Рост объемов аварийного жилья идет быстрее, чем его расселение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рост объемов аварийного жилья идет быстрее, чем его расселение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

Этапы расселения из аварийного жилья

Само переселение состоит из нескольких этапов:

  1. Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
  2. Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
  3. Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  4. Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  5. Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
  6. Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
  7. Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.

Участникам процесса расселения уже давно надо предоставить льготы

Как же эта мера будет выглядеть в реальности? Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», называет потенциальных участников программы и акцентирует внимание на жильцах, имеющих на руках договоры социального найма, — для них, видимо, переезд в новое жилье не предполагается:

— При расселении аварийного или ветхого дома собственники могут отказаться от предоставления нового жилья, если они, к примеру, не удовлетворены площадью квартиры или расположением дома. В этом случае они имеют право получить денежную компенсацию, которая равна рыночной стоимости квартиры, доли общего имущества в многоквартирном доме, расходам на переезд, компенсацию за не произведенный капремонт и т.д. Однако такая опция доступна только собственникам аварийных квартир. Для жильцов, проживающих по договору социального найма, компенсация не положена — они должны выбрать квартиру, которую им предоставляют взамен ветхого жилья. Таким образом, соинвесторами нового строительства смогут стать главным образом собственники ветхого жилья, так как у них есть возможность получить свободные средства при переселении. Именно эти суммы собственники теоретически направят на участие в долевом строительстве.

Александр Целыковский, вице-президент Корпорации риэлторов «Мегаполис-Сервис», руководитель сети офисов АН «Мегаполис-Сервис» в г. Электросталь, считает, что жители расселяемых домов нуждаются в дополнительной поддержке государства, а на данный момент вместо нее власти хотят предложить собственникам такого жилья дополнительные расходы:

— Еще недавно в СМИ проходила информация, что новый механизм расселения аварийных домов заработает не раньше 2018 года, а уже сейчас просачивается другая информация — данный вопрос может быть рассмотрен ближайшей осенью. Такая спешка не может не наводить на мысль, что серьезный вопрос расселения аварийного и ветхого жилья хотят перенести с бюджета государства на плечи самих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мало пообещать собственникам недвижимости в аварийных домах, что они станут инвесторами или соинвесторами в новом строительстве. Все мы прекрасно знаем, что сегодня в жилье подобного рода проживают граждане, которые по различным причинам не могут улучшить свои жилищные условия. В этой связи размышлять об их доле в инвестировании, предусмотренном в механизме расселения аварийных домов, как минимум, смешно. Если бы они могли, то уже давно бы переселились в нормальное жилье. Поэтому для того, чтобы их сделать соинвесторами, для начала их с помощью государства нужно сделать хотя бы потенциальными инвесторами, т.е. выдать данной категории граждан льготный кредит с возможностью многократной реструктуризации, предоставить беспроцентную рассрочку и т.д. В противном случае сама идея нового механизма расселения аварийных домов не имеет смысла. К тому же в государстве еще не разработан единый подход в вопросах признания того или иного строения аварийным или ветхим. При желании аварийным домом можно признать и 30-летнюю многоэтажку в центре города (лакомый участок для любого застройщика), и любой 50-летний дом на окраине.

Процедура признания дома непригодным

Инициаторами проведения обследования дома на его пригодность для проживания могут как жильцы, так и органы местного самоуправления, и инспектирующие учреждения. Процесс признания объекта недвижимости аварийным регламентирован положениями Постановления Правительства РФ №47.

Решение о том, что дом является непригодным, принимается межведомственной комиссией после проверки технического состояния дома в соответствии с надлежащим порядком.

Следует различать понятия аварийного и ветхого жилья. Имеются разные правила в отношении ветхого жилья в зависимости от материала постройки:

  • Степень износа 65% — для деревянных домов;
  • Износ 70% — в отношении каменных и бетонных домов.

Однако такая степень износа не является веской причиной для сноса здания. Ветхий дом может быть признан подлежащим восстановительному ремонту.

Более значительная степень износа приводит к признанию дома аварийным. Такие дома представляют реальную угрозу для здоровья и жизни жильцов, поэтому должны быть снесены.

Причины для присвоения жилью статуса аварийного:

  • строение находится поблизости от места крупной аварии на техническом объекте или экологической катастрофы;
  • несущие и ограждающие конструкции объекта недвижимости имеют существенные повреждения (например, трещины, деформации и т.д.);
  • при повреждении дома в результате природных катаклизмов (землетрясений, пожара и т.д.) и нельзя выполнить его реконструкцию;
  • здание расположена на территории, представляющей экологическую угрозу (повышенный уровень шума или вибрации, высокая концентрация токсических веществ в воздухе и др.);
  • объект находится в зоне повышенного риска экологических катастроф (оползни, сели и т.д.);
  • постройка находится на территории, отведенной под производственные предприятия, транспортную сеть.

Какое жилье полагается взамен старого

Программа переселения предполагает определенные требования для нового жилья, которое жильцам выдается взамен. Если жильцы занимали квартиру по договору социального найма, то новое жилое помещение предоставляется также на этом основании.

Новая квартира должна быть по метражу не меньше, чем старая, а также располагаться в этом же населенном пункте и отвечать другим условиям, установленным в ст. 89 ЖК РФ.

Малоимущей семье, которая состоит в очереди на улучшение жилищных условий, могут предоставить жилье по социальным нормативам.

Законодательство о расселении ветхого и аварийного жилья, смотрите здесь.

В завершение можно отметить, что необходимо помнить, что, если результат комиссионной проверки дома на пригодность для проживания не удовлетворяет проживающих, они имеют право на подачу искового заявления в суд.

Что получают жители аварийных домов

В рамках расселения аварийного жилья жители чаще всего получают квартиры в новостройках. Но есть достаточно много разных особенностей, которые следует учитывать.

Прежде всего, стоит разграничить тех, кто проживает в аварийном жилье на основании договора социального найма (то есть, жилье муниципальное) и тех, кто имеет оформленное право собственности на это жилье.

При расселении аварийного дома проживающие по договору социального найма получают «другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма», как регламентируется статьей 86 Жилищного кодекса РФ.

Где в 2019 году взять кредит в 18 лет?

Другое жилье по договору социального найма может быть предоставлено из имеющегося у города в собственности (например, если освободится другая квартира, подходящая по параметрам). Однако на практике всех обычно заселяют на равных условиях в дом для «переселенцев».

Подбирается квартира аналогичной площади, при этом она должна соответствовать социальным нормам по площади (определяется местными органами власти). Что касается расположения, то другое жилье должно находиться в том же регионе.

Читайте также:  Как учесть сверхнормативные суточные в программе 1С:Бухгалтерия 8 (Ред. 3.0)?

В случае, если квартира в аварийном доме была приватизирована или куплена в собственность, то есть два варианта:

  • собственнику предоставляют равноценное жилье. Равноценным оно должно быть как по общей площади, так и по количеству комнат. На практике точно такую же квартиру подобрать невозможно, поэтому новое жилье обычно площадью чуть больше прежнего;
  • собственник получает выкупную стоимость. Если подобрать равноценное жилье не удается или оно не устраивает собственника, он получает денежный эквивалент жилья. Это сумма рыночной стоимости жилья, стоимости переезда и оформления документов, упущенная выгода и невыполненный капитальный ремонт.

В некоторых случаях собственника не устраивает выкупная цена (не секрет, что для квартир из ветхих домов рыночная стоимость не очень высока). Тогда собственник вправе обсудить вопрос с местной властью или подать в суд, который определит справедливую выкупную цену.

В любом случае жители аварийных и ветхих домов не остаются без денег и без жилья (за исключением тех, кто проживал в доме без любых документов). Государство предоставит или деньги, или новое жилье.

Для этого нового жилья должны соблюдаться определенные условия:

  • соответствие всем необходимым нормам – санитарным, противопожарным, и иным;
  • расположение в черте города и наличие как минимум тех удобств, которые были в расселенном доме;
  • если в старой квартире комнаты были изолированными, то в новом не допускается, чтобы они были смежными;
  • уровень благоустройства жилья на уровне не ниже, чем у расселяемого дома.

Учились бы, на старших глядя

Как говаривала Галина Вишневская, если хочешь по-настоящему полюбить оперу, слушай только выдающихся мастеров. Мы же скажем – если хочешь по-настоящему понять, как работает программа по переселению из ветхого и аварийного жилья не надо ехать за тридевять земель, в Тыву, просто ознакомься с положением в Московской области.

Здесь:

  • финансирование программы до 2023 года будет увеличено на 1,9 млрд рублей;
  • ещё в середине 2015 года были переселены все подлежащие сносу дома;
  • в 2013-2015 годах на программу было затрачено 9,2 млрд рублей, что позволило расселить 250 тысяч кв.м;
  • на начало 2017 года в ветхом фонде Московской области состояло 2255 домов;
  • с 2017 по 2023 годы расселены больше 16 тысяч человек.

С 1 января продолжится программа по переселению из аварийного жилья

Новый федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», который является частью нацпроекта «Жилье и городская среда», начнет работать уже с 1 января 2019 года. Как будет финансироваться программа? Кому стоит готовиться к новоселью уже в следующем году?

На эти и другие вопросы на «горячей линии» в «Российской газете» ответил председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин.

Сергей Вадимович, расскажите об инструментах, которые планируется использовать при реализации новой программы.

Сергей Степашин: Прежде всего хотелось бы всех успокоить — с 1 января следующего года программа по переселению из аварийного жилья будет продолжена в привычном формате — «метр в метр».

Новые механизмы пока обсуждаются, они будут предлагаться регионам на втором этапе действия программы.

Это может быть и социальная ипотека, и создание в муниципалитетах собственного жилищного маневренного фонда, чтобы они могли им распоряжаться в случае чрезвычайной надобности, в том числе и для переселенцев из сносимого жилья.

Москва. 27 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Минстрой определил основные механизмы расселения аварийного жилья, которые заработают с 1 июля 2019 года, заявил в среду директор департамента ЖКХ Минстроя РФ Михаил Гилев.

Он отметил, что речь, в частности, идет об определении выкупной стоимости аварийного жилья, дополнительных субсидиях для собственников аварийного жилфонда при приобретении нового, а также о правилах использования земельного участка после расселения.

«Мы обобщили опыт регионов, которые вырабатывали механизмы, позволяющие расселять большее количество квадратных метров аварийного жилья за меньшие деньги. Что мы хотим сделать в основных направлениях. Во-первых, это становление особенностей определения выкупной стоимости. Сейчас это происходит таким образом, что многие территории делают оценку жилья, которое переселяют, определяя ее стоимостью железобетона. По сути, мы вынуждены приравнивать оценку старого жилья и нового. Мы предлагаем сделать более прозрачную систему, добавив право субъекта РФ предусматривать гарантии собственникам жилых помещений и субсидий по выкупу жилья», — сказал М.Гилев в ходе выступления на Всероссийском семинаре «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилфонда».

Он отметил, что министерство предлагает «добивать» разницу стоимости квадратного метра жилья через механизм субсидирования.

«Мы хотим этот механизм прописать в Жилищном кодексе, для того, чтобы обезопасить регионы, чтобы была честная оценка и, соответственно, разница стоимости квадратного метра добивалась через субсидирование», — подчеркнул М.Гилев.

По его словам, новые механизмы расселения аварийного жилья также подразумевают установление целевого назначения использования земельных участков после расселения аварийного жилья.

«Мы предлагаем прикрыть серые схемы, когда мы выводим в аварийное жилье жилой дом, чтобы высвободить земельный участок. Таким образом, мы хотим ограничить использование участков, то есть определить их целевое назначение для создания общественного пространства, для государственных или муниципальных нужд, по сути, это будут объекты соцкультбыта. То есть мы хотим исключить коммерческую застройку. В случае использования участка не по целевому назначению будет изъятие денег Фонда ЖКХ за счет регионального бюджета», — добавил глава департамента.

Он подчеркнул, что новые механизмы расселения будут законодательно закреплены 1 июля и программа заработает в полную силу.

«1 июля мы должны заключить все соглашения с Фондом, начать выделение денег и начать работать. К этому же времени мы должны утвердить новые инструменты расселения в советующих федеральных законах и в постановлении правительства, чтобы мы могли использовать не только действующие механизмы, но и то, что уже наработано к настоящему моменту», — заключил М.Гилев.

Ранее глава Минстроя Владимир Якушев сообщил, что с 20 июля регионам будут предложены дополнительные опции, которые позволят увеличить объём расселяемого аварийного жилья.

«Будет ряд дополнительных опций, которые получат субъекты РФ. Им будут даны полномочия дополнительно включать определённые моменты, чтобы появилась возможность увеличивать объём сносимого аварийного фонда. Есть такие примеры, как социальная ипотека для тех, кто переселяются. Также есть желание субъектов получить возможность создавать специализированный жилищный фонд, куда граждане переселяются на временной основе», — сказал В.Якушев.

На расширенном заседании Госсовета в Казани президент Владимир Путин заявлял, что перед страной стоит задача расселять аварийное жилье в больших объемах, чем оно образуется, то есть свыше 2 млн кв.м в год.

«И на такой уровень мы обязаны выйти не позднее 2023 года. Только так мы сможем не просто «латать», а реально обновлять жилой фонд страны», — сказал он.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» за 2019-2024 годы в РФ планируется переселить 0,53 млн граждан, проживающих в аварийном жилье площадью 9,55 млн кв.м, признанном таковым после 1 января 2012 года. С учетом специфики строительного цикла, в 2025 году (за счет финансирования строительства в 2023-2024 годах) будет переселено еще 133 тыс. человек из 2,4 млн кв.м аварийного фонда. Таким образом, всего должно быть расселены 664 тыс. человек, проживающие в аварийных домах площадью 12 млн кв.м.

С 2008 года по программе расселения аварийного жилья из домов площадью 15,9 млн кв.м было переселено около 1 млн граждан.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

Читайте также:  Не вызвали на судебное заседание – нарушили права: Верховный суд

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

PRO новостройку (Москва)

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Порядок переселения жильцов из аварийного и ветхого жилья в 2020 году

Многих собственников квартир возмутили введенные изменения, но они являются следствием того, что появилось много мошеннических схем, на основании которых люди приобретают аварийную недвижимость, потом получают новое жилье, которое далее продается ими по более высокой стоимости, поэтому плата за новую жилплощадь представлена мерами борьбы с незаконными действиями.

  • каждый регион самостоятельно разрабатывает индивидуальную программу, на основании которой осуществляется переселение людей из ветхих и аварийных строений;
  • рассчитаны программы на 3 года;
  • реконструкция будет осуществляться в 2020 году только под контролем ЖКХ;
  • назначаются дома, из которых надо переселять людей, только после проведения оценки специальными комиссиями;
  • ранее владельцы квартир получали новое жилье бесплатно, после чего оно оформлялось им в собственность, но теперь они должны вносить плату за новую жилплощадь, но при этом могут выбрать район, где им будет выделена жилплощадь;
  • для нанимателей жилья условия остаются прежними, поэтому они получают новое помещение, равное по квадратуре старому;
  • новые квартиры должны соответствовать многочисленным требованиям, поэтому они обязаны быть комфортными и надежными, а также должны присутствовать многочисленные необходимые коммуникации;
  • запрещается законодательством уменьшать квадратуру выдаваемой недвижимости, но при этом размер ее может быть увеличен, если заранее граждане смогут встать на учет в качестве нуждающихся в получении нового жилья на основании нормы на человека;
  • если граждан не устраивают условия, предлагаемые муниципальными властями, то они могут обратиться в суд, но обычно такие дела являются проигрышными;
  • если отказываются люди переселяться из аварийного дома, то муниципалитет сам обращается в суд, по решению которого выселение происходит принудительно.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Цель обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда поставлена перед органами власти всех уровней ещё в 2008 году. Однако, поскольку на сегодняшний день она так и осталась недостигнутой, достижение ее продлено Указом Президента РФ от 07.05.2017 № 204.

В настоящее время достижение указанной цели запланировано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», который включает в себя, в том числе федеральный проект по расселению аварийного жилья «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Предполагается, что на основе успешного опыта реализации аналогичных программ 2013-2017 годов будут уточнены параметры признания жилого дома аварийным, сформированы постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда, в том числе за счёт предоставления регионам расширенного набора инструментов, таких как: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

PRO новостройку (Москва)

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Новый закон о расселении аварийного жилья

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

Читайте также:  Как оформить завещание на дом и земельный участок?

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Программа ветхое жилье

Бесплатная консультация адвоката по жилищным вопросам Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Выселение без предоставления другого жилого помещения возможно лишь согласно основаниям, указанным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Каждому человеку законом гарантировано право на жилище и достойные условия жизни.

Расселение жилья, признанного аварийным или ветхим, и предоставление выселенным гражданам пригодных для проживания жилых помещений – одна из первоочередных задач и обязанностей государства.

Вопрос ветхого жилья регулярно рассматривается законодателем, принимаются новые нормативные акты, вносятся корректировки в существующие законы о ветхом и аварийном жилье. На территории Российской Федерации действуют государственные программы, призванные улучшить жилищные условия людей, относящихся к различным социальным группам.

Программы реализуются на федеральном и региональном уровнях, каждый субъект России обязан реализовывать жилищные программы для поддержки населения в рамках общегосударственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан.

Бесплатная консультация адвоката по жилищным вопросам Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

3 способа получить бесплатную помощь опытных адвокатов

В 2010 году был принят закон о расселении ветхого жилья, закрепляющий порядок выселения из зданий жилого фонда, непригодных для проживания, и условия предоставления новых жилых помещений.

Разработаны федеральные программы, регулирующие вопросы жилищной сферы.

Регионы также участвуют в государственной политике, и разрабатывают местные программы, решающие вопрос расселения из ветхого и аварийного жилья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *