Топ-5 вопросов о воинском учёте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Топ-5 вопросов о воинском учёте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Воинский учет в организации в 2022 году

Как видно из приказа Министерства обороны, политика законодателя направлена на усиление контроля за организацией воинского учета в компании, поэтому важно тщательно подходить к подготовке необходимых документов воинского учета. Вести воинский учет сотрудников обязаны организации, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Если в компании на сегодняшний день нет военнообязанных и призывников, вести воинский учет не нужно.

Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в 3 года.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

Читайте также:  Новые штрафы и поводы лишиться прав. Все изменения для водителей — 2023
  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Как вести карточки по воинскому учёту

    С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

    Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

    В карточках необходимо указывать:

    • личные данные сотрудников;
    • сведения о воинском учёте;
    • сведения о приёмах и об увольнениях.

    Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).

    Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

    Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

    В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

    1. Офицеры запаса.
    2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
    3. Военнообязанные запаса женского пола.
    4. Призывники.

    Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

    Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:

    • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
    • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

    Ответственность организации

    Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

    Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

    Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей.

    Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

    Образец приказа об организации воинского учета

    Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.

    Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.

    В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).

    Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:

    1. Об организации воинского учета.
    2. О назначении лица, ведущего ВУ.

    Порядок проведения сверки сведений о воинском учете

    Сверка сведений о воинском учете, содержащихся в карточках организаций, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет, проводится не реже 1 раза в год.

    Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация.

    В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разд. II карточки, а также следующие данные о гражданах:

    • фамилия, имя и отчество (при наличии);

    • дата и место рождения;

    • образование;

    • должность (профессия);

    • семейное положение и состав семьи;

    • состояние здоровья;

    • прохождение военных сборов;

    • адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.

    Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    Читайте также:  Последствия не выдачи трудовой книжки уволенному сотруднику

    В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения. Согласно статье 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.

    Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе. Статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

    На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

    Такие же меры административного наказания предусмотрены за Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ). Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Нужно ли направление для постановки на воинский учет?

    Если обратиться к российскому законодательству, то процесс постановки на воинский учет должен выглядеть следующим образом:

    1. Обращение призывника в военкомат по месту проживания.
    2. Непосредственная постановка на воинский учет.
    3. Прохождение военной медицинской комиссии.
    4. Формирование личного дела.
    5. Выдача приписного свидетельства.

    Если речь идет о переезде, то постановка на воинский учет выглядит следующим образом:

    1. Обращение в военкомат по месту проживания.
    2. предоставление документов, которые подтверждают переезд.
    3. Переоформление документов по месту нового проживания.
    4. Выдача справки о постановке на воинский учет.
    5. Снятие с учета на предыдущем месте жительства.

    Регистрацию лиц призывного возраста ведет военный комиссариат по адресу их постоянного жительства или долговременного пребывания.

    Для этого требуется сняться с предыдущего учета и записаться на новый в течение двух недель.

    Молодой человек должен самостоятельно явиться в военкомат, представить удостоверение личности, военный билет и справку о снятии с прежнего учета. Годность к службе в вооруженных силах определяется по результатам медосмотра, который требуют проходить сотрудники комиссариата.

    Если у юноши нет отсрочки, он обязан явиться на комиссию по призыву после получения повестки. Если военкомат на предыдущем месте пребывания гражданина отказывается снимать его с учета, молодой человек вправе обратиться в аналогичное учреждение в другом регионе.

    Документы для регистрации в военкомате в 2020 году

    Помимо основных бумаг, которые уже упоминались, сотрудники комиссариата вправе затребовать дополнительные, особенно если юноша проходит процедуру постановки на учет в первый раз. К таким документам относятся:

    • свидетельство о рождении;
    • диплом (аттестат) о высшем или среднем образовании;
    • 4 фотоснимка с параметрами 3*4 без головного убора;
    • документ о присвоенной квалификации;
    • справка о семейном положении;
    • выписка с места трудовой или учебной деятельности.
    Читайте также:  Сокращение на испытательном сроке по инициативе работодателя

    Гражданина можно снять с воинского учета без его согласия, только если он:

    • выехал в иную страну на длительное время;
    • сменил постоянный адрес регистрации;
    • отправился в другое место пребывания на территории России и провел там 3 месяца или больше.

    Воинский учет в организации

    Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

    • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
    • Оформление документов и их сохранность;
    • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

    Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

    • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
    • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
    • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
    • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
    • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

    Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

    Кто должен вести в организации воинский учет

    За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

    Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

    Один работник, выполняющий обязанности по совместительству При наличии на воинском учете менее 500 граждан
    Один освобожденный работник При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан
    Два освобожденных работника При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан
    Один освобожденный работник На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

    Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

    Что надо сообщать в военкоматы

    Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

    После принятия на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, или его увольнения, надо в двухнедельный срок отправить в военкомат сведения. Форма таких сведений приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям.

    По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).

    Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.

    Какие условия по мобилизации для сотрудников IT компаний?

    Решением Минобороны отсрочку от мобилизации предоставили специалистам отдельных высокотехнологичных отраслей и ряду организаций финансового сектора для следующих работников:

    • в аккредитованных организациях, ведущих деятельность в сфере информационных технологий и задействованных в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области IT, а также в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;
    • в организациях, являющихся российскими операторами связи и задействованных в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, включая центры обработки данных, а также средств связи и линий связи сети связи общего пользования РФ;
    • в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем или редакцией, издателем зарегистрированного средства массовой информации, или вещателем телеканала, радиоканала и задействованы в производстве и (или) распространении продукции СМИ;
    • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.

    Законодательство о воинском учете на предприятии

    1. Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).
    2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (пп. 6 п. 1 ст. 8).
    3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
    4. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
    5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
    6. «Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п. 19).
    7. Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *