Штрафные санкции за перегруз грузовых автомобилей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафные санкции за перегруз грузовых автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.

Величина штрафа за перегруз автомобиля

Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.

При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.

Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:

Величина перегруза, %

Физическое лицо, сумма в рублях

Величина взыскания для должностного лица, рублей

Юридическое лицо, штраф в рублях

2-10

1000-1500

10000-15000

100000-150000

10-20

3000-4000

25000-30000

250000-300000

20-50

5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца

35000-40000

350000-400000

7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев

45000-40000

450000-500000

В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.

Правила перевозки грузов

Очевидно, что разные виды транспортных средств (ТС) в силу своих технических особенностей имеют разную грузоподъёмность. Предельно допустимые нормы указаны в индивидуальном паспорте транспортного средства (ПТС). И превышение этих показателей недопустимо. Нормативы загрузки высчитываются производителем машины, исходя из ее технических параметров.

Масса транспортируемого груза прописывается в сопроводительных документах, а именно — в товарно-транспортной накладной. Погрузка выполняется при обязательном присутствии уполномоченного сотрудника компании-перевозчика (специального работника или водителя).

Важно, чтобы перевозимые объекты были правильно размещены в кузове, контейнере, цистерне или прицепе. Несоблюдение равномерности распределения или плохой крепёж может привести к смещению и дисбалансу груза, как следствие — к снижению управляемости авто и созданию предпосылок к ДТП.

Допускается увеличение предельного веса, перевозимого конкретным ТС. Но в этом случае необходимо:

  • оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки;
  • там же утвердить маршрут следования;
  • оплатить компенсацию за потенциальный ущерб, который будет причинён дорожному полотну.

Как рассчитать массу грузовика по осям?

При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:

  1. Общее количество осей на машине.
  2. Расстояние между осями.
  3. Типы колес (одно или двускатные).

Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.

Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.

Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:

  • 75 % общего груза приходится на прицеп.
  • 25 % — на тягач.

Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.

Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.

Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году

Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:

Читайте также:  Новое в санитарном законодательстве. Что изменится с 1 марта 2021 года?
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры.
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.

Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено.

Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб.
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). От 3 000 до 4 000 руб.
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев.
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. От 3 000 до 3 500 руб.
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.

Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения.

От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. 5 000 руб.

Кем и где проверяется

Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:

  • на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
  • на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.

Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

  1. динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
  2. статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

Сколько будем платить за перегруз

Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.

Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.

Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.

Когда можно обжаловать штраф и как это сделать?

К сожалению, в большинстве случаев обжаловать наказание за перегруз тяжеловесного ТС не выходит, так как водителям приходится самостоятельно доказывать свою невиновность.

Однако в некоторых ситуациях шансы все же есть:


  1. Владелец ТС может оспорить штраф, выписанный в автоматическом режиме, если сможет доказать, что в этот момент транспортным средством управлял кто-то другой.
  2. Юридическое лицо, владеющее грузовиком, может оспорить штраф, если докажет, что водитель осуществлял перевозку груза в личных целях, а не по заказу компании.
  3. Также любое лицо, на которое был наложен штраф за перегруз только одной из осей, может обжаловать наказание, если производилась транспортировка сыпучего груза, так как водитель не в состоянии зафиксировать положение такого груза.
  4. Еще один вариант, когда штраф может оспорить кто угодно – если грузовик удачно прошел несколько проверок контроля веса ГИБДД до вынесения штрафа. И причиной такого «сбоя» может быть не только неисправность прибора весового контроля, но и, например, прошедший недавно дождь, намочивший сыпучий груз и, соответственно, значительно увеличив его массу – в таком случае вины водителя или компании также нет.

Кто может выписать штраф

Контроль за нагрузкой грузовиков осуществляют сотрудники ГИБДД. Они могут останавливать фуры и проверять их уровень загруженности.

На специальных постах взвешивание проходят все фуры на дороге. Но и без поста на обычной трассе сотрудники ГИБДД могут остановить фуру и проверить уровень загрузки. Обычно таким внезапным проверкам подвергаются водители, нарушившие ПДД.

Кроме того, современные камеры слежения, установленные на дорогах, тоже могут определять уровень загруженности грузовика. В этом случае штрафы назначаются автоматически — камера фиксирует перегруз и направляет штраф владельцу авто по зарегистрированному государственному номеру.

Читайте также:  Каков максимальный срок действия доверенности по ГК РФ

Автоматические весы могут измерить как общий вес грузовика вместе с грузом, так и распределение веса по осям. Для этого автомобиль должен двигаться со скоростью меньше 140 км/ч. Если выявляется нарушение, система автоматически проверяет, есть ли у этого транспорта специальное разрешение на перегруз. Если его нет, то владелец транспорта получит штраф.

Можно ли избежать штрафа

Проезд грузовых авто по России разрешен без специального разрешения только, если общая масса автомобиля или нагрузка на каждую ось превышает нормативные значения максимум на 1,999%.

В остальных ситуациях при грузоперевозках дабы не нести финансовые потери на уплату внушительных штрафов за езду с перегрузом — перед выездом на трассу нужно оформить спецразрешение.

Чтобы согласовать с официальными органами вынужденное превышение собственник обязан:

  1. Оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки.
  2. Сообщить о маршруте следования и там же утвердить его.
  3. Уплатить государственную пошлину в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  4. Осуществить выплату компенсации, так называемого потенциального вреда (ущерба), который будет причинён дорожному полотну.
  5. Получить уведомление (извещение) о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Некоторые водители, желая получить за перевозку груза большее вознаграждение, упаковывают автомобили максимально, и порой стремление заработать приводит к абсурдным ситуациям, когда многотонный автомобиль с трудом увозит загруженный прицеп.

В этом есть вина и грузополучателя и доставщика, причем если первый занижает фактическую массу груза, то перевозчик перегружает автомобиль, надеясь увеличить прибыль, а иногда даже не подозревает, что фура увозит груз большей массы, чем сказано в документах. Это приводит к чрезмерным нагрузкам на дороги и их скорейшему износу.

Перегрузку можно определить массой автомобиля, которая нагружает дорожное полотна колесами осей, вся масса машины складывается из нагрузок передней и задней оси, и на заднюю обычно приходится больше веса.

При этом не только дороги страдают от перегрузок, есть ситуации, в которых получить ущерб может сам водитель и окружающие его участники дорожного движения.

Даже если груз нормально закреплен, то он все равно ухудшает управление автомобилем, увеличивая его тормозной путь и крен машины в поворотах, поэтому транспорт может легко занести из-за концентрации груза сзади и даже перевернуть.

Должностные лица, осуществляющие контроль

Контроль за тем, чтобы не допускался перегруз грузового транспортного средства, осуществляют сотрудники Госавтоинспеции. Они имеют право останавливать транспорт и проверять уровень загруженности автотранспорта. Прежде всего, проверкам подвергаются те водители транспортных средств, которые допустили нарушение правил ПДД. В этом случае придется оплатить не только штраф за перегруз, но за нарушение правил дорожного движения.

В настоящее время для того, чтобы определить перегружено ли ТС, можно воспользоваться автоматическим режимом с помощью камер.

Также рассчитать перегруз можно с помощью простых математических вычислений. Для этого берется масса пустого большегруза, которая указывается в технической документации к ТС. Эти документы водитель предоставляет при проверке сотруднику ГИБДД. Также потребуется знать массу перевозимого груза, которая указывается в товарно-транспортной накладной. Этот документ также проверяется сотрудниками Госавтоинспекции.

Данные показатели массы необходимо сложить. Получившуюся сумму делят на количество осей транспортного средства. После этого сотрудник ГИБДД сравнивает высчитанное значение с допустимым. В том случае, если перегруз будет превышен уже на 2%, то водитель будет наказан.

Вообще допускать перегрузов не стоит не только из-за того, за это могут наказать штрафными санкциями. Дело в том, что такое небрежное отношение к ТС скажется на его техническом состоянии. В результате износ большинства частей транспорта произойдет в несколько раз быстрее.

Не стоит забывать и о том, что законодательство в сфере транспортных перевозок довольно часто меняется. Поэтому перед тем, как отправлять транспортное средство в путь, стоит еще раз удостовериться в том, не произошло ли каких-либо изменений, кусаемых данного типа перевозок. Тогда точно можно будет избежать штрафов.

Методы выявления нарушения

Выявить перегруз легкового ТС очень просто по визуальным признакам (просевшие пружины, внушительный объем багажа, количество пассажиров в салоне и т. д.). Другое дело доказать его при отсутствии взвешивающего прибора. Но с грузовиками все обстоит намного проще. Ведь их массу можно запросто уточнить на контрольных пунктах, которые обычно располагаются в пригородных зонах и на трассах.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

Проезжая сквозь них загруженная машина должна либо остановиться на отведенном участке (более точный метод расчета), или же проследовать через специальную платформу (вариант с погрешностью в 2-4%). И если выданный показатель превысит максимальную грузоподъемность транспортного средства более, чем на 5%, то инспектор уже будет иметь основания для того, чтобы выписать штраф за перегруз грузового автомобиля. Поэтому перед отправлением с точки снабжения водителю желательно проверить вес своего ТС заранее.

Допустимая норма груза автомобиля: штрафы за нарушения в 2021 году

Также в задачи ГИБДД входит оформление аварий, осуществление обучения будущих водителей и выдача удостоверений, а также они имеют полномочия выписывать протоколы нарушений и назначать штрафные санкции Штраф Мера воздействия на нарушителей законодательства путем назначения определенной суммы, уплачиваемой ими в бюджет страны с целью покрыть убытки и возможные расходы на устранение ущерба Каково его значение Перегруз грузовика может повлиять на управление им и даже привести к возникновению аварийной ситуации, которые нередко происходят на дорогах именно по вине перегруженных автомобилей.

К тому же, излишний груз увеличивает нагрузку на дорожное покрытие, и поэтому можно увидеть много ям и выбоин даже на новых магистралях, причем практически с полной уверенностью можно утверждать, что большую часть таких дефектов произвели на свет именно грузовые автомобили.

  • Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
  • Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
  • Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.

При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку.

Лиц, в той или иной мере участвующих в организации перевозок, интересует, кто платит штраф за перегруз машины:

  • Если владельцем транспортного средства является частное лицо, платит собственник.
  • Если перевозками занимается организация, штраф налагается на нее и на должностных лиц, ответственных за конкретную перевозку.
  • Водитель заплатит за игнорирование дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось на отдельных участках пути.
  • Сколько придется заплатить, можно узнать из таблиц, приведенных выше.

Для легковых автомобилей документацией тоже предусмотрены максимальные нагрузки. Наиболее очевидный случай перегруза легковой машины – большее количество пассажиров в ней, чем предусмотрено мест для сидения. Но и перевозка тяжестей сверх положенных норм тоже наказывается. В обоих случаях штраф составит 500 рублей.

Сложности в оформлении бумаг

Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:

  • Данные маршрута.
  • Данные о точках остановок.
  • Информацию об авто и перевозимом грузе.

Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.

Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.

Оценка ущерба производиться:

  • Владельцами путепровода.
  • Властями муниципалитета.
  • Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.

Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *