Внутренний финансовый контроль в бюджетной сфере: теория и практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний финансовый контроль в бюджетной сфере: теория и практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

  • распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

  • принятие локальных актов по ВФК;

  • разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

  • доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

  • положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

  • положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

  • приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

  • посвященный ВФК раздел учетной политики.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Вид проверки

Комплексная проверка

Проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период.

Выборочная проверка

Проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка.

Тематическая (целевая) проверка

Проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу).

Положение о внутреннем контроле в учреждении

В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле. Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.

Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.

Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:

1. Общие положения:

  • цели и задачи внутреннего контроля;
  • принципы внутреннего контроля.

2. Организация системы внутреннего контроля.

3. Субъекты внутреннего контроля.

4. Функции и права службы внутреннего контроля.

5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.

6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

7. Заключительные положения.

Фрагмент Положения о внутреннем контроле

1. Общие положения

1.1. Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.

1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.

1.3. Внутренний контроль направлен на:

  • соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
  • повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Читайте также:  Льготы и гарантии семьям, воспитывающим детей-инвалидов

1.4. Основные цели внутреннего контроля:

  • подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
  • соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

  • установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:

  • принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
  • принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
  • принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.

1.7. Внутренний контроль осуществляют:

  • сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.

2. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • соблюдение требований законодательства;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.

2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.

2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.

Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.

Основные методы предварительного контроля:

  • проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (реше��ий), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.

2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.

Методы текущего внутреннего контроля:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.

2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.

Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.

Методы последующего внутреннего контроля:

  • внезапная проверка кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты плановой проверки:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.

Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:

  • тему проверки;
  • вид и форму проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля.

2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:

  • характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
  • методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.

2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • служба внутреннего контроля;
  • руководители подразделений, отделов и работники учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

Представление системы контроля (мониторинга) исполнения бюджета

Система внутреннего контроля (или контроля) за исполнением бюджета — это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, направленных на анализ и оценку эффективности управления ресурсами, затратами и обязательствами предприятия в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными нормативами и недопущение чрезмерных расходов). Это понимается как:

  • текущие управленческие решения на различных уровнях организационной иерархии, основанные на критерии отбора наилучших альтернатив в рамках установленных бюджетных средств. Эта работа проводится на протяжении всего бюджетного периода структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);
  • Получение от центров ответственности (объектов планирования) соответствующих управленческих услуг (субъектов планирования), таких как ПМУ, ДФУ, КСС, ОТИЗ, Планово-аналитическое управление, соответствующей информации об исполнении бюджетных ассигнований;
  • Анализ текущей информации об исполнении бюджета службами управления и подготовка рекомендаций руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке операционной деятельности различных центров ответственности.

Проверки с помощью «1С-Финконтроль 8»

Реализовано две группы проверок.

Во-первых, проверка, которая проводится не зависимо от программного продукта, в котором учреждение ведет учет – проверка доступна всем госучреждениям.

Во-вторых, расширенная проверка, использующая данные информационной базы, в которой ведет учет государственная организация. Эта группа проверок доступна для учреждений, ведущих учет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0 и 2.0.

В рамках проверки первой группы проводится проверка соответствия кассовых и начисленных расходов. Указанный вид проверки основывается на анализе данных форм бюджетной отчетности и журналов операций и определяет возможное нецелевое использование бюджетных средств.

В программе «1С-Финконтроль 8» проверка осуществляется как для казенных учреждений и органов государственной власти – в разрезе КБК и КОСГУ; так и для бюджетных и автономных учреждений – в разрезе КОСГУ и для кодов финансового обеспечения 4, 5 и 6.

Оперативное выявление несоответствия кассовых расходов фактическим позволит своевременно провести уточнение и предотвратить нарушение.

Должностные лица госучреждений несут административную ответственность, предусмотренную статьей 15.14 КоАП РФ, т.е. могут быть оштрафованы за нецелевое использование бюджетных средств в на сумму от 20 000 до 50 000 руб.

К ответственности привлекаются как бухгалтер, так и руководитель учреждения.

Как проходит финаудит

В ходе аудиторского контроля должностные лица изучают законность хозяйственных операций и достоверность бюджетной отчетности. Они могут:

  • получать информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • задействовать независимых экспертов.

На 2021 год внутренний финансовый аудит чаще всего проводит комиссия, состоящая из глав структурных подразделений учреждения, выполняющих бюджетные процедуры. У такого подхода есть недостатки.

При проведении ВФА стараются максимально устранить условия, угрожающие беспристрастности аудитора. Проверяющий:

  • не должен быть связан с бухгалтерией;
  • не должен вступать в конфликт интересов;
  • иметь родство с субъектами контроля.

Приемлемый уровень зарплаты

Следует иметь в виду, что должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый аудит, должно обладать значительными знаниями в вопросах, связанных с функционированием соответствующего ГАБС. И особенно углубленными эти знания должны быть в бюджетно-финансовой сфере. Для осуществления качественного контроля необходимо разбираться в его предмете не хуже тех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверять. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень квалификации соответствующего сотрудника и, следовательно, соответствующий квалификации уровень оплаты труда. В Волгоградской области в структурах ГАБС разрешено создавать секторы внутреннего финансового аудита, состоящие из одного штатного сотрудника, что позволяет обес­печить приемлемый уровень оплаты труда для аудиторов.

Понятие «внутренний контроль»

Прежде чем что-либо организовывать, надо определиться с понятиями и с тем, что мы хотим получить в итоге. В данном случае понятие «внутренний контроль» для Закона о бухгалтерском учете является новым, его не было в предыдущем Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но это не означает, что данное понятие совершенно новое для субъектов хозяйственной деятельности. Приведем нормы действующих законодательных актов, в которых присутствуют аналогичные понятия:

  • ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»: для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества;
  • ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме. Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием его участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора).

Таким образом, в ООО и АО должны быть ревизионные комиссии (ревизоры) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Однако это требование далеко не всегда выполняется на практике.

И наконец, в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дано понятие внутреннего контроля — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или другим имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В данном случае дано определение понятия внутреннего контроля с учетом вполне конкретных целей и задач.

Что же понимается под внутренним контролем для целей применения Федерального закона N 402-ФЗ? Этот Закон не дает определения понятия «внутренний контроль», а также не устанавливает каких-либо требований или условий для его организации.

Зачем нужен внутренний контроль ведения бухучета

Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

Мы застраховали риск допущения ошибок нашими специалистами. Если, например, они допустят ошибку, 1С-WiseAdvice компенсирует связанные с ней штрафы и доначисления. Размер страховой выплаты, предусмотренной полисом страхования профессиональной ответственности, ежегодно индексируется и на сегодняшний день составляет 70 млн рублей. Важное преимущество: полис включает в себя расширенный перечень страховых случаев, от которых не страхуют другие консалтинговые компании.

Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.

Кто может стать ревизором

Упомянутая Информация от Минфина содержит перечень лиц, которые могут осуществлять внутренний финансовый контроль в бухгалтерии. Список возможных кандидатур носит рекомендательный характер.

Итак, внутренними аудиторами могут стать:

  • руководитель или группа топ-менеджеров, принимающих управленческие решения;
  • главный бухгалтер;
  • другой специалист или юридическое лицо, которым доверили ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита), если такая есть;
  • специальные должностные лица или подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • ревизионная комиссия (ревизор) компании (когда проверка проводится в АО).

Последними в рекомендательном списке значатся «другой персонал и подразделения» организации.

Однако, предоставляя свободу в выборе внутреннего аудитора, авторы документа посвящают отдельный пункт оценке риска злоупотреблений сотрудниками своими полномочиями в ходе проверки работы бухгалтерии. Коммерческий подкуп в процессе внутреннего контроля имеет место быть, предупреждает Минфин, поэтому задача собственника – предупредить подобные явления.

Минфин не зря так методично наставляет бизнесменов и демонстративно предлагает им проявить свою добросовестность, в том числе по отношению к выплате налогов. Данный пункт дополнительно предупреждает, что, если вместо вашего внутреннего аудитора ревизией займутся налоговики, пощады не жди.

Система внутреннего контроля в организации

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?

В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *