Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скачать образец ходатайства о снижении суммы штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
Правовые основания для снижения размера административного штрафа
Основания для снижения здесь следующие (в совокупности):
- Существование исключительных обстоятельств, связанных со спецификой совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и/или финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юрлица или гражданина (п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае если рассматривается вопрос о снижении штрафа в отношении физлица, учитываются также его личностные особенности (п. 3.2 названной статьи).
- Минимальный размер штрафа составляет:
- 100 тыс. руб. — для юрлиц;
- 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
- 10 тыс. руб. — для граждан (см. упомянутые выше нормы).
Судебная практика по снижению штрафов
Как свидетельствует практика, компаниям удается снизить налоговые штрафы во много раз. Правда, зачастую обстоятельства, послужившие для снижения размера штрафов, рассматриваются в судах.
Судьи учитывают, что правонарушение имело место первый раз, какой-либо недоимки и пени не начислено, страхователь не имел умысла на совершение нарушения законодательства (Решение АС г. Москвы от 14.11.2016 г. №А40-197613/2016).
В другом споре штраф был снижен со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.
При аналогичных обстоятельствах суд снизил размер штрафа в 73 раза (Решение АС Нижегородской области от 10.01.2017 г. №А43-30751/2016) и в 100 раз (Решение АС Свердловской области от 12.09.2016 г. №А60-33366/2016).
Социальная направленность деятельности налогоплательщика (строительство социальных объектов) позволила компании снизить штраф в 4 раза (Решение АС Чувашской Республики от 23.04.2018 г. №А79-9434/2017).
Отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов, самостоятельное, хотя и с нарушением срока представление налоговых расчетов, формальный характер состава правонарушения, незначительность периода просрочки исполнения обязательства по представлению отчетности также могут снизить штраф за просрочку сдачи отчета до его минимального значения – 1 000 рублей (Постановления АС Центрального округа от 25.10.2016 г. №А84-985/2016, Восточно-Сибирского округа от 19.10.2016 г. №А78-1326/2016, решение АС Красноярского края от 18.07.2016 г. №А33-9554/2016).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Административный штраф ниже минимального предела
Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Порядок снижение штрафов
Подать ходатайство или заявление о снижении, либо замене штрафа, нужно до вынесения постановления по существу. В отдельных случаях допускается сделать это после того, как наказание назначено с вынесением постановления.
Заменить штраф на иной вид санкций можно только в следующем случае:
- если штраф вынесен в отношении ИП, предприятия или работника по итогам контрольных или надзорных проверок уполномоченных органов;
- если указанные категории нарушителей отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса;
- если указанные виновные лица впервые совершили административный проступок;
- если в перечень основных санкций не входило предупреждение.
По отдельным видам противоправных действий, прямо зафиксированным в ст. 4.1.1 КоАП РФ такая замена не допускается.
Чтобы добиться назначения штрафа в минимальном размере (в пределах санкции КоАП РФ), в ходатайстве и доказательствах можно ссылаться на следующие факты:
- смягчающие факторы – раскаяние в совершенном проступке, добровольное прекращение нарушения, оказание содействия в расследовании, предотвращение вредных и негативных последствий, состояние аффекта, иные обстоятельства (примерный перечень таких факторов указан в ст. 4.2 КоАП РФ);
- наличие не только вины, но и влияние случайных обстоятельств (например, если на нарушение ПДД повлияли и форс-мажорные обстоятельства);
- наличие вины иных лиц в совершенном проступке (например, обоюдная вина в аварии на дороге).
Суд, либо иной орган, рассматривающий дело, не может выйти за пределы низшего наказания по статье, которая вменяется за нарушение закона. Однако если в перечне видов наказания есть предупреждение, можно выбрать его в качестве альтернативы штрафу.
Еще одним вариантом защиты прав является доказывание исключительных факторов по ст. 4.1 КоАП РФ. В этом случае можно выйти даже за пределы минимального размера карательной санкции. Например, если в норме КоАП РФ был указан минимальный размер штрафа в 2000 руб., по исключительным факторам можно снизить его еще ниже. Хотя в ст. 4.1 КоАП РФ не приведен перечень таких факторов, их можно проследить из судебной практики:
- если это следует из характера правонарушения (например, если виновник пытался предотвратить более серьезные последствия и сознательно нарушал закон);
- если личность виновника позволяет уменьшить штраф без каких-либо последствий для общественных интересов (например, если виновным является пенсионер, награжденный множеством орденов и медалей за безупречный труд);
- если это позволяет имущественное положение виновника (например, если до вынесения постановления у виновного лица было уничтожено все имущество в результате стихийного бедствия).
Как составить ходатайство о снижении административного штрафа в 2019 году? Советы юриста
По общему правилу ходатайство о снижении административного штрафа составляется в произвольной форме. В тексте этого документа рекомендуем указать:
- Сведения об адресате ходатайства;
- Фамилию, имя и отчество заявителя;
- Почтовый адрес и номер телефона заявителя;
- Сведения о совершенном административном правонарушении;
- Основания снижения размера административного штрафа;
- Просьбу о снижении размера административного штрафа;
- Дату составления ходатайства;
- Список документов, прилагаемых к ходатайству (можно использовать любые документы, способные подтвердить слова заявителя).
Инспектор ГИТ хочет оштрафовать компанию. Пять причин уменьшить наказание
В компании завершилась проверка. Инспектор труда рассматривает вопрос о возбуждении административного дела, в результате которого работодателю грозит огромный штраф. Что предпринять и как снизить санкции? Варианты есть. Рассмотрим, каким образом можно избежать негативных последствий и сэкономить бюджет компании.
Итак, компания получила акт проверки и предписание. Проанализируйте эти документы и оцените: какие из выявленных инспектором труда правонарушений могут послужить основанием для административной ответственности.
Нельзя привлечь к ответственности за нарушения, по которым истек срок давности. Если инспектор ГИТ включит такое нарушение в протокол, сообщите ему об этом.
Работодатель вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ). Данными правами можно воспользоваться, когда по итогам проверки инспектор труда составляет протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
Инспектор обязательно выясняет обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. 26.1 КоАП РФ). С помощью ходатайства работодатель может сам показать инспектору труда, что имеет смягчающие обстоятельства (схема ниже).
Инспектор уменьшит ответственность, когда виновный (ст. 4.
Кто назначает штраф и определяет его сумму
Многие статьи кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают в виде наказания – штраф. Размер штрафа в большинстве случаев четко не определен и закон дает право назначить наказание от определенной минимальной суммы до другой максимальной суммы.
Окончательное решение принимает либо уполномоченное лицо (инспектор ДПС, инспектор ОВМ МВД, налоговый инспектор и т.д.), либо суд, а кто именно зависит от статьи кодекса и местной практики. Например, при привлечении юридического лица по ст. 18.15 КоАП РФ практика разница даже внутри одного города – в СВАО г. Москвы все дела инспектора рассматривают сами, а в ЮАО г. Москвы 90% дел направляется в суд для принятия окончательного решения, а вот МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) вообще никогда не направляет дела в суд и назначает все штрафы самостоятельно.
При назначении административного наказания в виде штрафа, КоАП РФ предписывает назначать его с учетом конкретных обстоятельств дела, общественной опасности, финансового положения привлекаемого лица и т.д. Однако практика такова, что при отсутствии отягчающих обстоятельств всем и всегда просто назначают минимальную сумму штрафа, предусмотренную статьей кодекса.
Исключение составляют суды. Только в судах можно добиться снижения штрафа ниже минимального, предусмотренного статьей размера. Писать мотивированные ходатайства, просить снизить штраф на досудебной стадии не имеет никакого смысла на 99%. Оставьте силы для суда, там вполне можно снизить штраф на 50%, а в исключительных случаях даже отделаться предупреждением.
Снижение административного штрафа для физического лица на 50%
Уменьшение суммы административного штрафа для физических лиц происходит практически таким же образом, как и для юридических лиц, обоснование в законе абсолютно одинаковое. Разница лишь в статьях кодекса и ограничениях. Само снижение штрафа для физического лица предусмотрено п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а ограничение на это снижение до размера не менее половины санкции статьи — пунктом 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Применить пункт 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ для физического лица можно только если:
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 10 000 рублей для физического лица
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 50 000 рублей для должностного лица
Порядок назначения административного штрафа
Штраф за административное правонарушение назначается в порядке КоАП РФ.
Установлено, что штраф назначается в установленных пределах. Это значит, что суд или должностное лицо не могут назначить штраф больше или меньше установленной соответствующей статьей санкции. Кроме того, размер штрафа назначается с обязательным учетом характера нарушения, личности виновного и его материального положения. Учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств позволяет суду назначить размер штрафа ниже установленного законом, но не менее половины минимального штрафа.
Все вышеуказанное с некоторыми уточнениями относится как к гражданам, так и к организациям.
Штраф назначается путем вынесения постановления. В ряде случаев достаточно протокола.
Списание административных штрафов через обжалование
Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы на штраф выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.
Для обжалования штрафа необходимо:
Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.
Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.
Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.
Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:
- Оставление без изменений.
- Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
- Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение
Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
Читать дальше: В случае оставления искового заявления без рассмотрения
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
тяжелое финансовое положение;
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
На каких основаниях может быть снижен штраф
При составлении ходатайства следует четко указать те обстоятельства, которые могут стать причиной смягчения санкций. Среди них:
- Смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ):
- раскаяние виновного;
- добровольное прекращение правонарушения;
- добровольное сообщение о своем деликте;
- содействие при разбирательстве дела;
- предотвращение виновным вредных последствий;
- добровольное возмещение ущерба;
- совершение проступка в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или матерью малолетнего ребенка.
- Имущественное положение физического лица (ч. 2, 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
- Финансовое положение предприятия (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, если уплата штрафа лишит компанию возможности выплатить зарплату сотрудникам.
- Исключительные обстоятельства, связанные с характером правонарушения и его последствиями (ч. 2.2, 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, при малозначительном ущербе или первом совершении нарушения штраф иногда можно заменить предупреждением.
- Другие обстоятельства, указанные в КоАП РФ (например, в ч. 3 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ).
По усмотрению судьи, должностного лица или органа в качестве смягчающих могут быть признаны также обстоятельства, которые не оговорены ни в кодексе, ни в других правовых актах (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
Снизить размер административного штрафа стало реально
Административный штраф может быть наложен на подрядчика, застройщика и технического заказчика за самые разные нарушения. Причем размер ответственности за нарушения в сфере строительства весьма существенный и до недавнего времени суды не часто снижали назначенные контролерами суммы. Дело в том, что существовало мнение о неправомерности снижения суммы штрафа, если она соответствует низшему пределу, предусмотренному соответствующей частью конкретной статьи КоАП РФ. К тому же не все арбитры принимают во внимание ссылки организаций на малозначительность допущенных нарушений. В связи с появлением Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П возросли шансы нарушителей добиться в судебном порядке снижения размера своих потерь на уплату штрафа. Подробности – в статье.
Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления налоговых обязательств в бюджет РФ, представление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее широко распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налоговой базы при расчете обязательств;
- непредставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но не многие знают, что сумму, указанную в требовании об уплате штрафа, можно уменьшить в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа.
Насколько штраф может быть снижен
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ , если есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, наказание должно быть уменьшено не менее чем в 2 раза по сравнению с первоначальным размером.
Одновременно с этим, в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано, что в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения санкции. Суд по результатам оценки обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза и даже сделать его ниже минимального размера (см. письма Минфина России от 16.05.2012 № 03-02-08/47, от 30.01.2012 № 03-02-08/7).
Однако ни ИФНС, ни суд не могут снизить размер санкций до нуля, так как данное действие будет считаться освобождением от ответственности за совершенное правонарушение.
При наличии смягчающих фактов может быть снижена только сумма примененных штрафных санкций, сумма налогов и пени по этим основаниям уменьшена быть не может.
Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа, скачать который можно в конце статьи, основан на обстоятельствах, приведенных в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.