Понятие и виды налоговых проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды налоговых проверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цель налогового контроля

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Как отмечалось ранее, основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится с целью проверки соблюдения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки в соответствии со ст. 87 НК РФ бывают двух видов: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен в ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа его уполномоченными должностными лицами на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, предоставленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Продолжительность проведения камеральной налоговой проверки не превышает трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком в налоговый орган.

Если в процессе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа (налоговый инспектор) выявило ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в предоставленных документах, либо несоответствия сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется требование о необходимости предоставить в пятидневный срок пояснения и (или) внести исправления в налоговую декларацию (расчет).

Пояснения к налоговой декларации представляются налогоплательщиком в письменном виде лично, почтовым отправлением или с применением телекоммуникационных каналов связи с использованием электронной подписи. Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;
  • заявлены льготы;
  • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Основные аспекты ее осуществления отражены в ст. 89 НК РФ.

Основанием проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны быть отражены следующие данные (п. 2 ст. 89 НК РФ):

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки в отношении одного или нескольких налогов.

Налоговые органы не имеют права:

  • проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение составляют случаи, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов;
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика.

Последний пункт ограничений прав налоговых органов в отношении проведения выездных налоговых проверок имеет следующие исключения:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью ��алогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  • предоставление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее предоставленной налоговой декларацией (расчетом).

Срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, но в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Исчисление срока проведения выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке.

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа может быть приостановлено проведение выездной налоговой проверки:

  • для истребования у проверяемого лица необходимых для проверки документов;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Налоговые органы могут проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика, независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если в процессе осуществления повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда доказан факт сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа, результатом которого явилось невыявление факта налогового правонарушения.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика (его представителя) от получения справки о проведенной проверке, она направляется ему заказным письмом по почте.

Сравнительная характеристика форм налоговых проверок приведена в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительная характеристика форм налоговых проверок
Признак, характеристика Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Назначение проверки Проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов
Цели проверки Оперативное реагирование на допущенные нарушения. Смягчение для налогоплательщиков последствий такого нарушения Выявление нарушений, не обнаруженных в ходе камеральной проверки. Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщиков, стремлением уклониться от уплаты налогов
Сроки проведения проверки Три месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) До двух месяцев, в исключительных случаях до шести месяцев
Период проверки НК РФ период проверки не регламентирует Не более трех лет предшествующих году проведения проверки
Глубина проверки Текущий документальный контроль Углубленный контроль
Методы проверки Изучение предоставленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) и других документов. Сопоставление и анализ данных документов, предоставляемых налогоплательщиком Углубленное изучение документов (регистров) налогового и бухгалтерского учета. Возможность применения дополнительных видов налогового контроля (осмотр, выемка, экспертиза и т. д.)
Возможность устранения ошибок и неточностей в период проведения проверки До момента составления акта проверки налогоплательщик может устранить выявленные нарушения До оформления акта проверки устранить выявленные ошибки (нарушения) невозможно
Сроки предоставления документов или пояснений при выявлении ошибок и противоречий Пять рабочих дней со дня требования о предоставлении документов 10 рабочих дней со дня требования о предоставлении документов
Оформление акта проверки Оформляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах Оформляется всегда вне зависимости от результата проверки
Сроки оформления акта проверки 10 рабочих дней после окончания проверки Два месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке
Ответственность налогоплательщика (налогового агента) по результатам проверки Отсутствие оснований для квалификации нарушения как умышленного Смягчающие ответственность обстоятельства Возможность квалификации действий налогоплательщика как умышленного нарушения законодательства о налогах и сборах. Привлечение к ответственности, в том числе уголовной
Читайте также:  Как оформить ветерана труда в 2022 без наград, но со стажем

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д[12]. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие контрольные функции[13]:

-осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

-ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

-проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

-направление налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора и другие функции.

При осуществлении налогового контроля могут быть также выявлены факты, свидетельствующие о совершении должностными лицами организации, индивидуальным предпринимателем и иных действий, бездействия, за совершение которых УК РФ установлена ответственность, поэтому функцией органов налогового контроля в данном случае будет являться подготовка в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При рассмотрении обязанностей налоговых органов нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на налоговые органы функций осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Согласно положениям ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны[14]:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остается фактом – в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по налогам и сборам, исправно и полном объеме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60% налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов. Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика[15].

Следующими, по значимости, причинами ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Налоговый кодекс, как основополагающий законодательный источник, содержит очень много «проколов» и «трудных мест» для однозначного толкования. Многие выражения сами по себе содержат спорные моменты. Так, например, спорный момент возникает при определении срока, за который может быть проведена налоговая проверка.

В силу ст. 87 налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой проверкой год ее проведения, у налогоплательщиков и налоговых органов разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает из проверки текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в какой-то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности налогоплательщика, в котором проводится проверка.

Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.

Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

Сфера малого бизнеса относится к числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера[16].

Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок[17].

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Формы налогового контроля

Формы налогового контроля включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и мониторинг.

  1. Налоговые проверки – основная и наиболее эффективная форма налогового контроля, подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся в налоговой инспекции, выездные – у налогоплательщика.
  2. Получение объяснений представляется собой форму налогового контроля, в рамках которой уполномоченный орган вызывает налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. В рамках данной формы налогового контроля объяснения и пояснения даются в устной или письменной форме и протоколируются.
  3. Проверка данных учета и отчетности производится на основании требования налоговой инспекции, направленном налогоплательщику. При реализации данной формы налогового контроля налогоплательщик должен предоставить налоговикам перечисленные в требовании необходимые документы в течение 10 дней. В рамках данной формы налогового контроля может быть назначена инвентаризация, если проводится выездная проверка.
  4. Осмотр помещений и территорий это форма налогового контроля, в рамках которой инспектор в ходе проводимой выездной проверки осматривает помещения проверяемой организации в присутствии понятых, также производится фото- и видеосъемка. Данная форма налогового контроля регулируется ст. 92 НК РФ.
  5. Налоговый мониторинг является относительно новой формой контроля, которая введения с 1.01.2015. Налоговые органы в рамках данной формы контроля контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в онлайн-режиме. Налоговый мониторинг согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ может осуществляться посредством предоставления налоговым контролерам либо необходимых документов (информации) в электронной форме, либо доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).
Читайте также:  Какие пособия и выплаты от государства положены на третьего ребенка

Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  2. Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.

На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.

Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:

  1. деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  2. уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  3. деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
  2. досрочного прекращения мониторинга;
  3. невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:

– выездные,

– камеральные,

– встречные,

– дополнительные,

– повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

Процесс осуществления налогового контроля

В процессе осуществления контроля налогового характера по окончании отчетного периода налоговой направленности определяется состояние финансовой дисциплины, происходит обнаружение налоговых обнаружений и в конце концов закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной, и муниципальной деятельности в сфере финансов.

Замечание 3

Последующий налоговый контроль отличается своим углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за конкретный промежуток времени, а также позволяет определить степень эффективности проведенных ранее текущего и предварительного контроля.

Контроль налогового характера выступает в роли определенной разновидности финансовой деятельности и при это разновидностью управленческой деятельности государства в налоговом направлении, именно поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

  • органов налогового характера;
  • органов таможенной направленности;
  • органов внутренних дел.

Также стоит отметить, что в зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Камеральные налоговые проверки

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена; соответственно, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки. Вместе с тем ст.115 НК РФ содержит ссылку на акт как камеральной, так и налоговой проверки. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.

Метод последующего налогового финансового контроля инспекцией преобладает над проведением других его видов в РФ.

Но оптимальной считается ситуация, когда все формы налогового контроля не только взаимосвязаны друг с другом, но и проводятся примерно в одинаковое время, выполняют одинаковые функции.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов в бюджет со сборами, становятся объектом для осуществления контроля.

Выделяются следующие формы налогового контроля для решения задачи:

  • Ревизия.
  • Метод анализа.
  • Обследование.
  • Проверка.
  • Наблюдение налоговыми органами.

Возможно осуществление камеральных или выездных проверок органами для решения задачи.

Субъекты налогового контроля

Федеральный налоговый орган и его подразделения на местах осуществляют работу по надзору и контролируют соблюдение НК, своевременность уплаты налогов и сборов, правильность их исчисления и законностью использования льготных режимов. ФНС относится к исполнительной ветви власти уполномоченной осуществлять регистрацию налогоплательщиков в качестве ИП или юридических лиц, фермерских хозяйств. Ее функцией также является контроль за взысканием налогов с физических лиц и имущества, представление интересов государства в суде в делах о взысканиях налогов и штрафов, а также в делах о банкротстве.

Находится ФНС в подчинении Министерству финансов России, и реализовывает свои полномочия через региональные и территориальные подразделения, в чьи обязанности входит проведение таких мероприятий:

  • обеспечивают налоговые сборы и поступления в бюджеты РФ;
  • производит возврат излишне взысканных налогов;
  • ведут учет налогоплательщиков, контролируют правильность начисления платежей гражданами и организациями, следит за своевременным поступлением платежей в соответствующий бюджет;
  • проводят проверку налогоплательщиков;
  • контролируют своевременность подачи плательщиками деклараций, балансов и бухгалтерских отчетов, связанных с уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно подают органам Федерального казначейства и финансовым органам и сведения о суммах поступивших налогов и других бюджетных платежей.

Виды налогового контроля

Систематизируются виды налогового контроля с применением различных критериев. Так в зависимости от объема проверяемой информации проверки могут быт:

  • Комплексными – включают в себя изучение и анализ данных по всем видам налогов и сборов, которые должен вносить налогоплательщик.
  • Тематическими – как видно из определения, такие проверки могут охватывать определенный вид налога или налогового вычета.
Читайте также:  Что такое очерёдность платежей. Объясняем простыми словами

По характеру проведения надзорных мероприятий, контроль можно разделить на плановый и внеплановый. Плановый контроль осуществляется согласно установленному графику, а внеплановый при возникновении такой необходимости.

Согласно месту проведения надзора он делится на выездной и камеральный:

  • Камеральный надзор проводится инспекторами непосредственно на рабочем месте по месту расположения налогового подразделения.
  • Выездной надзор подразумевает выезд инспекторов по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика и подразумевает использования более широкого спектра методов и приемов проверки.

Помимо вышеперечисленных видов, налоговый контроль можно разделить на обязательный и необязательный.

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами. Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи. Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:

  • Постановка на учет налогоплательщика.
  • Получение налоговых деклараций и отчетности.
  • Камеральная проверка.
  • Исчисление налогов и сборов.
  • Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.
  • Осуществление документальной проверки.
  • Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:

  • Постановка налогоплательщика на учет.
  • Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.
  • Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.
  • Проведение плановых и внеплановых мероприятий.
  • Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *