Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все что нужно знать про административный арест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).
Порядок назначения ареста по «административке»
Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).
Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).
Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).
Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).
По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).
Особенности административного ареста
У этой меры наказания имеется несколько важных нюансов:
- Работающие граждане, попавшие под заключение, могут оставаться спокойны за своё рабочее место. Арест или задержание – уважительная причина пропуска работы, ведь оно обусловлено решением суда, а не самого работника. Да и стоит учитывать, что уклонение от отбывания наказания за проступок будет являться новым административным нарушением.
- Работодатель не имеет право применять в сторону подчинённого никаких мер наказания (выговор или увольнение), так как решение о наказании относится не к трудовому праву, а к административному. Единственной проблемой может стать лишь не менее законный отказ начальства выплачивать заработную плату по вышеописанной причине.
- При административном аресте у правонарушителя имеется возможность выйти раньше или прервать заключение по уважительной причине, требующей его участия: смерть или заболевание родственника, друга.
Для этого должно быть составлено письменное заявление в суд.
К уважительным обстоятельствам можно отнести некоторые чрезвычайные ситуации, принёсшие задержанному человеку материальный или моральный вред. В этом случае наказание тоже может сократиться или полностью быть остановлено.
К кому применяется арест
В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:
- беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
- несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
- лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
- гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.
На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.
Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:
- справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
- свидетельство о рождении;
- справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
- военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
- документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.
Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.
Как проходит судебное разбирательство?
Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.
Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.
Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.
Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.
По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.
По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.
Порядок проведения задержания
Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.
Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.
По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Обжалование административного ареста
Если гражданин подвергается наказанию в виде административного ареста и не согласен с вынесенным в отношении него решением, то имеет право обжаловать его. Для этого необходимо в течение десяти суток с момента получения копии постановления подать жалобу.
Жалоба подается в суд, выносивший постановление, а тот в свою очередь направляет ее в вышестоящий суд. Далее вышестоящая инстанция рассматривает жалобу в течение суток.
В тексе жалобы на административный арест указываем:
- данные заявителя и информацию о суде, рассматривающем жалобу;
- подробное описание произошедшей ситуации, в связи с наступлением которой, применён административный арест, действий сотрудников и должностных лиц;
- аргументированное несогласие с принятым в отношении Вас решении об аресте, возможно указать обстоятельства, смягчающие вину.
- в просительной части – свое требование (отменить, прекратить или заменить другим видом наказания).
Когда административный арест применять нельзя?
В КоАП РФ статьей 3,9 четко регулируется, что данную санкцию относительно некоторых людей использовать нельзя, а именно к:
- женщинам, вынашивающим ребенка;
- женщинам, воспитывающих детей, которым нет 14 лет;
- инвалидам первой либо второй группы;
- несовершеннолетним;
- военнослужащим либо человеку, который получил призов для военного сбора;
- сотрудникам из органов внутренних дел или уголовной системы;
- работникам органов, проводящих контроль за оборотом средств, которые относятся к категории наркотических или психотропных веществ;
- таможенникам;
- людям из противопожарной службы.
Чтобы вы могли на должном уровне отстаивать свои права и нести ответственность исключительно в соответствии со своими поступками, нужно изначально понимать, как происходит административное задержание.
Изначально после доставления вас в отдел должен быть составлен специализированный протокол, в котором должно быть определено место его оформления, а также дата его создания. Помимо этого протокол должен включать в себя полный перечень сведений о личности задержанного человека, Ф.И.О. и должность сотрудника, который составляет протокол, а также время и причины для таких мер, то есть за какие правонарушения человек будет нести ответственность. В нем должна значиться подпись не только того лица, которое составляло протокол, но и того, кто будет нести ответственность по КоАП РФ. Но при этом нужно помнить, что крайне важно, чтобы протокол в любом случае подписывался человеком, которого задержали.
Мало кто понимает тот факт, что помимо права собственной подписи человек, в отношении которого было применено административное задержание, имеет право также самостоятельно вносить в протокол определенные изменения или же дополнения.
В частности нужно помнить, что при надобности для соответствия протокола КоАП РФ следует собственноручно внести время задержания, указывая реальное время, а также то, через какой промежуток задержанного доставили в отделения, а также в обязательном порядке написать следующую фразу «на мне нет каких-либо телесных повреждений» — таким образом вы сможете добиться практически 100% гарантии от каких-либо побоев или же пыток после того, как будет проведено административное задержание, а также превышения полномочий со стороны полицейских, так как впоследствии придется нести за них ответственность, влекущую за собой уже более серьезные наказания касательно сотрудников полиции.
После вынесения решения, человек сразу же отправляется в специальное учреждение для отбытия ареста. Гражданин находится под постоянным контролем работников места отбывания взыскания. В помещениях при необходимости устанавливается техника для видеофиксации, аудиозаписи.
Основные аспекты регулируются нормами закона РФ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» от 26.07.2013 г. В этом документе содержаться требования к комнатам, где находятся арестованные, основные права и обязанности указанных граждан, регламентируются меры контроля за работниками учреждений.
Места, куда граждане помещаются на срок административного ареста, определяются органами МВД. В таких учреждениях утверждены правила распорядка, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками и арестованными.
В отношении людей, подвергнутых аресту, применяется ряд обязательных мер:
- фотографирование;
- снятие отпечатков пальцев;
- личный досмотр на наличие запрещённых предметов;
- досмотр посылок, передаваемых родственниками и иными лицами.
В спецприёмниках раздельно содержаться мужчины и женщины. Каждая комната оборудуется, помимо кроватей, столом, умывальником, урной для мусора, санузлом и другими необходимыми предметами.
К кому не может применяться административный арест?
В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП административный арест нельзя применять к:
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Отмечу, что на указанных выше лиц может быть наложено другое альтернативное наказание (например, обязательные работы).
Виды административных наказаний
Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.
Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).
В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.
В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.
Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.
Отличия ареста, доставления и задержания
В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.
Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола.
Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.
После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления.
По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст.
27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления.
На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест. На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.
В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен.
Это важно знать: Имеет ли право работодатель отказать в отпуске по графику
Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.
Рассмотрение административных материалов в суде смело можно назвать правосудием на потоке. И дело здесь не в нарушении закона, а в неимоверно большой нагрузке на судей по количеству рассматриваемых дел. В силу этой причины судьи вынуждены рассматривать административные дела пакетами до 10 материалов.
Этот пакет приносят судье работники полиции. При этом в большинстве случаев, работники полиции приводят в суд и правонарушителей, во всяком случае, тех, кто до суда был задержан.
Правонарушители по одному заходят в кабинет судьи, тот изучает протоколы и другие документы, находящиеся в административном материале, заслушивает правонарушителей и принимает решение о наказании.
В случае назначения административного ареста работник полиции просто не выпускает правонарушителя из здания суда и по окончании рассмотрения всех материалов препровождает его в отдел полиции.
Примерно также протекает и рассмотрение представлений судебных приставов о замене штрафа на арест. Если по каким-то причинам арест не был осуществлен непосредственно после провозглашения постановления, то работник полиции берет копию постановления, регистрирует ее в отделе полиции и передает на исполнение участковому, который и производит задержание.
Об административном задержании гражданина также составляется протокол. В нем указываются:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы составившего лица;
- сведения о задержанном;
- время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывают составившее его должностное лицо и задержанный гражданин. Если задержанный отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ).
По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляют родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника.
Задержанному обязательно разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
Кроме описанных выше обеспечительных мер в зависимости от конкретного правонарушения могут также применяться:
- личный досмотр задержанного и досмотр находящихся при нем вещей;
- досмотр транспортного средства;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства.
Обратите внимание!
Административный арест не может применяться к некоторым категориям граждан, в частности беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп и военнослужащим (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.