Критики о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»(10 класс)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критики о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»(10 класс)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца. Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову. Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями. Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).

Критика о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

(Из рецензии «Преступление и наказание». Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского) Д. И. Писарев

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы.

Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа — драма Раскольникова, Сони и Дуни — стремятся, в сущности, к одной цели — показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла.

В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла. (Из статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы») И. Ф. Анненский

Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, — места им больше в сердце не находится.

За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу — старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он — тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он — один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже ивверг, только не себялюбец, — главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, любовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении.

Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то его — в сущности, рукой подать. В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым. Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь. (Из статьи «Достоевский в художественной идеологии») Н. А. Бердяев

Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он — гениальный диалектик, величайший русский метафизик.

Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшегося от божественных первооснов.

У Достоевского же до конца сохраняется человек. В человекобоге погибает человек, и в Богочеловеке сохраняется человек. Только христианство спасает идею человека, навеки сохраняя образ человека. Бытие человека предполагает бытие Бога. Убийство Бога есть убийство человека.

У Достоевского есть и Бог и человек. Бог у него никогда не поглощает человека, человек не исчезает в Боге, человек остается до конца и остается на веки веков. В этом Достоевский был христианином в глубочайшем смысле этого слова. (Из статьи «Миросозерцание Достоевского») М. М. Бахтин

Произведения Достоевского прежде всего поражают необычайным разнообразием типов и разновидностей слова, причем эти типы и разновидности даны в своем наиболее резком выражении. Явно преобладает разнонаправленное дву-голосое слово, притом внутренне диалогизированное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог.

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

  • Рецензия на произведение Гроза Островского
    Известная пьеса Александра Островского «Гроза» покорила не одно сердце читателя, начиная с 1859 года. Автор показывает провинциальный городок, как часто его еще характеризуют
  • Причины преступления Раскольникова
    Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
  • Сочинение на тему Свобода
    Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда

Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.

Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.

В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы. Таковы его нравственные уроки:

Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести … Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления…

Путь героя заканчивается тем, что он переосмыслил свои взгляды и переустановил жизненные приоритеты. Теперь он нашел себя в христианском смирении и любви к ближним. Таков вывод из прочитанного: помочь людям можно только добром, а не насилием.

Мораль, которую мы должны вынести из этого произведения – это то, что над собой нужно постоянно работать, создавать из себя личность со своими вечными ценностями, моральными убеждениями и гуманным мировоззрением. А способность к раскаянию – это высшая добродетель.

Читайте также:  Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю

На проблемы своего времени заботившие людей той эпохи, указывает Достоевский Ф.М. в своем произведении «Преступление и наказание». Уникальность этого произведения скрывается в том, что в нем человек стремится отыскать решение актуальных общественных вопросов. Федор Михайлович заставляет читателя самого задуматься над поставленными вопросами, не давая на них ответы.

События романа разворачиваются в Петербурге. Петербург – как задумал Достоевский является пособником происшедшей трагедии злодеяния. Автор описывает его грязным, нищим, развратным, душным городом с тесными улицами, толкающими на преступление.

Ключевым персонажем произведения является Родион Романович Раскольников. Его описание Достоевский начинает с начальных глав произведения. Он несчастный, малоимущий молодой человек, житель города Петербурга. Родион Романович учился в университете, из которого был отчислен. Он плачевно существует в своей маленькой комнатке, с несвежим воздухом. Постоянное отсутствие средств на существование не давало ему возможности оплатить учебу и комнату. Раскольников всегда ходил в потрепанной старой одежонке с присущим ему плохим настроением.

Родион осознает, что жизнь, которой он живет, далека от нормальных норм. Он пытается придумать, как подняться самому, без чьей либо помощи со дна нищеты. Раскольников приходит к выводу, что законным путем он не сможет этого добиться.

Совершив убийство, герой романа был жестоко наказан, за нарушение закона. Он хорошо осознавал, что мысль о преступлении жуткая и гадкая, но она его никак не могла покинуть. Перед убийством Раскольников много думал над затеянным, вследствие чего в его голове рождались вопросы, на которые ему нужно было ответить. К примеру, ему нужно было знать, в чем легкость розыска и поимки преступников. Происходило это потому, что у преступников случалось помутнение рассудка в самый неподходящий момент. Раскольников был убежден, что с ним этого не произойдет. Он долго не мог решиться, но окружающая обстановка, его условия жизни ускорили его решение.

Придумав схему преступления, герой его совершает, но к его сожалению все идет не по его плану. Обреченными становятся не только отвратительная старуха, дававшая деньги под проценты, но и ее сестра. В смятении и оторопности Раскольников схватывает у заемщицы небольшое количество украшений. Этим он поставил на себе тавро душегуба, отнял себя от окружавших его людей.

Содеянное не приносит в жизнь Раскольникова спокойствия и умиротворения. Он начинает всего бояться, изолирует себя от общества, избегает людей, пока не сознается в совершенном преступлении. Без чувств сожаления и раскаяния Родион уезжает на каторгу.

Федор Михайлович Достоевский в своем произведении хотел изобразить страдания душегуба, его внутренние муки вслед за содеянным. Он хорошо показал к чему привело рождение жуткой мысли в голове человека. Сущность произведения заключается в цене человеческой жизни.

Идея доброты и сострадания красной нитью проходит через все произведение. Автор повествует о безысходности, которую могут чувствовать люди в результате появления в их жизни бытовых проблем, о нищете и душевных мытарствах.

Даже Раскольников, хоть и является отрицательным героем, но представлен человеком думающим, сочувствующим. Мало того, у него есть свои представления о добре и справедливости – правда, некоторые размышления героя на самом деле, оказываются «путем в никуда», некими ошибочными суждениями.

Впрочем, и саму его доктрину, которую он так лелеял, можно назвать тотальной ошибкой. Преступление он совершает именно от безнадежности – но забывает о том, что на крови невозможно построить счастья. Мало того, человек не вправе лишать кого-то жизни. Даже если перед ним отъявленный подлец.

В конце концов, Родион сожалеет об этом убийстве, испытывает угрызения совести – но, увы, вспять время вернуть невозможно. Преступление уже совершено и поздно что-либо исправлять.

К слову, слеп не только главный герой, но и все описанное общество. Оно деградирует и терпит разложение. Мармеладов игнорирует семью и пропивает последние деньги. Чтобы помочь семье Соня решает продавать свое тело. Тем не менее, даже она не забывает, что такое любовь, сострадание и вспоминает о Боге. Мало того, она даже пытается наставить на путь истинный Раскольникова и отбывает вместе с ним на каторгу.

В обществе правят скупость, жадность, безжалостность. Можно сказать, что и Родион, и Соня являются его жертвами, ведь то, на что они пошли, сделано от безысходности, с целью спасения.

Достоевский искренне любит людей и желает изменить сложившуюся ситуацию. Именно поэтому, на примере героев он показывает, до чего порой доводят все существующие пороки, и возможно, хочет предостеречь от тех ошибок, которые были допущены тем же Родионом.

Важно не поддаваться ощущению опустошенности, которое внушает мир. Ведь оступиться так просто, а вот отвечать за свои поступки приходится всегда. Даже если умозаключения приводят к логичному выводу о том, что многое было совершено по ошибке. Увы, реальность далеко не всегда дает второй шанс на их исправление.

Что же касается сострадания – это высшая добродетель, которая свойственна даже тем, кто пребывает на дне жизни, либо же не раз испытывал на себя тяжелые удары судьбы. Ведь важно оставаться человеком в любой ситуации.

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Основная идея произведения

Другие образы в романе «Преступление и наказание» позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят». Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа «Преступление и наказание». Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе «Преступление и наказание» есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения. Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.

Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Элисте и Калмыкии в 2022 году

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.

Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.

Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.

А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.

Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.

Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.

Проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Произведение «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это важный образец русской культуры. Автор затронул вопросы, которые являются жизненными. Читатель погружается в интересный и запутанный Мир переживаний, сомнений, душевных исканий. Персонажи романа мучительно борются с несправедливостью, которая царит вокруг. Но главный враг любого героя — он сам.

В романе мы видим, как персонажи падают духом. Однако они находят в себе силы, чтобы возродиться и идти дальше. Жизненные вопросы, которые поднял в своём произведении Ф.М. Достоевский, заставляют задуматься каждого читателя. Роман наполнен внутренними конфликтами и их удивительными раскрытиями. Мы понимаем, человеческое сознание безразмерно. Масштабы проблем, которые «засели» внутри героев, поражают своими параметрами. Это не просто история о преступлении. Автор чётко и точно описал идеи, которые являлись главным стимулом персонажей.

Ф.М. Достоевский рассказывает о человеке, который «заблудился» в жизни. Его душа была покрыта мраком, в ней царил хаос. Однако персонаж смог исцелиться. Герою предстояло пройти тернистый путь, состоящий из тревог, сомнений, внутренних терзаний. Он самостоятельно пришёл к раскаянию. Ему удалось вновь обрести себя. Читателю предстояло вместе с персонажам выстоять все проблемы и испытания. Автор на протяжении всего романа «Преступление и наказание» задаёт нравственные вопросы. Кажется, они очень просты. Но ответ найти на них не так-то легко. Перед читателем лежит противоречивый и трудный путь, преодолев который, каждый откроет для себя что-то новое.

Автор рассматривает умных, благородных, достойных людей. Ф.М. Достоевского возмущает то, что именно такие личности «прозябают» свою жизнь в нищете. Они много трудятся, однако редко получают одобрение за свои поступки. Честные и доверчивые люди часто становятся объектом насмешек со стороны жестоких, алчных и подлых персонажей. Именно глупые, бездарные, ничтожные люди занимают высокое положен е в обществе и «купаются» в богатстве и роскоши. Автора глубоко задевает безрадостное детство детей, которые живут в бедности и нищете. Почему у них такая участь? В чем они провинились? Они не живут, а страдают и мучаются от различных болезней и постоянного чувства голода. Такой порядок вещей не устраивал Ф.М. Достоевского. В своём произведении автор размышляет о том, какое оправдание можно найти такому существованию.

Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, чтобы на наглядном примере показать, какие этапы проходит человек при становлении личности. В чем состоит предназначение каждого из нас? Разделение, представленное в произведении, вызывает много споров. «Право имеющих» или тех, кто с лёгкостью может переступить моральные рамки и им за это ничего не будет. Другая категория людей, рассматриваемая автором, не может изменять устои, заложенные в обществе ни при каких условиях. Их называют «твари дрожащие». Им запрещено все. У них не должно быть своего мнения, права голоса, ничего. Проблематику романа Ф.М. Достоевский попытался раскрыть с помощью своего главного героя — Родиона Раскольникова. Персонажу пришлось пройти сложный и неоднозначный жизненный путь.

Родион Раскольников — своеобразный бунтарь. Он не может и не хочет влачить жалкое существование. Персонаж не стремится записывать себя в категорию «тварей дрожащих». Ведь такие люди не способны что-либо изменить в мире, даже если их что-то не устраивает. Родион всеми силами хочет показать, что он — «наполеон», которому можно все. Герой самостоятельно решил, что ему дозволено все. Он безжалостно презирает законы, которые его не устраивают. Персонаж даже подумал, что у него есть право диктовать свои условия и изменять моральные рамки. Однако это путь в никуда. На деле все оказалось очень сложно, чем было в его мыслях.

Герой совершил преступление. Последовавшее за ним наказание описано Ф.М. Достоевским подробно и жизненно. Автор опирается на духовные, нравственные, моральные особенности существования, поднимает проблемы, которые волнуют каждого человека.

Трагичное и искреннее произведение «Преступление и наказание» поражает своей правдивостью. Внутренние терзания персонажа находят отклик в сердцах читателя. Ему нельзя не сопереживать. Душевные противоречия, нравственные колебания «разрывают» Родиона Раскольникова изнутри. Великий мастер слова с помощью своих приемов «погрузил» читателя во внутренний мир персонажа. Мы тонко ощущаемся самое главное, что глубоко заложено в душе у героя.

«Станьте солнцем — и вас увидят». Именно эта фраза стала ключевой в романе. Все начинается в самого человека. Чтобы возвыситься над несправедливостью, чтобы добиться желаемых результатов в жизни, нужно иметь доброе сердце. С помощью человечности, великодушия, внутренней чистоты мы обретём счастье и радость. Только так мы поймем истинный смысл нашего существования. Только так мы узнаем, в чем же заключается наше предназначение. Подводя итог, стоит отметить, что нужно жить настоящей жизнью, а не пребывать в постоянных исканиях.

Читайте также:  Штраф за отсутствие номеров на автомобиле в 2023 году

Проблематика произведения

Нравственные законы и ограничения, которые они накладывают на свободного человека, стали темой мучительных размышлений Родиона Раскольникова, желавшего проверить силу собственного духа. Главный герой романа ведет ничем не примечательную жизнь, но считает, что отличается от простых людей, которые не способны ни на большие свершения, ни на громкие дела. И останавливает их не что иное, как пресловутая нравственность, навязанная законом, являющаяся пережитком прошлого, преградой к достижению целей.

Список других проблем «Преступления и наказания», про которые необходимо упомянуть в анализе романа Достоевского:

Центральная проблема личности и общества раскрывается в образе Раскольникова, который в начале романа противопоставлен целому миру.

Главная идея произведения вложена автором в уста Порфирия Петровича, который советует стать Раскольникову солнцем, чтобы его наконец заметили. Согласно Достоевскому, возвыситься, осознав себя честным человеком, можно только через добрые и действительно полезные поступки. Эти же мысли высказывает и Соня Мармеладова, полюбившая заблудившегося в своих отравленных размышлениях Раскольникова и отправившаяся вслед за ним на каторгу, чтобы обратить его в веру и придать смысл его жизни.

Несмотря на то, что в глазах общества Соня Мармеладова, вынужденная продавать свою честь, чтобы прокормить семью, также является преступницей, ее прегрешение не идет ни в какое сравнение с моральным падением Раскольникова. Родион отрицает ценность жизни ради тщетной попытки самоутверждения, Соня же преступает через себя ради других, становясь настоящей библейской мученицей.

Важно, что Евангелие, которое Соня берет с собой на каторгу к Родиону, ранее принадлежало Елизавете. Эта святая книга проводит незримую духовную связь между безвинно убитой женщиной и человеком, лишившим ее жизни. Чтение главы о Лазаре и Иисусе является своеобразным смысловым центром произведения. Притча, повествующая о воскрешении жителя Вифании, указывает на возможность нравственного возрождения Родиона, который начал «оживать» после своей духовной смерти.

Сочинение на тему «Преступление и наказание»

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.

Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.

Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».

Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.

Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.

В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.

Один из важнейших вопросов, поставленных Ф.Достоевским в романе «Преступление и наказание», — о том, можно ли строить жизнь по теории, разработанной на основании анализа исторического пути общества? На этом пути явно выделяются лидеры, наполеоны, повелители – с одной стороны; толпа, исполнители, «тварь дрожащая» — с другой.

Стать сильной личностью, тем, кто «право имеет», — вот что движет главным героем Родионом Раскольниковым. При этом Лужин и Свидригайлов нужны в романе как его двойники прежде всего для того, чтобы исключить, как единственную, связь между бедностью героя и его преступлением.

Ведь богатый помещик Свидригайлов и преуспевающий адвокат Лужин тоже хотят «право иметь» и полностью воплощают теорию Раскольникова, хотя они и без того благополучны и никто их прав не попирает. На самом деле целью является власть, ради обладания которой совершались преступления во все времена. На неё-то замахнулся и Раскольников, её вожделеют и Лужин, и Свидригайлов.

Роль Лужина Раскольников оценил раньше всего, увидев себя в нём, как в увеличительном зеркале. У каждого из них выбрана «оправданная» жертва: у Раскольникова — бесполезная старуха, которая и так умрёт; у Лужина — бесправная Соня, которая, по его мнению, рано или поздно украдёт и как средство мести вполне годится.

Теория Раскольникова вдруг повернулась к нему неожиданной стороной: кто-то так же, как он старуху-процентщицу, может использовать близких ему людей. Если для него обычный человек — «тварь дрожащая», то для Лужина — это разменная монета. Манипулировать людьми, делать на них ставки и создавать капитал, равняющий его с избранными и дающий власть, — вот главная цель всех его устремлений. В эту схему восхождения к вершинам жизненного успеха уже записана Дуня, сестра главного героя.

Раскольнику представилась возможность увидеть, как примеряют роль жертвы на очень дорогого ему человека (а это ещё больней и непереносимей), — и отказаться от попытки всяких теорий о сверхчеловеках. Но сравнение себя с Лужиным лишь отрезвило героя, но не поколебало его взглядов. Слишком мелок и карикатурен Лужин.

Раскольникову не избежать саморазоблачения. Но только в столкновении с действительно сильной и неординарной личностью герою откроется бездна его казуистики, и он в страхе отшатнётся.

Аркадий Иванович Свидригайлов, который случайно подслушал разговор Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, остановившись в той же гостинице, что и Соня, и узнавший о преступлении героя, уверяет: «Мы одного поля ягоды.» Раскольникова влечёт к этому человеку большая тайна и загадка, которые он носит в себе. Более противоречивой, неоднозначной фигуры в романе нет.

В прошлом героя кроются какие-то страшные, тёмные нераскрытые преступления: надругательство над девочкой, покончившей с собой; погибший от истязаний лакей Филипп; невыясненные обстоятельства отравления и смерти жены Марфы Петровны. Какова его истинная роль в романе: кто кого отражает?

Свидригайлов, по сути, полностью реализовал в своей жизни теорию Раскольникова: он преступил нравственный закон «не убий», и не один раз, избежал наказания и продолжает спокойно жить. Раскольников же переступить смог, но спокойствие утратил. «Я не старуху убил — я себя убил,»- говорит он Соне. Правда, он выразился фигурально, а Свидригайлов убил себя на самом деле; в какой-то момент вынес себе приговор, взял пистолет и привёл приговор в исполнение. Знаменательно, что, узнав об этом, Раскольников решает идти с повинной в полицию.

Раскаянье и возвращение к людям — вот тот путь, который выбирает он и который подсказан таким страшным, но вполне логичным поступком Свидригайлова, так и не ставшего Наполеоном.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *