Споры при местоположении границ земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Споры при местоположении границ земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участках на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 No 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации, пока заявитель не предоставит все необходимые в том числе и для кадастрового учета документы.

Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провес­ти межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Как уточнить границы участка?

      Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

      Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

      Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

      После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

      Почему по участку могут быть не определены границы

      Если на участке не проведено межевание, это означает, что в картах и документах Росреестра (ЕГРН — единого государственного реестра недвижимости) нет сведений о координатах границ объекта. То есть сам участок может быть оформлен в собственность и поставлен на кадастровый учёт, иметь площадь и адрес, и даже границы, но вот координаты таких границ могут быть не закреплены или условно закреплены в картах Росреестра.

      Эта информация может отсутствовать в Росреестре, так как она не является обязательной при постановке на кадастровый учёт земельного участка или при осуществлении сделок с ним. Государство видит этот пробел и на его устранение направлено поручение Президента Правительству РФ от 11.08.2022 года — обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на сокращение количества участков, границы которых не определены.

      Сколько стоит межевание земельного участка

      Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Стоимость работ определяют стороны договора на основе сметы.

      Цена межевания зависит от множества факторов. Она может варьироваться как из-за расценок самой организации, которая проводит работы, так и от конкретного участка — его особенностей, конфигурации, расположения, размера и вида работ (образование нового участка, разделение, перераспределение земель).

      В среднем цена услуги для граждан составляет до 20–30 тыс. руб. Например, стоимость работ по подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка площадью до 8 соток будет варьироваться в пределах от 12 тыс. руб. до 16 тыс. руб. Уточнение границ участка в 10 соток в регионе обойдется до 10 тыс. руб. Если нужно образовать участок под многоквартирным домом, то выставляется сумма примерно в 70 тыс. руб., привела примеры представитель АЮР.

      Кроме того, законодательством предусмотрен вариант бесплатного межевания. Речь идет о случаях, когда по заказу уполномоченного органа проводится комплекс кадастровых работ на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.

      Граница земельного участка не установлена – что делать?

      Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности. Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа. Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.

      Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.

      Но, отсутствие в кадастровом паспорте объекта отметки о правомерно оформленных границах сильно снижает шансы выиграть дело о защите своего права собственности на спорном участке.

      В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка. Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам. Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.

      Сделки с земельным участком без границ

      Землю без четко установленных границ ранее можно было продать или сдать в аренду. Это относится ко всему участку полностью, а не его части.

      Чтобы продать часть участка без межевания, подписывался предварительный договор купли-продажи с перечнем условий. Главное из них – постановка на кадастровый учет и получение выписки из ЕГРН. Если нет иных указанных сроков, выполнить условия нужно было за один год. Все риски и ответственность за то, что земельный участок не отмежеван, переходили к новому собственнику земли.

      Читайте также:  Налоговые разрывы по НДС: что это такое и как они появляются

      При этом было одно затруднение – это сложность при продаже. Участок не пользовался спросом у покупателей или желающих получить участок в аренду. Мало кому хочется связываться с земельным участком без границ, хотя его стоимость обычно ниже. Вдруг после проведенного межевания окажется, что фактически участок меньше по площади, чем было указано в договоре купле-продажи? Получится, что покупатель переплатил.

      Землю без межевания можно было передать другому собственнику в качестве наследства или подарка (договор дарения). И в данных случаях вся ответственность за возникшие негативные последствия лежит на новом владельце.

      В том случае, если к участку применяется понятие «надел, не имеющий координат своих границ», на практике такое понятие означает, что граница для него была установлена без внесения данных в соответствующую кадастровую документацию или же при их определении были нарушены установленные регулирующим законодательством нормы.

      В отдельных случаях подобный факт может иметь место в связи с тем, что при внесении данных и установлении границ были допущены ошибки.

      Для того, чтобы такие проблемы не возникали, владелец участка при получении межевого плана должен обращать внимание на точность внесенных данных.

      Поскольку при наличии ошибок или неточностей возможны проблемы при купле-продаже надела, а также споры с владельцами смежных земель относительно примыкающих друг к другу межей.

      Порядок согласования местоположения границ.

      Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

      В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

      I этап. Подготовительный.

      В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

      1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
      2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
      3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
      4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

      В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

      • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
      • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
      • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
      • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
      • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
      • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

      Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

      1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям; 2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам; 3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии); 4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

      Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

      Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

      Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

      Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

      • на геодезическую съемку около 10 дней;
      • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
      • на предоставление документов – 5 дней;
      • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

      Чем грозит неопределенность границ ЗУ?

      1. Росреестр может отказать в регистрации права собственности. Эта ситуация возможна когда вы соберетесь продавать или дарить земельный участок. Хотя до 1 января 2018 г. Росреестр все же пропустит сделки с неуточненными границами.
      2. При получении разрешения на строительство могут возникнуть сложности.
      3. Рыночная стоимость земельного участка с неустановленными границами может существенно снизиться.
      4. Сложнее найти покупателей на участок без границ.
      5. Невозможно разделить ЗУ на несколько. Например, собственник земли собирается разделить свой участок на 2 обособленных участка и один продать. Без установления четких границ этого нельзя будет сделать.
      6. Споры с соседями, в том числе и в суде. Судебные споры чаще всего касаются расположения границ участка и построек, которые нарушают строительные и пожарные нормы. И в случае такого спора, как правило, прав остается тот у кого проведено межевание.
      Читайте также:  Я потерял паспорт. На меня могут оформить кредит?

      Как видно из п. 1 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости, основанием для уточнения границ является отсутствие или несоответствие этих сведений требованиям, которые установлены для них законом.

      В тоже время, в законе нет какой-то одной статьи, в которой после фразы «Сведения об описании местоположения границ земельного участка должно отвечать следующим требованиям:» был бы приведен перечень этих требований. Всё как всегда размыто и туманно.

      В первую очередь, к таким требованиям относится п. 8 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, который предписывает определять границы земельных участков посредством определения координат характерных точек таких границ.

      Далее п. 13 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости отсылает нас к Приказу Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» (начал действовать с 01.01.2021 г.).

      Этот приказ имеет специализированное описание и термины, поэтому выдержки из него цитировать не буду. Скажу лишь, что к определению координат характерных точек предусмотрен ряд требований по методам и точности их определения.

      В третью очередь нужно понимать вообще любые нормы права, которые в разные периоды становления земельного законодательства определяли порядок образования и установления границ на местности.

      На практике основания для уточнения границ земельных участков сводятся, как правило, к следующим случаям:

      • Если участок стоит на кадастровом учете, но сведения о его границах в ЕГРН отсутствуют;
      • Если внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка являются недостоверными;
      • Если внесенные в ЕГРН сведения о границах участка, определены в нарушении порядка образования участка, определения границ на местности, уточнения границ и т. п.;
      • Если в сведениях о границах участка имеется реестровая (кадастровая) ошибка;
      • Если координаты характерных точек границ участка определены с точностью ниже нормативной, либо сведения о точности координат в ЕГРН отсутствуют вообще;
      • Если внесенные в ЕГРН сведения о координатах одной из характерной точки не позволяют однозначно вынести ее на местность.

      Рассмотрим эти случаи подробнее.

      Подготовка техплана и отметка на публичной карте

      Чтобы подготовить технический план, владельцам дома нужно обратиться к кадастровому инженеру. Этот специалист должен иметь специальный аттестат и членство в саморегулируемой организации (СРО). Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженеров можно в разделе сервиса Росреестра «Государственный реестр кадастровых инженеров».

      Кадастровый инженер проведет замеры объекта (вычислит площадь), определит его точные координаты с привязкой к конкретному земельному участку и затем подготовит технический план. Стоимость техплана варьируется и зависит от нескольких факторов: объема и срочности работ, месторасположения объекта и так далее. По оценкам экспертов, стоимость технического плана для дома площадью 100 кв. м в среднем начинается от 15 тыс. руб.

      Готовый документ предоставляется в Росреестр в электронном виде или через МФЦ (по месту нахождения объекта). Данные внесут в реестр недвижимости, и дом появится на публичной кадастровой карте через пять рабочих дней после подачи заявления в офисах Кадастровой палаты. Если заявление подавалось в МФЦ, срок ожидания составит до семи рабочих дней.

      Изначально нужно разобраться с тем, что из себя представляет процедура межевания. Под ней понимается группа мероприятий кадастрового значения. В ходе проведения этих действий определяются точки земельного надела. Данные точки обладают поворотным значением. Кроме того, происходит установление четких размеров площади и пределы участка. Результатом указанного процесса становится то, что территория начинает отражаться на карте кадастра публичного значения. Она формируется сотрудниками Росреестра. Границы надел становятся учтенными и фиксируются органами государственной власти. Когда рассматриваемый процесс реализован, потребуется уточнить площадь.

      Это необходимо потому как реальный размер территории может отличаться от того, что отражено в документации на участок. Действующие правовые акты указывают на то, что площадь надела может увеличиваться, но не более чем на десятую часть. Кроме того, необходимо понимать, что площадь может сокращаться. Гражданам относительно уточнения границ нужно знать несколько аспектов. В частности, это касается того, что межевание может проводиться только по отношению к тем землям, которые расположены на кадастровом учете. Данные земли именуются как учтенные. Положительным моментом становится то, что наделы, которые на протяжении длительного периода, состоят в собственности у населения, учтены органами государственной власти.

      Если ранее человек проходил процесс получения кадастровой документации или регистрировал свои правомочия – это указывает на то, что его надел отражен в кадастрах. В ЕГРН по отношению к учтенным землям содержатся сведения в письменном виде. В том числе прописан номер, размер и адрес участка. При этом нет графического изображения территории. Это говорит о том, что для установления данных точек потребуется провести работы, связанные с уточнением.

      ВНИМАНИЕ !!! Если в реестрах не содержится сведений о наделах – у гражданина имеется возможность подать заявление о постановке на учет. Для этого потребуется представить документацию, подтверждающую, что надел находится в бессрочном использовании.

      Как пример, может быть представлен соглашение застройки, акт, выданный государством или свидетельство. Если в наличии нет рассматриваемой документации, то процесс установления границ будет реализовываться в ином порядке. Это происходит при помощи подготовки схемы, где отражено, как располагается земельный надел. Место нахождения указано относительно кадастрового квартала. В дальнейшем этот документ подлежит передаче сотрудникам муниципальной администрации с целью утверждения. Стоит помнить, что в некоторых ситуациях у муниципалитета есть основания для отказа в проведении утверждения. Это указывает на то, что не получится подготовить межевую документацию и присвоить наделу кадастровый номер.

      В данном случае возникает сложность, при которой потребуется использовать индивидуальный подход. Это требует вмешательства профессионалов в сфере юриспруденции. Стоит учесть, что процесс реализуется один раз.

      ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что могут быть ошибки при определении линий участка. Тогда указанный процесс проводится второй раз.

      Указанные действия именуются как исправление ошибок реестровой ошибки. Процедура практически не имеет отличий от первоначальных действий, проводимых для уточнения границ.

      Аналогичные действия потребуется совершить для того, чтобы согласовать границы надела с лицами, обладающими правомочиями собственности на соседние участки. Стоит отметить, что между рассматриваемыми процессами имеются отличия. Закон указывает на то, что при исправлении данной ошибки нельзя изменить величину площади или конфигурацию участка. Если возникают спорные ситуации между гражданами, владеющими правомочиями собственности, для решения обращаются в судебные инстанции.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *