Как изменятся тарифы страховых взносов с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся тарифы страховых взносов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

Общий тариф страховых взносов

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).

Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):

  • 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – свыше предельной величины.

Льготы по страховым взносам для субъектов МСП

Во вторую группу «льготников» вошли компании малого и среднего бизнеса, которые на бессрочной основе смогут уплачивать страховые взносы по совокупной льготной ставке 15%. Данный тариф начиная с 2023 года смогут применять (п. 2.4 ст. 427 НК РФ):

  • организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
  • субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП;
  • организации, получившие статус участников инновационного центра «Сколково».

Зачем нужна система гарантирования в добровольных пенсионных программах

Для того, чтобы обеспечить устойчивость и доверие со стороны клиентов, которые самостоятельно копят средства на будущую пенсию по добровольным пенсионным программам в НПФ, было принято решение реализовать систему гарантирования.

Среди всех способов накоплений НПФ предоставляет специализированный инструмент для долгосрочных накоплений — добровольные пенсионные программы. Суть которых заключается в формировании пенсионного капитала посредством комбинаций условий: заработка на российском финансовом рынке и обеспечении минимальной доходности вместе с налоговыми льготами как для человека, так и для его работодателя.

В чем суть реформы внебюджетных фондов

С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

  1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

  2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

  3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

Читайте также:  Отказ от наследства в пользу другого наследника

После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

Что изменится для бизнеса:

  1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

  2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

  3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

  4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

Один фонд – единая база для расчетов.

С начала будущего года предусмотрено введение единой предельной облагаемой базы по страховым взносам, а также – единой тарификации.

Что характерно, в число лиц, подлежащих обязательному страхованию, будут включены новые категории:

  • граждане, работающие и получающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного страхования;
  • студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (только в очной форме) и получающие вознаграждение за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, будут включены в базу обязательного пенсионного страхования;
  • граждане иностранных государств (и лица без гражданства), временно проживающие в России, осуществляющие высококвалифицированную трудовую деятельность, будут включены в базу обязательного медицинского страхования.

Принцип действия программы софинансирования

Целью госпрограммы являлось побуждение граждан к увеличению накопительной пенсионной части за счет собственных доходов. Софинансирование в первую очередь предназначалось для трудоустроенных участников ОПС, имеющих право на получение страховой пенсии по старости. Вторым обязательным субъектом финансирования стал Пенсионный Фонд. Работодатели могли участвовать в программе по собственному желанию.

Чтобы поощрить работающих людей более активно копить на пенсию, были реализованы следующие программные положения:

  • участник ОПС создает накопительный счет в пенсионном фонде государства или в любом НПФ из предложенного списка, каждый год перечисляет на счет сумму от 2000 руб. и более, частями или полностью;
  • государство ежегодно в 2 раза индексирует взнос в размере от 2000 до 12000 руб.;
  • если гражданин отложил выход на пенсию, то вклад будет дофинансирован или увеличен в 4 раза;
  • на сумму финансирования предоставляется 13% налоговый вычет от перечисленной суммы на уменьшение НДФЛ.

Право на распоряжение накоплениями передается ПФ или НПФ по заявлению участника. Пенсионный Фонд направляет средства в ГУК Внешэкономбанка. НПФ инвестирует в прибыльные проекты, ежегодно распределяя полученную прибыль между вкладчиками.

Работодатели могут пополнять накопительную часть пенсии сотрудника из собственных средств. В качестве стимула государство предусматривало для них налоговые льготы. Перечисленные взносы отражаются в качестве расходов, что уменьшает налогооблагаемую базу.

Кто может вступить в программу финансирования пенсии

Госпрограмма софинансирования накопительных пенсионных сбережений граждан остановлена. Сегодня удвоение сбережений происходит только на счетах людей, успевших подать заявление до 5 ноября 2014 года. Данная мера господдержки была оптимальным вариантом для граждан, рожденных до 1967 года, так как они не имели накопительной части пенсии. Для более молодых пенсионеров программа не выгодна.

Подать заявление на включение в госпрограмму софинансирования пенсионных накоплений могут:

  1. граждане, имеющие право на страховое пенсионное обеспечение;
  2. люди в возрасте от 55/60 лет, которые официально трудоустроены, но еще не получают социальных пособий и пенсии;
  3. нетрудоустроенные пенсионеры.

Если граждане одновременно работают и получают пенсию, то они не имеют права вступать в госпрограмму. Люди, которые не успели направить заявление до 31 января 2015 года, могут принять участие в госпрограмме и увеличивать накопительную часть. Но государство не будет индексировать сбережения новых участников.

«Для работодателей упростится процедура уплаты страховых взносов»

Что изменится для работодателей – предприятий и организаций в 2023 году?

От объединения фондов мы ожидаем снижения административной нагрузки на работодателей в связи с упрощением процедуры уплаты страховых взносов. Это в первую очередь введение единого тарифа. Если сейчас работодатели формируют отдельные расчеты и платежи по каждому виду социального страхования и предоставляют отчетность как в ПФР, так и в ФСС, то теперь работодателям достаточно будет сформировать один расчет и направить один платеж. А далее в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределит платеж по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. С той же целью экономии времени и упрощения документооборота работодателей вводится единая форма отчетности. Безусловно, это снизит риск бухгалтерских ошибок и, следовательно, штрафов. Кроме перечисленного появится одна общая дата представления информации о работниках, что сделает порядок отчетности проще. Также будет отменена ежемесячная отчетность в ПФР о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М), вместо нее работодатели будут передавать в налоговые органы данные о заработке сотрудников.

Каков будет размер единого тарифа страховых взносов для работодателя?

Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и сейчас, составит 30% в пределах базы и 15,1% сверх базы. Действующие льготные категории плательщиков будут объединены в несколько групп со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше минимального размера оплаты труда – для малого и среднего бизнеса, резидентов Сколково.

Тариф в 7,6% будет действовать для ИТ-компаний, НКО, благотворительных фондов, организаций-мультипликаторов, резидентов особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также организаций, уплачивающих взносы за деятельность студентов-очников высших учебных заведений в студенческих отрядах. Тариф в ноль процентов будет действовать для экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

В результате этих изменений существенную поддержку получат НКО и благотворительные фонды, для них тариф уплаты страховых взносов снизится с 20% до 7,6%. Таким образом, все действующие льготные режимы не только сохранятся, но и расширятся, а отдельные льготные категории получат дополнительные преимущества в результате оптимизации тарифов страховых взносов.

«За год в проактивном режиме в Татарстане выдано более 91% сертификатов на маткапитал»

Объединение стало возможным в том числе за счет автоматизации многих процессов. Каковы результаты этой работы и дальнейшие планы в развитии проактивных услуг? Что еще планируется внедрить в объединенном Социальном фонде?

Читайте также:  Программа доступного жилья для молодой семьи

С этого года мы автоматически оформляем пенсии по инвалидности, уже назначено более 8 тыс. таких выплат, в целом работа идет достаточно успешно. Также проактивно мы оформляем сертификаты на материнский капитал. После рождения ребенка нам приходят данные из реестра ЗАГС, далее специалисты формируют сертификат и отправляют его маме на портал госуслуг. Только в 2022 году в проактивном режиме в Татарстане выдано более 91% сертификатов.

По выплатам, которые пока работают заявительно, Пенсионный фонд также старается делать все самостоятельно. Например, по выплате на детей от 8 до 17 лет подается только заявление через портал госуслуг, дальше все процессы запускаются автоматически. Проводя комплексную оценку имущества семьи, в ПФР по запросам поступают сведения из Федеральной налоговой службы – о доходах родителей, из Росреестра – об имуществе, из МВД и МЧС – о наличии автомобиля или, например, лодки. Комплексная оценка проводится довольно эффективно, за счет этого 99% выплат мы назначаем в пределах десяти рабочих дней.

Кроме того, наличие базы персональных данных позволило в этом году проактивно информировать людей о размере сформированной пенсии и условиях, при которых она назначается. На данный момент уведомление уже получили более 133 тыс. татарстанцев: мужчин в возрасте от 45 лет и женщин от 40 лет. Информация приходит в личный кабинет»на портале госуслуг. По ней можно увидеть накопленные на данный момент пенсионные права, включая стаж и коэффициенты, и, самое главное, размер пенсии, рассчитанный по этим параметрам. Это помогает гражданам в том числе планировать дальнейший трудовой путь. Беззаявительный принцип работы и удобство для людей останутся основными направлениями развития нового фонда.

С 2023 года будет установлен единый тариф по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Напомним, что в ИФНС уплачиваются взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ с выплат работникам.

По общему правилу единый тариф, в который войдут все налоги с зарплаты в 2023 году, будет установлен в следующих размерах:

  • 30% – для взносов, исчисляемых в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – для взносов, исчисляемых свыше установленной единой предельной величины базы.

Как видим, базовый тариф в пределах лимита не меняется. Сейчас работодатели тоже в общем случае платят взносы суммарно по тарифу 30%, но этот налог состоит из 3-х частей:

Назначение взноса Отчисление в процентах
на ОПС 22%
на ОМС 5,1%
на ВНиМ 2,9%

Идея объединения ПФР и ФСС в единое ведомство обсуждается более 10 лет. И вот, 14 июля, был принят пакет законов, где можно увидеть семь изменений, которые так или иначе коснутся почти каждого из нас.

На то, чтобы подготовиться к созданию нового ведомства, понадобилось много времени – больше года. Однако законотворцы убеждают в правильности этого решения, опираясь на два факта:

  1. Это удобно. Теперь все нужные выплаты и документы, за которыми раньше нужно было обращаться в две организации, можно будет получить в едином окне нового фонда.
  2. Это экономично. Одно ведомство государству содержать куда выгоднее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *