Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Важность инклюзивного образования

Количество проживающих в России детей с особенностями физического и ментального развития на 2022 год составляет более 700 тысяч. Закон об образовании гарантирует каждому из них доступ к получению знаний, умений и навыков невзирая на имеющиеся отклонения от нормы. В настоящее время многие учатся наравне со сверстниками в обычных организациях благодаря созданию соответствующих условий.

Важность инклюзии состоит в предоставлении возможности инвалидам находиться среди обычных детей, не обремененных аналогичными проблемами со здоровьем. В этом заключается главное отличие инклюзивности от широко применявшегося ранее надомного обучения, когда ребенок был лишен общения со сверстниками, не мог участвовать в жизни школы.

Педагогические приемы и методы инклюзивного образования

  • Совместное групповое обучение. Каждому участнику отводится своя роль, и успех образовательной деятельности зависит от выполнения всеми членами группы возложенных на них функций. Учитель организует взаимодействие между подопечными, следит за тем, чтобы ребенок с ОВЗ принимал активное участие в процессе получения знаний.
  • Взаимное обучение. Под контролем педагога здоровый ученик передает свои умения особенному однокласснику. Такой прием доказал свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют сверстникам и охотно перенимают от них знания и навыки. Взаимное обучение подходит для многих предметов школьной программы.
  • Игровые методы. Обширный набор приемов, включающий вариант для всех возрастных групп и условий обучения.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

За и против инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченнъми возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

Читайте также:  Повышение пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное обучение, адаптированная образовательная среда, дети с особыми потребностями.

Laura ^aHeva ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE

EDUCATION AND INTEGRATION

Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку или как совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений .

Инклюзивное образование — это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования .

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовле-

УДК 37 Л.П. Феталиева

© Феталиева Л.П., 2015

творения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного .

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) — это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей т.е. процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Инклюзивное образование — это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей . Инклюзивного образование — процесс «включения» детей-инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии, на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных» .

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции организации объединенных наций в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 г. был объявлен Годом равных возможностей. Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Это потребует иного подхода к организации обучения, означающего реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

Читайте также:  Как платить налог на выигрыш в лотерею?

Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. В теории и образовательной практике России развивается и другое направление совместного обучения детей с особыми потребностями со здоровыми. Это направление обычно обозначают термином интеграция. Эта категория детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы:

— дети, чья интеграция невольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;

— дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят

обучать их в массовом детском саду или школе; к сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;

— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;

— в дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.

Инклюзивное образование Плюсы и возможные минусы

Шилова С.П.

МБОУ «СОШ №55»

Учитель английского языка

«Инклюзивное образование. Плюсы и возможные минусы.»

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности на равных с остальными детьми, их не брали в обычные, общеобразовательные учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна.

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Каждый ребенок должен иметь возможность полностью реализовать свой потенциал, независимо от своих потребностей и иных обстоятельств. Возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Инклюзивное образование. Что это такое?

Инклюзивное образование – это целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но современные педагоги должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение. [ 1]

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании, где 10 июня была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».

Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех».

Такие школы существуют на принципе, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения.

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Читайте также:  Как получить субсидию на оплату ЖКХ

Интеграция или отчуждение?

До сих пор дети с ограниченными возможностями здоровья и без таковых обучались в Германии в разных школах. Однако с недавнего времени обязательное коррекционное образование отменено, что позволяет абсолютно каждому ребенку посещать общеобразовательную школу. Под инклюзией в первую очередь понимают совместное обучение. Его сторонники видят в этом большие возможности, прежде всего на уровне социальных и межличностных отношений, так как толерантности невозможно научиться по школьному учебнику. В инклюзивных школах дети с раннего возраста будут непринужденно и естественно общаться друг с другом. Одновременно с этим дети с ограниченными возможностями здоровья смогут подготовиться к относительно самостоятельной жизни в будущем.

«Минусы» инклюзивного образования

В инклюзивном образовании есть ряд минусов:

  1. Имеющееся на сегодняшний день инклюзивное образование, которое требует постоянной модернизации, связанной с улучшением качества.
  2. Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов), имеющих соответствующие знания по сопровождению людей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.
  3. Не всегда объективная оценка знаний учащегося (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
  4. Не повсеместная доступность инклюзивного образования.
  5. Иногда встречаются отличия от общегосударственного учебного плана, который не позволяет учащимся продолжать своё образование.
  6. Отсутствие достаточного объёма информации для граждан, нуждающихся в инклюзивном типе образования. Вследствие чего возникает пласт людей, окончивших школу и не получивших дальнейшее образование, и в результате становящихся иждивенцами государства.

Что такое инклюзивное образование?

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Сложности внедрения инклюзии

Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на ресурсные и социальные. Многие барьеры являются частью «архитектурного» окружения, например: отсутствие пандусов, подъёмников, звуковых светофоров на пешеходных переходах и другие. Однако, согласно социальной модели, это — «вторичные» барьеры. Их нужно устранять, но без ликвидации первопричин борьба с ними становится бесконечной. В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников, родителей и учителей. Другими существенными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике.

Статья на тему «Из опыта работы инклюзивного детского сада»

XXI век можно назвать временем переосмысления человеком своего места и роли в мире. Наблюдается тенденция развития таких процессов как осмысление толерантности к людям с ОВЗ и развитие инклюзивного образования. В последние годы в России ведется активная политика по внедрению инклюзивного образования, которое находится под пристальным надзором общества и активно входит в нашу культуру.

В рамках инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» функционируют наряду с общеобразовательными группами ресурсная группа для детей с РАС, лекотека и 2 компенсирующих группы для детей с ТНР. На протяжении трех лет специалистами детского сада ведется работа по всестороннему развитию детей с ОВЗ. Стоит отметить, что на всяком пути реализации проекта, педагогическому коллективу приходится сталкиваться с различными сложностями и трудностями при достижении поставленных целей и задач.

Свою работу по организации инклюзивного образования мы поделили на три направления:

— постоянное совершенствование навыков педагогов по работе с детьми с ОВЗ;

— правильное выстраивание взаимодействия нормотипичных детей и их родителей с детьми с ОВЗ;

— работа с родителями особенных детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *