Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу право избирать и быть избранным как одно из основных субъективных политических прав распространяется только на граждан данного государства. Это предусмотрено как международным, так и национальным правом большинства стран мира.

По общему правилу право избирать и быть избранным как одно из основных субъективных политических прав распространяется только на граждан данного государства. Это предусмотрено как международным, так и национальным правом большинства стан мира.

В России иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются ни активным, ни пассивным избирательным правом при выборах в органы государственной власти федерального и регионального уровней.

Это означает, что ни иностранный гражданин, ни лицо без гражданства, ни лица с двойным гражданством не могут быть кандидатами в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы и региональных парламентов. Они не могут выдвигать кандидатов, вести предвыборную агитацию, поддерживать кандидатов и политические партии финансовыми пожертвованиями. Однако лица с двойным гражданством вправе голосовать, быть членами избирательных комиссий.

В последние годы появились определенные законодательные новеллы, касающиеся муниципальных выборов. Отныне правом избирать и быть избранными в низовые органы (районные, городские, городов районного значения) местного самоуправления наделяются иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами России, федеральным и региональным законодательством. Право участвовать в муниципальных выборах получают иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципалитета. Как видно, это право никак не касается иностранных туристов, командировочных, нелегальных мигрантов.

Распространенные ошибки

Анатолий Кириллов, юрист: Несмотря на то, что ВНЖ дает право голосовать и даже выдвигать свою кандидатуру на выборы на региональном уровне. Не стоит забывать о ряде других ограничений:

Некоторые респонденты сетуют, что ВНЖ ничем не отличается от их прав и обязанностей, то есть тех, кто с рождения – гражданин РФ. Это далеко не так. Прав у иностранцев намного меньше, а обязанностей больше. К примеру, они должны один раз в год уведомлять миграционную службу о своем присутствии в РФ. В соответствии с регламентирующими документами, каждый обладатель ВНЖ периодически ставит в известность миграционную службу о том, что он никуда не выехал, продолжает жить в РФ, обеспечен жильем и регулярным доходом. Все это подтверждается документами и справками. Если не достает хотя бы одного документа, иностранец может быть депортирован на 3 месяца или оштрафован. По его возвращении придется начинать все сначала – с оформления регистрации временного проживания.

Иностранные граждане и избирательное право

Конституционный Суд РФ разъяснял по данному вопросу, что право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами РФ как за лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством.

Закон не предоставляет иностранным гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ. На региональном уровне выборными должностными лицами являются: высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» наделяет активным и пассивным избирательным правом на выборах как депутатов представительного органа государственной власти субъектов РФ (п. 1 ст. 10), так и высших должностных лиц субъектов РФ (ст. 18) исключительно граждан РФ. Кроме этого, абз. 2 ст. 18 данного закона устанавливает прямой запрет быть избранным высшим должностным лицом субъекта РФ для гражданина РФ, имеющего гражданство иностранного государства либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Избирательное законодательство регионов в ряде случаев прямо устанавливает запрет на участие иностранных граждан в выборах в органы государственной власти субъектов РФ.

Помимо права избирать и быть избранными в органы государственной власти РФ и субъектов РФ иностранные граждане лишаются возможности совершения и иных избирательных действий.

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав налагает запрет для иностранных граждан осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах и референдуме.

Иностранные граждане не имеют права на федеральных или региональных выборах осуществлять сбор подписей за кандидата (список кандидатов); выдвигать кандидатов для участия в выборах; быть доверенными лицами кандидатов; участвовать в агитационных мероприятиях; осуществлять финансирование избирательной кампании кандидата; быть членами избирательной комиссии любого уровня, как с правом решающего, так и совещательного голоса; осуществлять наблюдение за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; выступать в качестве членами инициативной группы граждан по проведению референдума. Осуществлять наблюдение за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, имеют право лишь иностранные граждане, имеющие статус наблюдателей.

Читайте также:  УСН с 2023 года: как перейти и что нового

Однако Закон наделяет иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ, правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Возможность участия иностранцев в формировании органов власти муниципального образования закреплена также в ряде федеральных законов. Так, п. 1 ст. 3 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления определяет, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Далее эти нормы дублирует п. 10 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Устанавливается, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане РФ.

При этом в качестве условия наделения иностранных граждан правом на участие в муниципальных выборах закон называет факт постоянного проживания на территории РФ. Таким образом, положения Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления о постоянном либо преимущественном проживании на территории муниципального образования определяют дополнительные условия для предоставления иностранным гражданам указанного права.

Таким образом, для легитимного участия иностранного гражданина в муниципальных выборах необходимо достижение следующих условий:

1) нахождение в РФ на законных основаниях (наличие действительного вида на жительство и регистрации по месту жительства);

2) постоянное проживание на территории муниципального образования;

3) наличие международного договора, подписанного и ратифицированного РФ;

4) закрепление соответствующей нормы в региональном нормативно-правовом акте.

Недостатки ВНЖ для иностранцев

Иностранцы также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч.3 ст.62 Конституции РФ; ст.4 Закона № 115-ФЗ).

Из негативных моментов ВНЖ в РФ отметим следующие:

— иностранец не может владеть сельскохозяйственными землями, землями в приграничных зонах, заповедниках и лесном фонде.

А при несоблюдении законодательства РФ или невыполнении ряда обязанностей иностранец может быть лишен ВНЖ. Например, ВНЖ может быть аннулирован:

Это означает, что за пределами РФ (в т.ч. и на своей родине) иностранцы не могут находиться более 6 месяцев.

То есть иностранцы, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, иностранцы могут привлекаться к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст.18.8 КоАП РФ).

Не стоит забывать о том, что в ряде случаев выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен. Например, если иностранец задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, имеет долг по уплате налогов.

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

Привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
— использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
— пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
— использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Данил: « Мне непонятно, почему не граждане нашей страны могут занимать место в нашем поселковом сельсовете?»

Анатолий Кириллов, юрист: В соответствии с пунктом 12 ФЗ № 115 граждане, имеющие ВНЖ могут баллотироваться на должности в органы местного самоуправления. Вопрос в другом. Если вы против, то как гражданин РФ вы должны выразить свое волеизъявление в голосовании. Тогда данная кандидатура, если большинство будет против, не займет этот пост. Иностранец без гражданства, но с видом на жительство может выдвигать свою кандидатуру в органы местного самоуправления, но не может участвовать в выборах федеральной власти и Президента, также служить в армии, занимать государственную должность. Эти планы можно реализовать, когда данный кандидат получит гражданство РФ.

Читайте также:  Льготы на автомобильные госпошлины в 2022 и 2023 году

Что такое избирательное право

Избирательное право — это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый — это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй — когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права — наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Право непосредственно участвовать в общественных делах в качестве избирателя обычно регулируется законами федерального статуса, как правило, самой конституцией, поскольку голосование является одним из основных политических прав. Если быть точным, подавляющее большинство конституций устанавливает условия, по которым граждане получают право голоса в избирательных процессах и на референдумах. Голосование разрешено гражданам страны.

Гражданство подразумевает правовую связь между человеком и государством. Оно исторически было основным требованием для права голоса. Просто принадлежность к политическому сообществу позволяет участвовать в принятии решений по общественным вопросам.

Национальность и гражданство необязательно являются синонимичными терминами. Это различие приобретает важное значение в государствах, где проживают граждане, принадлежащие к различным национальностям (с исторической, культурной или политической точки зрения).

Одним из ключевых элементов суверенитета каждого государства является определение лиц, относящихся к категории его граждан. Это определение иногда содержится в самой конституции. Как правило, это тот случай, когда последнее имеет некоторые проблемные особенности, например, в странах с высокой иммиграцией.

Если этого нет в конституции, то гражданство может быть определено в федеральных или национальных законах. Каждый из них точно устанавливает, кто является гражданином с точки зрения места рождения, происхождения или с учетом других факторов.

В связи с этим гражданство является юридическим, а не политическим понятием.

Голосование гражданами других государств

Обычно сфера, в которой гражданам других государств разрешается голосовать, ограничивается муниципальными выборами. Здесь признается, что иностранные жители в равной степени участвуют в местной жизни, и ограниченный политический масштаб не мешает им голосовать на таких выборах. «Договор о Европейском союзе» 1992 года признает право всех граждан Союза голосовать на местных выборах в каждом из государств-членов.

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах, мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

— привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
— использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
— пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
— использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Читайте также:  С 1 февраля сахалинкам за рождение ребёнка будут платить около 700 тысяч рублей

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Кто может получить право на голосование?

Перед тем, как получить ВНЖ в России, надо прожить минимум год в стране и иметь регистрацию временного проживания. Или быть:

  • Политическими беженцами;
  • Бывшими гражданами РФ;
  • Носителями языка;
  • Участниками Государственной программы по добровольному переселению;
  • Высококлассными специалистами, приглашенными в Россию.

Тогда схема получения ВНЖ и права голосовать и быть избранными в местные органы власти будет упрощенной. Все другие категории граждан или лиц без гражданства проходят общую процедуру получения – сначала РВП, затем ВНЖ. Готовят типовой пакет документов для предоставления в миграционную службу:

  1. Переведенный на русский язык паспорт, заверенный нотариально;
  2. Копия миграционной карты;
  3. Документ, подтверждающий, что вы носитель языка;
  4. Участие в государственной программе;
  5. Документ регистрации временного проживания;
  6. Медицинская справка с отметками нарколога, туберкулезного диспансера, лаборатории об отсутствии в крови ВИЧ-инфекции;
  7. Документ об успешной сдаче экзаменов по русскому языку, законодательству РФ и истории России;
  8. Квитанция об оплате госпошлины;
  9. Справка, подтверждающая ежемесячный доход (2-НДФЛ с последнего места работы или другие документы);
  10. 4 фотографии 35 на 45 мм;
  11. Идентификационный номер налогоплательщика.

Избирательные права иностранных граждан в рф

Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также референдума.

В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. Все дееспособные и свободные граждане РФ независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений и других обстоятельств обладают избирательным правом. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в объективном смысле делится на активное и пассивное.

Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.

Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления, но для реализации пассивного избирательного права устанавливаются дополнительные условия: обязательный срок проживания на определенной территории, состояние здоровья и др. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием. Так, право гражданина быть избранным депутатом Государственной думы наступает по достижении 21 года, Президентом РФ – с 35 лет.

Избирательные права граждан осуществляются на основании всемирно признанных принципов: всеобщности, равноправия, непосредственности и тайны голосования.

Под референдумом понимается голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного значения. Право граждан на референдум только правом на участие в голосовании не исчерпывается, они вправе требовать назначения референдума по жизненно важному для них вопросу.

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

— привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
— использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
— пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
— использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *