Как рассчитать авансовые платежи по транспортному налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать авансовые платежи по транспортному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Главные значения формулы

Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.

Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.

Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:

  • базы налогообложения
  • возраста техники
  • категории ТС
  • экологического класса

Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.

Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:

  1. Указать регион.
  2. В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
  3. Нажать «Подробнее».
  4. Перейти во вкладку «Ставки».
  5. Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
  6. Кликнуть кнопку «Показать».

Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.

Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц

Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.

Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.

При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
  • 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
  • 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.

В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:

Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где

  • Сн – сумма налога к уплате;
  • Нс – налоговая ставка;
  • Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
  • Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
  • Кп – повышающий коэффициент;
  • Нл – размер налоговых льгот;
  • Ап – сумма авансовых платежей.

Региональные платежные особенности

Дополнительные сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц появляются внутри каждого отчетного года, если региональные власти своими НПА предусмотрели обязательные авансовые платежи по этому налогу.

Читайте также:  Малышева рассказала, как выжить в авиакатастрофе

Далеко не все регионы настаивают на уплате ежеквартальных авансов по транспортному налогу, но в любом случае игнорирование этого требования чревато материальными потерями в виде пеней за несвоевременное поступление обязательных налоговых сумм в бюджет.

Пример

Специалист по бухучету Потапов Р. М. последние три года ведет налоговый и бухгалтерский учет в ООО «Бригантина» (Свердловская область). С января 2022 года он добавил к своим обязанностям удаленный учет в ООО «Фортуна» (Московская область). Обе компании используют транспорт в своей деятельности.

Исполняя обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год, Потапов Р. М. в феврале оформил платежные поручения от имени каждой из компаний. Затем с головой погрузился в годовую отчетность.

По поводу авансовых платежей он не беспокоился ─ в Свердловской области региональное законодательство платить авансы по транспорту не требует (п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ).

Что касается авансов по транспорту ООО «Фортуна», осуществлявшей деятельность в Московской области, то этот вопрос он из виду упустил, вовремя не заглянув в закон МО от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ. Эта невнимательность обернулась для ООО «Фортуна» дополнительными издержками ─ компании пришлось заплатить пени за несвоевременную уплату «транспортных» авансов, т. к. обязанность по их уплате предусмотрена в. п. 1 ст. 2 указанного закона.

Отметим, что в законах субъектов РФ может быть прописано только требование об уплате «транспортных» авансов, но устанавливать свои сроки их перечисления региональные власти не вправе.

Транспортный налог для юридических лиц

В 2021 году в нормативную базу налогового кодекса были внесены поправки, информирующие всех владельцев ТС о том, что организации освобождаются от обязанности подавать декларации за прошлый год, включая 2020 год. Однако за предприятием-налогоплательщиком всё также закрепляется процедура самостоятельного расчёта транспортного налога. НК гласит, что «налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчётного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учётом повышающего коэффициента».

Транспортный налог для юридических лиц в 2021 году распространяется на все автотранспортные средства, зарегистрированные организацией. Она в свою очередь и является прямым плательщиком транспортных налогов.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:  Замена счетчика воды: зачем менять водяной счетчик, порядок действий

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

  • в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

  • в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Возможные проблемы и нюансы

Аванс обычно не вызывает проблем у автовладельцев. Однако затруднения могут возникнуть, если в течение отчетного периода, за который налог вносят заранее, был приобретен другой транспорт. Получается, что за последующие месяцы уплачено меньше, чем положено, так как в связи с покупкой авто у собственника возникли новые обязательства по фискальным платежам.

Может возникнуть и обратный случай, когда собственник, имеющий несколько машин, продает часть из них. Однако налог за транспорт уже уплачен. При таких обстоятельствах закон допускает учет излишне внесенных средств при уплате налога в следующем году. Такой порядок называют зачетом сумм уплаченного налога. Деньги, внесенные в большем колчисетве, можно и вернуть. Чтобы воспользоваться одним из этих способов, нужно написать заявление в ФНС. Однако если у налогоплательщика задолженность по обязательным платежам, возврат средств ему недоступен: работники налоговой вправе произвести только зачет. При этом часть излишней оплаты направят на покрытие долга.

Читайте также:  Как оформить гараж в собственность

Пример № 1.

Вводная: Организация по финансовым причинам продала часть автомобилей, которые находились у нее в собственности. Однако руководство планирует купить аналогичный транспорт, когда дела фирмы пойдут лучше. Сложность в том, что налог за проданные авто уже уплачен.

Решение ситуации: Представитель юрлица может написать в ФНС заявление о том, чтобы лишние деньги были учтены в следующем году. Возврат разницы в этом случае неразумен, так как фирма хочет расширить автопарк, поэтому в скором времени размер ее обязательств перед государством станет прежним.

Пример № 2.

Вводная: Юридическое лицо платило аванс ежемесячно. В связи с увеличением оборота и повышением прибыли в середине года руководство приняло решение оплатить аванс за все оставшиеся месяцы.

Решение ситуации: Организация совершает авансовый платеж за весь год и не вносит средства до его конца. В следующем году налог начисляется исходя из имеющегося в собственности компании транспорта.

Авансовый платеж по транспортному налогу – удобное средство его уплаты, позволяющее сделать ее не в конце года, следующего за отчетным, а прямо в течение налогового периода.

Подойдет такой способ исполнения фискальных обязанностей организациям. Для физических лиц он менее актуален. Однако нужно помнить о трудностях, которые возникают, когда аванс уже внесен, а размер налоговой базы изменился.

Расчет авансовых платежей по транспортному налогу при возникновении/прекращении владения

Если транспортное средство появилось в собственности или выбывает из владения в году, за который рассчитывается налог, то применяется коэффициент числа полных месяцев владения транспортом.

Основание Дата Учет при расчете
Постановка на учет ТС включительно до 15 числа месяца учитывается
после 15 числа месяца не учитывается
Снятие с учета ТС включительно до 15 числа месяца не учитывается
после 15 числа месяца учитывается

Срок оплаты авансового платежа по транспортному налогу

Как говорилось ранее, сроки для перечисления государственных взносов устанавливается властями субъектов индивидуально.
Когда переводятся деньги в разных регионах:

Субъект Особенности
Адыгея До конца месяца, следующего за периодом отчета
Московская область
Бурятия
Калмыкия
Дагестан
Мордовия
Марий Эл
Чувашия
Хакасия
Камчатка
Ставрополь
Приморье
Астраханская область
Амурская область
Владимир
Брянск
Вологда
Воронеж
Иркутск
Башкортостан За каждый квартал не позднее окончания крайнего месяца
Кабардино-Балкария До 30 апреля, 31 июля, 31 октября соответственно
Коми 15.05, 15.08,15.11 – крайние числа за кварталы
Крым В течение 30 кал. дней после окончания каждого квартала
Удмуртия До 10.05, 10.08,10.11 соответственно
Архангельск До 05.05, 05.08 и 05.11
Волгоград В течение 25 дней после окончания очередного квартала

Перечисление авансовых платежей по налогам на транспортные средства входит в обязательства всех юридических лиц, в чьем владении находятся легковые, грузовые автомобили, а также автобусы, воздушная и водная техника. Расчет сумм производится бухгалтерами предприятий самостоятельно. До указанных в местном налоговом законодательстве сроков деньги поступают в бюджет ИФНС, а также должна быть представлена декларация.

Порядок исчисления авансовых платежей

Налогоплательщики–юридические лица должны считать налог и авансовые платежи самостоятельно. Для физических лиц расчет осуществляют сотрудники налоговой службы. ФНС при расчете суммы налога основывается на данных, которые передают органы регистрации транспорта.

Вся сумма подлежащего перечислению в бюджет налога рассчитывается отдельно для каждого т/с.

Для организаций сумма налога составляет разницу между насчитанной суммой налога и авансовыми платежами, которые уже были оплачены на протяжении года.

Организации обязаны рассчитывать авансовые платежи по прошествии каждого отчетного периода. Размер аванса – одна четверть от общей суммы (налоговая база х налоговую ставку х повышающий коэффициент).

Если во владении собственника транспортное средство было неполный год, то отчитываться и платить нужно, только исходя из фактического времени владения, и учитывать только полные месяцы. Причем те месяцы, когда т/с было поставлено или снято с учета, считаются полными: если вы сняли с учета автомобиль 1 апреля, то и за апрель придется рассчитать налог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *