Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такие налогоплательщики и какие у них права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.
Комментарий к ст. 23 НК РФ
Комментируемая статья содержит положения, направленные на закрепление обязанностей налогоплательщиков.
Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) прямо закреплены в статье 23 НК РФ. Данная статья предусматривает возможность установления иных обязанностей налогоплательщиков — они должны прямо следовать из других норм НК РФ.
Налогоплательщики, в частности, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, обязаны своевременно представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11.12.2012 N А64-1340/2012).
Все предусмотренные НК РФ обязанности налогоплательщиков являются частью закрепленной статьей 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
В связи с этим следует учитывать, что, если конкретная обязанность налогоплательщика прямо не указана в НК РФ, такая обязанность отсутствует.
Например, НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Аналогичная позиция указана в письме Минфина России от 22.08.2012 N 03-02-07/1-202.
В письме Минфина России от 18.06.2010 N 03-01-10/2-48 указано, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.
Следует отметить, что в статье 23 НК РФ не указаны обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность к контрагентам.
Однако согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Аналогичная правовая позиция содержится, в частности, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, от 15.11.2005 N 5734/05, от 13.12.2005 N 10048/05, от 11.11.2008 N 9299/08, от 25.05.2010 N 15658/09.
Должная осмотрительность налогоплательщика должна проявляться в наличии у него документов, полученных от контрагента.
Данная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 01.10.2007 N 11319/07, где поименованы следующие документы, необходимые для принятия мер осторожности и предусмотрительности: учредительных документов; свидетельств о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации; уставов; паспортных данных руководителей и другие документы.
Налогоплательщик должен систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволило бы ему своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Наличие таких признаков, как отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика услуг и руководства компании-покупателя при обсуждении условий аренды и подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента; других признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является ведущаяся на свой риск деятельность, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Таким образом, налогоплательщик, должным образом не воспользовавшийся правом на проверку контрагента по сделке, должен осознавать риски, вызванные своим бездействием.
Кроме того, вступая в правоотношения с контрагентами, приняв документы, содержащие недостоверную информацию и ненадлежащим образом оформленные, заявитель действовал без должной осмотрительности и осторожности и принял на себя риск возможных негативных последствий.
В этой связи неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки и, во всяком случае, не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством необоснованных выплат.
В случае недобросовестности контрагентов налогоплательщик несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных и достоверных первичных бухгалтерских документов.
Такие рассуждения приведены в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А41-12533/13.
В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:
- федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
- региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
- местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).
Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:
- прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
- косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.
Плательщики-физлица, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 23 ч. 1 НК РФ, должны сообщать в налоговый орган о наличии у них недвижимости/транспортных средств, признаваемых по законодательству в качестве объектов обложения. Информирование осуществляется по месту проживания или расположения имущества при не получении соответствующих уведомлений и, соответственно, неуплаты сборов по нему за время владения. Данное сообщение вместе с копиями правоустанавливающих документов на недвижимость или бумагами, подтверждающих регистрацию ТС, направляется однократно до 31 декабря периода, идущего за прошедший отчетный год. Информирование налогового органа не осуществляется, если лицо:
- Получало уведомления об уплате.
- Пользовалось налоговой льготой.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:
- юридические лица;
- физические лица (граждане);
- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
- физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)
Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.
Понятие обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Права и обязанности налогоплательщиков закреплены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). В соответствии со статьей субъекты налогообложения оплачивают законно установленные налоги и сборы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие).
В статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, которые устанавливает налоговое законодательство (Кодекс).
Налогоплательщики – субъекты налогового учета, которые, как указывает Кодекс, подлежат постановке на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций, подразделений, места жительства физического лица, а также по нахождению собственности: недвижимого и движимого имущества (объекты налогообложения) физических и юридических лиц.
Обязанностью налогоплательщика являются обязанности физических лиц, организаций, индивидуального предпринимателя установленные конституционно, по уплате налогов и сборов, в полном объеме и своевременно, в пользу государства.
Законодательство предполагает, что исполнение обязанностей налогоплательщиков (предпринимателя, организации либо физического лица) – это порядок правильного правового поведения лиц, оплачивающих налоги и сборы. В такую обязанность входит и ведение налогового учета.
Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?
П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.
Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.
Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.
В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
П. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.
Исполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)
Налогоплательщик должен исполнять порядок по уплате в сроки, которые установило законодательство. Исполнение обязательств должно сопровождаться контролем за наличием документов, полученных от контрагентов (для предпринимателя, организации).
Так, например, уплата НДС в бюджет должна быть произведена строго по периодам – раз в месяц или квартал, в зависимости от категории плательщика НДС. Ставки, установленные Кодексом, также должны соблюдаться.
Налогоплательщики должны самостоятельно и систематически производить оценку рисков своей деятельности и своевременно оценить налоговые проблемы и уточнять возникающие обязательства по уплате налогов и сборов.
Если налогоплательщик не указывает личные контакты руководства, документально не подтверждает полномочия руководителя организаций-контрагентов, не прилагает копии документов, удостоверяющих личность и фактическое местонахождение, то служба налоговых органов квалифицируют его как проблемного (сомнительного), и у плательщика возникают проблемы с открытием счетов в банке.
Налоговые обязанности индивидуального предпринимателя должны подтверждаться документальными сведениями.
Поскольку деятельность предпринимателя – это рискованная деятельность, и для уменьшения величины налогов путем получения льгот, вычетов, налогоплательщик не должен бездействовать.
Таким образом, любой плательщик налогов и сборов должен осуществлять исполнение своих обязанностей, и осознавать риски, вызываемые бездействием. Кроме того, не проверив должные документы и информацию, все неблагоприятные последствия лягут на плечи индивидуального предпринимателя.
Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?
Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.
Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
3) использовать налоговые льготы
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов
12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):
1) уплачивать законно установленные налоги
2) встать на учет в налоговых органах
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
4) представлять налоговые декларации
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций
6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.
Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.
Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия «сборщик налогов и сборов», функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.
Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.
Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.
Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.
Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.
Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.
Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.
На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.
В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.
Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.
Права и обязанности налогоплательщиков
С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.
Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки.
За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную ответственность, а в отдельных случаях несут уголовную ответственность.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.
Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. К организациям относятся:
§ российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
§ иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
НК РФ определяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Взаимозависимость лиц устанавливается в определенных случаях:
а) если одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20 %;
б) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
в) если лица состоят в отношениях брака, родства, свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
г) в других случаях по решению суда, когда налоговым органом представлены доказательства подконтрольности лиц.
Права налогоплательщиков можно условно разделить на три группы.
Первую группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов:
а) право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
б) право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Вторая группа прав обеспечивает учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов:
а) право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
б) право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
в) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. За несвоевременный возврат средств из бюджета организация получит проценты за задержку. Сумма процентов (П) определяется по формуле:
П = СН * С/ 365 * ПП,
где СН – сумма средств к возврату из бюджета;
С – действующая ставка рефинансирования;
ПП – период просрочки в днях.
Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля:
а) право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
б) право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
в) право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
г) право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
д) право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков;
е) право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
ж) право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
з) право требовать соблюдения налоговой тайны;
и) право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Помимо основной обязанности налогоплательщика – уплачивать установленные законом налоги – существуют и иные. В частности, налогоплательщики обязаны:
а) стать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
в) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
д) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
е) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность сообщать в соответствующий налоговый орган:
а) об открытии или закрытии счетов;
б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;
г) о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
д) об изменении своего местонахождения.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщиков – физических лиц признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений.
Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Предприятия (учреждения, организации) выполняют функции налоговых агентов при исчислении, удержании и перечислении НДФЛ по отношению к физическим лицам, налога на доходы — к иностранным юридическим лицам и т.д.
Налоговые агенты обязаны:
а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
б) сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных НК, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.
Также обязанностью налоговиков является:
- Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
- Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.
Статья 20. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.