дополнительную угрозу.

– Случай с нападением на школу в Ижевске далеко не первый, однако в этот раз чиновники проявили небывалую активность в изобретении так называемых защитных мер, – рассуждает общественница. – Все они, по сути, бессмысленны и в некоторых случаях даже опасны, поэтому наше движение выступает против вредительских идей департамента образования. К примеру, школы стали организовывать вход на свою территорию через одну калитку, в результате по утрам возникает узкое горлышко с большим скоплением детей. Где гарантия, что потенциальный террорист не организует нападение в этом месте? Кроме того, рамки на входе и вовсе нарушают правила пожарной безопасности.

«Звучат и совсем дикие предложения, в частности предлагается снабдить школьных охранников оружием. Никто не задумывается, что им впоследствии может завладеть преступник».

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Читайте также:  Новые правила и штрафы: что изменится для автомобилистов в 2023 году

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Проблемы обучения правилам безопасности детей

Хотя средства массовой информации ныне переполнены сообщениями о несчастьях с детьми и их неразумном опасном для жизни и здоровья поведении, все равно следует признать, что абсолютное большинство этих происшествий случаются вне стен образовательных учреждений. Таким образом, непосредственной вины педагогов в таких случаях нет и быть не может. Однако их распространенность свидетельствует о том, что работа по обучению детей безопасности далеко не всегда оказывается эффективной.

Кроме случаев формального отношения к ней, существуют и вполне объективные причины. Едва ли не важнейшей из них является присущее людям (и молодым в особенности) стремление к самоутверждению через риск. Это качество, правильно нацеленное, может быть очень полезно, оно порождает первооткрывателей и борцов. Но в условиях недостатка реальных впечатлений оно может выразиться у детей в стремлении демонстративно нарушать любые правила, лишь бы доказать свою смелость и независимость. Это стремление усугубляется усилиями информационного пространства, прививающего культ пренебрежения правилами.

Кроме того, в наше время очень часто случается, что родители, и особенно учителя, боясь ответственности за ущерб детям, стремятся оградить их вообще от каких-либо рисков, даже иллюзорных. Но маленький синячок или царапина никакого вреда здоровью ребенка не причинят. Напротив, их отсутствие может оказаться куда опаснее, поскольку ребенок не будет видеть возможных последствий своих действий и не будет мотивирован прислушиваться к требованиям безопасности. Это положение в свое время было блестяще разработано советскими педагогами супругами Никитиными.

Наконец, самый большой вред компьютерных «стрелялок» скорее не в том, что они учат насилию (хотя и это плохо), а в том, что в любой момент в них можно «перезагрузиться». Таким образом, ребенку прививается представление о том, что любая, самая опасная ситуация может быть легко исправлена. И как ему понять, что это не так, если в жизни ему не пришлось столкнуться даже с самой крошечной опасностью?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *