Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 207. Налогоплательщики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Комментарий к ст. 207 НК РФ
В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В своем письме Минфин России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.
Внимание!
В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней.
Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства. Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см., например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@).
Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.
Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331).
Из изложенного, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ.
Исходя из этого, налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 04.04.2014 N 03-04-05/15215 разъясняется, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.
Валютное резидентство
Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.
Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).
Так, валютными резидентами признаются:
- Граждане России;
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
- Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
- Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
- Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:
- Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
Каков порядок определения времени пребывания в РФ?
Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:
1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;
Обратите внимание :
Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.
2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:
-
дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);
-
время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
-
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
-
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме. |
(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов
Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.
-
Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;
-
Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;
-
Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;
-
Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;
-
Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;
-
Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ. Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно. |
Резидент и нерезидент — это…
С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.
Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.
Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.
При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).
Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.
А именно три вещи:
- права;
- обязанности;
- юридическая ответственность.
Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.
Налоговое резидентство физического лица
Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.
Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.
Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:
- безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
- иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
- иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
- военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.
Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.
Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.
Статус физического лица | Ставка налога, % |
Резидент | 13 |
Нерезидент | 30 |
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов | 15 |
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов | 13 |
Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.
Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:
- Физлица, не являющиеся резидентами.
- Физлица, беспрестанно проживающие за границами РФ, в том числе временно пребывающие на ее территории.
- Юрлица, созданные согласно канонам зарубежных стран и местонахождению за границами РФ.
- Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, созданные согласно канонам иноземных стран и местонахождению за границами РФ.
- Аккредитованные в РФ консульские, дипломатические учреждения иноземных стран и беспрестанные представительства этих стран при межправительственных и межгосударственных организациях.
- Межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы в РФ.
- Иные лица, не указанные в виде резидентов.
Правильное определение статуса налогоплательщика важно при применении положений международных соглашений.
Поскольку определение налогового статуса иностранного гражданина зависит от количества дней его пребывания в РФ, при подсчете количества календарных дней необходимо учитывать, что течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. В качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории РФ могут использоваться любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
При этом вопрос относительно того, по какой ставке необходимо удерживать налог на доходы физических лиц до истечения 183 дней в году, на законодательном уровне не урегулирован. Строго говоря, на начало налогового периода все без исключения физические лица (как граждане РФ, так и иностранцы) не должны признаваться налоговыми резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями, так как период их пребывания на территории РФ с начала календарного года не достиг 183 дня. В то же время подавляющее большинство физических лиц, находящихся в РФ и получающих доходы от источников в РФ до окончания налогового периода будут все же признаваться налоговыми резидентами РФ, что, соответственно, повлечет необходимость произвести перерасчет налоговых обязательств с начала года.
Например, иностранный гражданин работает в российской организации по трудовому договору с начала года и получает заработную плату. Поскольку в начале календарного года совокупный срок пребывания лица на территории РФ еще не достиг 183 дней, иностранный гражданин не будет рассматриваться как налоговый резидент РФ. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%. Указанная ставка налога на доходы физических лиц установлена п. 3 ст. 224 НК РФ для налогообложения физических лиц, не являющихся резидентами РФ. При работе иностранного лица более 183 дней в календарном году, он приобретает право на налогообложение заработка по ставкам, применяемым к резидентам РФ (13%). В последнем случае организации следует произвести пересчет налога на доходы физических лиц за весь период работы в российской организации.
Во избежание необходимости производить какие-либо корректировки, касающиеся подсчета суммы налога, на практике адаптирован подход, позволяющий признавать как можно большее количество физических лиц налоговыми резидентами РФ, если отсутствуют основания предполагать, что период их нахождения на территории РФ в текущем календарном году не превысит 183 дня
Налоговые агенты исчисляют и удерживают налог из доходов таких иностранных работников по ставке 13%. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, налог по доходам иностранных работников исчисляется и удерживается налоговыми агентами по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного работника.
Пример 52. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ
10 декабря 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 12 декабря 2006 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет десять месяцев (с 12.12.2006 г. по 12.10.2007 г.). Иностранный гражданин имеет регистрацию по месту жительства.
В данном случае в 2007 г. налоговый агент обязан удерживать из дохода такого иностранного работника налог по ставке 13%.
Пример 53. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 20 января 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 22 января 2006 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 22 января 2006 г. по 22 января 2007 г.).
Организация обязана удерживать из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока его пребывания на территории РФ, поскольку по состоянию на 1 января текущего года иностранец не состоял в трудовых отношениях с организацией. По истечении 183 дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации производится уточнение его налогового статуса, то есть он признается резидентом РФ, в результате чего производится перерасчет его налоговых обязательств с начала налогового периода. Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (в период применения ставки 30%), должны быть зачтены в счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате в будущем либо возвращены налогоплательщику налоговым агентом.
Пример 54. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 05.01.2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13.01.2003 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13.01.2003 г. по 13.01. 2004 г.). Организация удерживала из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока пребывания иностранного работника на территории РФ. С 08.07.2003 г. иностранный гражданин приобрел статус налогового резидента РФ.
Организации нужно произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 13%, с начала налогового периода и возвратить гражданину излишне удержанные суммы налога в соответствии со ст. 231 НК РФ.
Иностранный работник может самостоятельно уточнить свой налоговый статус и обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).
Пример 55. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.). Организация удерживала из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%. Однако 27 марта 2003 г. иностранный гражданин расторг трудовой договор с организацией и завершил пребывание на территории РФ.
В этом случае организация обязана уточнить налоговый статус иностранного гражданина. Иностранный гражданин будет признан нерезидентом РФ. Организация должна произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 30%, с начала налогового периода и удержать сумму налога.
Учитывая, что положения налогового законодательства РФ связывают различия в налогообложении доходов физических лиц с наличием или отсутствием у них статуса налогового резидента РФ, для правильного исчислении и уплаты НДФЛ важно определить налоговый статус иностранного работника и применить к нему соответствующий режим налогообложения. В связи с этим рассмотрим в качестве примера ситуацию, при которой признание лица резидентом или нерезидентом непосредственно влияет на порядок налогообложения его доходов.
Например, сотрудники представительств иностранных организаций, образованных на территории РФ, зачастую направляются в командировки для работы на территории иностранного государства на длительное время. Совокупная продолжительность их пребывания за пределами территории РФ может привести к признанию их нерезидентами РФ для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ, если срок их фактического нахождения на территории РФ будет менее 183 календарных дней в году.
Что же такое классификация налогов
Каждому из нас мало известно о том, какие в принципе бывают налоги, если мы с ними не сталкиваемся. Безусловно, каждый человек, который хоть однажды устраивался на работу замечал, что из его заработной платы что-то вычитывается.
Другими словами, это не только заработок государства, но и ваша будущая пенсия.
Налоги классифицируются по определенным группам. Это создано для упрощения и сопоставления всех вычетов, не тратя впустую время.
Вы должны запомнить, что каждая группа была сформирована по определенным правилам, таким как:
- В каждой группе присутствует объект налогообложения.
- Способ взимания налогов.
- Управление должно принадлежать определенному уровню.
- Источник налогов.
- Назначение платежей и многое другое.
Налоговая база — количественное выражение объекта налогообложения (з/п, имущество, прибыль). Игровой стол, игровой автомат, касса букмейкерской конторы.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
-
Период, за который определяется налоговая база (нарастающим итогом).
-
Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде:
-
выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;
-
выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
-
выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
-
выручка от реализации покупных товаров;
-
выручка от реализации основных средств;
-
выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
-
-
Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации:
-
расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав.
-
расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
-
расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
-
расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
-
расходы, связанные с реализацией основных средств;
-
расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
-
-
Прибыль (убыток) от реализации:
-
прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав;
-
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
-
прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
-
прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
-
прибыль (убыток) от реализации основных средств;
-
прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
-
-
Сумма внереализационных доходов:
-
доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
-
доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
-
-
Сумма внереализационных расходов, в частности:
-
расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
-
расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
-
-
Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
-
Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
Что это такое простыми словами
Резидент – это с точки зрения права юридическое или же физическое лицо, которое имеет регистрацию конкретного государства и осуществляет свою деятельность в соответствии с его национальными законами и нормами.
Предлагаем ознакомиться Определение понятия техники безопасности и охраны труда на предприятиях
В отношении физических лиц резидент – иностранец, лицо без гражданства, организация, осуществляющая деятельность на территории России или за рубежом, подчиняющееся валютному и налоговому законодательству страны.
Резиденты сдают отчетности и уплачивают налоги в бюджет той страны, порядкам которых они подчиняются.
Уплата НДФЛ с доходов нерезидента подробно рассмотрена ниже на видео.
Комментарии к ст. 207 НК РФ
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица — нерезиденты РФ, если они получают доходы от источников в РФ. Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым ставкам.
При определении налогового статуса физического лица организации или индивидуальному предпринимателю необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). На это указал и Минфин России в письме от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268.
Минфин России в письме от 16.03.2007 N 03-04-07-01/30 обратил внимание, что в данной формулировке речь идет о физических лицах, «фактически находящихся» в Российской Федерации не менее 183 календарных дней, а не о лицах, когда-либо находившихся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Никаких положений о «перманентном» налоговом резиденте статья 207 НК РФ не содержит. Минфин России отметил, что, как и прежде, определение резидентства никаким образом не основывается на гражданстве физического лица или каких-либо иных критериях, таких, как место рождения, место постоянного жительства и т.п.
Как отметил Минфин России, само установление соответствия физического лица понятию «налоговый резидент» осуществляется с 01.01.2007, как и ранее, за часть налогового периода, определяемую на дату выплаты дохода, если удержание налога с выплачиваемого физическому лицу дохода производится налоговым агентом, либо за весь налоговый период, если уплату налога в соответствии с главой 23 НК РФ осуществляет сам налогоплательщик — физическое лицо по итогам налогового периода.
В письме от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258 Минфин России пояснил, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев.
В письме от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210 финансовое ведомство указало, что при установлении налогового статуса физического лица в статье 207 НК РФ используется критерий фактического нахождения в Российской Федерации. Следовательно, любой выезд за пределы Российской Федерации, за исключением выездов для лечения или обучения, предусмотренных пунктом 2 статьи 207 НК РФ, не учитывается при подсчете 183 дней пребывания в Российской Федерации. При этом сам 12-месячный период не прерывается. Аналогичную позицию Минфин России занимает и в письме от 15.06.2007 N 03-04-06-01/189, обращая внимание на то, что дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ.
А в письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 Минфин России, указал, что налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации и заметил, что определение налогового статуса, исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.
В письме от 31.05.2007 N 03-04-06-01/170 Минфин России заметил, что НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации. В частности, такими документами могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени.
Каким образом осуществляется подсчет количества дней пребывания на территории страны
При осуществлении этой операции могут возникнуть такие вопросы, как:
- Составляют ли 12 месяцев календарный год?
- Срок в 12 месяцев – календарный?
Касаемо 1-го вопроса следует принять во внимание рекомендации контролирующих органов. Многочисленные разъяснения Министерства финансов указывают, что основное условие для получения статуса – непрерывное следование периода, определенного в 12 месяцев. Календарный он или нет, никакого значения не имеет.
К примеру, для определения статуса на 1 сентября следует принимать во внимание период с 31 августа года предыдущего по 31 августа года текущего (обе даты включаются).
Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что подобных требований налоговым законодательством не предусмотрено.
Решив вопрос с 12-ю месяцами, следует переходить к подсчету количества дней нахождения в России. Здесь также возникает несколько вопросов:
- Последовательные ли это дни?
- Считаются ли дни фактического прибытия и отбытия?
Отвечая на 1-й вопрос, следует отметить, что законом таких условий не установлено. Указанный период может быть прерван на небольшой срок, не превышающий полугода, когда лицо выезжает заграницу для:
- лечения;
- учебы;
- отдыха;
- выполнения трудовых функций (командировка).
Образец письма на статус резидента в налоговую
В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику — организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента – это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.
Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:
- надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент – это для данной компании заслуженный статус;
- каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
- данные заявителя;
- ИНН;
- для ИП налогового резидента – это еще и регистрационный номер по реестру;
- список приложенных документов и контактные данные.
Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:
- контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
- постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
- документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
- прочие документы.