Как мусульмане разводятся с женой по исламу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как мусульмане разводятся с женой по исламу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Ответы на вопросы о разводе по инициативе жены

Восемь месяцев назад у меня был никях. Я была очень счастлива, что по воле Аллаха выхожу замуж за любимого человека. Мы встречались пару лет до никяха, но близости не было. После никяха мы живем как брат с сестрой. Сначала я думала, что это какое-то смущение между нами, но потом поняла, что ему все равно. Когда мы в гостях, то он сама нежность со мной, но дома все иначе. Я пыталась поговорить с ним об этой проблеме, на что в ответ слышала одни грубости.

Первые пару месяцев он давал мне какие-то деньги на семейные расходы, но потом все это прекратилось. Я спросила о причине, он ответил: «Я знаю, что у тебя есть деньги, вот и давай, не жалей!» С этого момента семью кормить начала я, потому что не хотела ругаться. Когда я узнала, что он опустошил все свои кредитные карточки (а там были немаленькие суммы), я ушла жить к себе (у меня есть собственная квартира), точнее он меня со всеми вещами привез сюда. Когда я звонила ему, он не снимал трубку. Поняла, что у него еще кто-то есть.

Он говорит, что любит меня и не переживет развода, но ничего не делает для примирения. Я очень страдаю и переживаю! Переживают и мои родители. Я хочу с ним развестись, потому что это не семья. Я просила его, чтобы он дал мне развод, но он ответил, что я его устраиваю на все 100%: «Ты красивая, умная, обеспеченная, хозяйственная, заботишься обо мне, любишь меня! Я не дурак, чтобы давать тебе развод!» До сих пор мы живем раздельно. Что мне нужно делать, чтобы развод был правильным по канонам Ислама?

Если вы восемь месяцев совместной жизни жили не как муж с женой, а как брат с сестрой, к тому же он не обеспечивал вас материально, то вы имеете полное право требовать развода. Либо подаете заявление в загс о разводе, если у вас есть официальная регистрация брака, либо вы, а возможно и ваши родители, настойчиво и многократно просите его дать вам развод. Если он даст хотя бы один развод, скажет, что разводится с вами, этого будет достаточно. Станьте решительны и смелы. С таким «мужчиной» вы в любом случае жить не сможете.

Два года я жила с мужем, но в последнее время у нас с ним не складывалось. Он очень мягкий, добрый, он хороший сын, брат, друг, но как муж он мне не подходит. Для меня мужчина должен быть главой семьи, должен решать, нести ответственность, но он этого не делал. В семье его мама и сестра относились к нему как к маленькому ребенку, не считались с его мнением, ругали его при мне. Видя все это, я не могла уважать его как мужчину. Я одевала его, носила в дом все необходимое. Сейчас я просто-напросто устала, что сама все решаю за него и за себя. Я подала на развод. Я не жалею об этом, хотя это не есть хорошо, у нас растет сын. Но я не могла жить с таким, как он, еще и с такой семьей, как у него. Они настолько мелочные и жадные, хотя хорошо зарабатывают! Я хочу видеть рядом с собой сильного мужчину, которого я бы уважала, боялась и ценила, который будет заботиться обо мне. Все советуют, чтобы я снова сошлась с мужем, так как у нас сын. Но я сильно разочаровалась в нем. Почему я должна жертвовать собой?!

Если вы не можете с ним жить и таково ваше решение после долгих размышлений и глубокого анализа видимых перспектив, тогда, конечно же, вы можете развестись и имеете на это право. В то же время неким промежуточным этапом до развода может явиться ваше раздельное проживание, когда вы останетесь наедине с собой и с сыном и спокойно проанализируете происходящее.

Я женился на девушке, которая была старше меня на четыре года, и в наших отношениях частенько возникали мелкие ссоры из-за возраста, но после каждого конфликта мы мирились. Последнее время ссоры доходили до серьезных столкновений, когда мы друг друга сильно оскорбляли. В один из таких случаев после многократных просьб не оскорблять меня я не сдержался и, схватив ее за кисти, посадил на диван, она стала сопротивляться и пинаться. Пытаясь успокоить ее, я схватил ее еще раз и на этот раз положил на диван. И таких случаев было более трех или четырех за два месяца. Потом мы опять мирились. Спустя некоторое время, она попросила меня отпустить ее домой (мы не были в ссоре). Она хотела работать (на тот момент мы жили за рубежом, пока я учился). Я очень сильно расстроился по этому поводу, но она не хотела меня понимать. Потом вмешалась ее мать и настояла, чтобы я поддержал ее решение, в итоге мне пришлось согласиться и отпустить ее. Через месяц после того как жена вернулась домой, она нашла работу и подала на развод, сообщив мне об этом по телефону. Я был в шоке, так как о разводе до этого не было и речи. Я отпустил ее домой лишь для того, чтобы сохранить семью. Несмотря на мои просьбы, она со мной развелась. Я узнал об этом только по приезде домой через три месяца (до этого она со мной не разговаривала). На вопрос, почему она так поступила, ответила, мол, из-за того, что я бил и грубо обращался с ней. Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.

Пожалуйста, скажите, насколько мои доводы верны и что мне делать в этой ситуации? Алан, 24 года.

Вам следует отпустить ее и навсегда забыть о ней. Вам не хватает уверенности в себе и самоуважения. В ваши 24 года пережитая непростая ситуация будет хорошим подспорьем тому, чтобы вы крепли психологически и стали более последовательным и целеустремленным.

Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.

От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.

Я вышла замуж за мусульманина. Первые пять лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только раз или два в год. Допустим ли развод со стороны супруги?

Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.

Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?

Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей — в числе главных составляющих мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.

После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступку. И что теперь делать?

Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите выдержку и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.

Читайте также:  ВС объяснил, как поменять фамилию и имя детям

В крайнем случае, если ситуация зайдет в тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Возможные причины развода

Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:

  • Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
  • Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
  • Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
  • Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
  • Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
  • Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.

Развод по мусульманским обычаям

Веселая песенка гайдаевской троицы из «Кавказской пленницы», калым и многоженство – сложившиеся атрибуты для среднестатистического россиянина неисламской культуры, дополненные с недавних пор сомнительной информацией из уст египетских и турецких гидов. Восполнить некоторые пробелы в тонкостях брачной жизни исламских сограждан мы и попробуем на примере некоторых историй, по-своему весьма характерных и определяющих. На первый взгляд подобное положение вещей может показаться весьма жестоким и несовременным, однако сговор родителей – не аксиома, а, скорее, дань старой традиции, которая вовсе не требует обязательного исполнения.

— Родители могут объявить очень дорогой выкуп, если не хотят этого брака – поясняет Гуля, — но чаще всего идут навстречу молодым, и делают его посильным.

За мою маму давали, к примеру, телевизор и годовой запас сена для коровы. — С ним всегда можно договориться – лукаво поясняет Гульнара — как с гаишником. Но все эти брачные пасторали не всегда предполагают создание долговечной ячейки общества.

И в тот момент, когда супругам не остается ничего, кроме развода, отчетливо проявляется лояльность и полное отсутствие формализма Ислама в вопросах брака. Однако, как и в большинстве, подобных случаев, простота процедуры со стороны религиозной, всецело компенсируется сложностью народных традиций. Наталья, вопреки ожиданиям и мрачным прогнозам подруг стала вполне полноправным членом уважаемого семейства, а единственным поводом для разногласий остался привитый ей прежней жизнью дух материализма.

Однако, и с книгой Пророка она познакомилась очень скоро.

Именно тогда, когда подувядший за время совместной жизни красавец-брюнет вознамерился завезти вторую супругу. Нельзя сказать, чтобы Наталья не была готова к такому повороту событий.

За годы, прожитые в чужой стране, она смирилась с обычаем полигамной семьи, но реальная перспектива делить мужа с другой женщиной стала причиной глубокой депрессии. -Я не могла готовить, не могла разговаривать – я все время осознавала, что меня использовали, как вещь, что я больше никому не нужна.

На счастье Натальи, супруг предпочел сохранить отношения. Не согласись он на это – условия были бы теми же, что и в татарской деревне в России – махр, как средство к существованию и дети – как безраздельная собственность мужа.

Перспектива не самая радужная для людей европейской культуры, но закономерная в русле исламской традиции.

Порядок развода в мусульманском обществе

Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти. При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания. Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.

Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех. Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены. Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.

Подходящее время для развода (талак)

Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.

Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, разъясняя причины, когда женщина может просить развод, сказал : «Если женщине ненавистен нрав мужа: его суровость, вспыльчивость, горячность, быстрый гнев, порицание за малейшее дело и упрёк за малейший недостаток, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Читайте также:  Инструкция: какой чек принять к авансовому отчету

Во-вторых. Если ей неприятен его внешний вид: у него есть какой-либо недостаток, или уродливость, или изъян в органах чувств, то она может просить развод (аль-хулуг) .

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

Читайте также:  Можно Ли Построить Дом На 3 Сотках Земли По Закону

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Что говорится о разводе в исламе?

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.

Виды развода в исламе

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *