Грубое нарушение правил бухгалтерского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грубое нарушение правил бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Статьей 15.11 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании указанной нормы должностные лица организации – руководитель или главный бухгалтер – могут быть оштрафованы за грубое нарушение требований к бухучету.

Комментарий к ст. 15.11 КоАП

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых ��овлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Читайте также:  Статья 809 ГК РФ. Проценты по договору займа (действующая редакция)

Виды ответственности главбуха

Ответственность бухгалтера за ошибки и нарушения может быть следующей:

Вид ответственности

Перед кем отвечает главбух

Нормативный акт

Санкции

Дисциплинарная и материальная организация ТК РФ замечание, выговор, увольнение, взыскание ущерба
Гражданско-правовая организация ГК РФ взыскание ущерба и упущенной выгоды
Субсидиарная внешние кредиторы, в т.ч. государственные органы НК РФ, ГК РФ, законодательство о банкротстве взыскание долгов организации
Административная государство КоАП РФ штраф, дисквалификация
Уголовная государство УК РФ штраф, дисквалификация, лишение свободы

В каких случаях лицо может быть освобождено от ответственности?

Федеральным законом N 276-ФЗ предусматривается ранее отсутствовавшая возможность освобождения от ответственности в случае исправления допущенных ошибок и представления уточненных документов. Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в следующих случаях:

  1. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

  • факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
  • недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации либо ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, или о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по названному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель – максимизация прибыли и минимизация издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Каждая хозяйственная операция должна быть корректно отражена с учетом всех норм налогового и бухгалтерского учета, что в последствие будет основанием для расчета налоговой базы. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и как следствие привести к проблемам со стороны исполнительных органов власти. К таким нарушениям относятся:

  • Отсутствие или некорректное оформление первичной документации, принимаемой к учету. Это обычно приводит к несвоевременному отражению хозяйственных операций или искажению данных, внесенных в базу;
  • Систематический (умышленный) некорректный учет операций, связанных с основной деятельность организации и сформированных для нужд налоговой и бухгалтерской отчетности. Данные нарушение могут привести к искажению экономического результата хозяйственной деятельности и сокрытию налогов от бюджета.

Штрафные санкции за нарушение правил учета доходов и расходов: административная ответственность

Помимо обязательств перед налоговой службой, организация должна исполнять свои обязательства перед всеми органами исполнительной власти в противном случае возникает административная ответственность. Поэтому к грубым правонарушениям относятся не только искажением суммы налога подлежащего уплате, но и искажение учета операций для данных бухгалтерской отчетности, а также экономических показателей финансовой документации. Со стороны уполномоченных органов власти после фиксирования правонарушения могут быть наложены штрафные санкции на организацию:

  • За грубое административное нарушение на исполнителя накладывается штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • За повторное нарушение уже зафиксированного факта накладывается штраф от 10 до 20 тысяч рублей или отстранение от исполнения должностных обязанностей на срок до двух лет.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности казенными учреждениями

Порядок составления и представления казенными учреждениями отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, бухгалтерской отчетности, предусмотрен Инструкциями, утвержденными соответственно приказами Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н (далее Инструкция №191н).

Согласно пункту 10 Инструкции №191н казенное учреждение, как получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц с наложением административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следует отметить, что законодателем не определено, что понимается под заведомо недостоверной бюджетной отчетностью. Представляется, что это не относится к случаям недостоверности отчетных данных, возникшей в результате технической ошибки.

Порядок представления налоговой отчетности

Помимо бюджетной, бухгалтерской отчетности учреждения представляют налоговую отчетность в объемах и в сроки, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Несоблюдение отдельных требований квалифицируется как нарушение требований НК РФ и подлежит как административной, так и налоговой ответственности (предусмотрена НК РФ).

Необходимо отметить, что привлечение к административной ответственности не освобождает от налоговой ответственности.

Так непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета согласно п. 1 ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Согласно статье 15.15 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом статьей 119.1 предусмотрено взыскание штрафа в размере 200 руб.

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Читайте также:  Налоговый вычет за лечение зубов в 2022 и 2023гг
Категория субъекта Нормативный акт Пояснения к применению ответственности
Организация Статья 120 НК РФ В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Должностное лицо Статья 15.11 КоАП РФ Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

Кто должен организовать и вести учетную работу

Исходя из ФЗ №402, в частности, ст. 7, следует вывод, что:

  • ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета несет руководитель организации;
  • ответственность за практическую организацию учетной работы несет бухгалтер или лицо (лица), выполняющее его функции.

Вопрос: Правомерно ли привлечение руководителя к административной ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в ИФНС России при наличии в штате организации главного бухгалтера, отвечающего за ведение бухучета и своевременную сдачу бухотчетности? Посмотреть ответ

Руководитель может организовать ведение бухучета следующим образом:

  • сформировать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
  • поручить ведение учета сторонней фирме;
  • поручить весь учет одному человеку, имеющему соответствующую квалификацию;
  • вести бухучет самостоятельно.

Последние два варианта, как правило, применяются в малом и среднем бизнесе.

Вопрос: Организация-налогоплательщик передала ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней организации. Если налоговая инспекция выявит нарушения, то будет ли налогоплательщик нести ответственность за выявленные нарушения? Посмотреть ответ

Работник, на которого возложена ответственность за ведение бухучета, должен соответствовать ряду требований. Значительная часть из них имеет отношение к отрасли, в которой ведется учет, форме собственности, организационно-правовой форме компании. Общие требования к квалификации учетного работника изложены в профессиональном стандарте «Бухгалтер» (Приказ Минтруда №1061н от 22-12-14 г.).

Так, в общем случае главный бухгалтер должен иметь стаж работы не менее 7 лет, из них не менее 5 – по специальности, заниматься ведением учета либо аудитом организаций. При наличии высшего образования сроки, соответственно, 5 и 3 года.

Кроме того, указанный специалист обязан:

  • формировать учетную информацию и контролировать ее движение до потребителя без искажений;
  • уметь определять объемы учетной работы, распределять ее среди исполнителей, контролировать выполнение работ ими;
  • самостоятельно разрабатывать учетные формы, необходимые организации, в рамках законодательства;
  • формировать на основании первичных учетных данных показатели отчетности;
  • пользоваться современными средствами передачи отчетных данных и бухгалтерскими сервисами;
  • знать законодательство в сфере учета и судебную практику;
  • уметь анализировать информацию;
  • владеть приемами защиты информации;
  • иметь представление о зарубежном опыте в учетной сфере и т.д.

Вместе с тем, например, в ст. 7-4 ФЗ №402, содержатся определенные требования к главному бухгалтеру (лицу, выполняющему аналогичные функции), ответственному за учетную работу в АО, в компаниях-участниках торгов:

  • высшее образование;
  • при отсутствии профильного высшего образования – стаж не менее 7 лет, из них 5 — на учетной работе;
  • при наличии высшего экономического образования, соответственно, 5 и 3 года;
  • отсутствие непогашенной судимости в экономической сфере.

Главный бухгалтер кредитной организации или финансовой организации должен соответствовать требованиям Центробанка. Аналогично могут устанавливаться иные дополнительные требования к главному бухгалтеру или заменяющему его лицу в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ №402, ст. 7-5).

Функции руководителя по организации бухучета состоят в подготовке юридически значимого пакета документации, позволяющего регламентировать работу бухгалтерской службы, приобретении и наладке техники для работы бухгалтеров и профессионального программного обеспечения, подборе кадров, решении вопроса, кому поручить учетный процесс, и других административно-хозяйственных проблем.

Функции непосредственно ответственного за ведение бухучета (самого руководителя, бухгалтера или главного бухгалтера, сторонней организации) следующие:

  • оформление хозяйственных операций первичными документами в соответствии с требованиями законодательства;
  • предоставление своевременной информации без искажений контролирующим органам, контрагентам;
  • инвентаризация активов компании, с учетом сроков и особенностей, по видам оных;
  • работа с контрагентами, сверка расчетов;
  • хранение документации и отчетности в соответствии с установленными сроками.

Когда точно оштрафуют

Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).

Тип грубого нарушения бухгалтерского учета В чем выражается
Нет нужной «первички» Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная
В регистрах есть мнимые объекты Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось
В регистрах фигурируют притворные сделки К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда»

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Категория субъекта Нормативный акт Пояснения к применению ответственности
Организация Статья 120 НК РФ В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Должностное лицо Статья 15.11 КоАП РФ Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Читайте также:  Штрафы ГАИ за езду без техосмотра в Беларуси

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Требования к ответственному за ведение бухучета

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

В общем случае руководителю фирмы или менеджеру по кадрам, оформляющему главного бухгалтера на работу, следует ориентироваться на квалификационные требования, установленные профстандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.

Нарушения в бухучете: ответственность руководителя или главбуха

Безусловно, просчеты в бухучете могут иметь последствия и для руководителя фирмы. В каких случаях именно он может быть привлечен к ответственности?

В федеральном законодательстве пока отсутствуют нормы, на основании которых можно однозначно разграничить ответственность главного бухгалтера и руководителя организации. Определяющую роль в данном случае играет правоприменительная практика, прежде всего судебная.

Так, в постановлении пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 высказана позиция, в соответствии с которой разграничение ответственности бухгалтера и руководителя следует осуществлять исходя из разности возложенных на них обязательств: руководитель отвечает за организацию учета, в то время как бухгалтер — за его корректное ведение.

ВАЖНО! Можно сделать вывод, что руководитель в общем случае может нести ответственность за неосуществление или некорректную организацию бухучета. Подобные действия или же, наоборот, бездействие руководителя фирмы могут привести к тому, что именно он, а не главный бухгалтер, будет оштрафован или дисквалифицирован по ст. 15.11 КоАП РФ.

Если допущены просчеты непосредственно в ведении бухучета, правомерно говорить о том, что бухгалтер и директор могут нести совместную ответственность за правовые последствия ошибок или осознанных действий.

Кроме того, формулировки ВС РФ позволяют сделать вывод о том, что отвечать за последствия ошибок в ведении бухгалтерии будет только руководитель, если выяснится, что бухгалтер был вынужден осуществлять незаконные действия вследствие прямого письменного распоряжения руководителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ бухгалтер имеет право запросить соответствующее распоряжение по своей инициативе. Например, если посчитает, что вследствие проставления им подписи на том или ином финансовом документе фирме не избежать неприятных последствий.

Так или иначе, следует признать, что разграничение ответственности главного бухгалтера и руководителя фирмы исходя из норм закона и правоприменительной практики — вопрос крайне неоднозначный. Многое зависит от обстоятельств конкретного прецедента, доказательной базы, степени серьезности правонарушения, а также оценки фактов, имеющих отношение к делу, со стороны компетентных исполнительных или судебных органов.

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушения организации в бухучете

В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

  1. Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2021. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
      если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
  2. ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
  3. правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
  4. Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
  5. Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *